Российская общественность активно обсуждает вступление в силу закона, предусматривающего ответственность за сокрытие второго гражданства. Понятно, что волнуются в основном те, у кого это самое двойное гражданство. Тем более, что ответственность-то уголовная. Как же закон будет работать? И чего ждать в случае нарушения этого нормативного акта?
Теперь, согласно документу, "двоеграждане" должны уведомлять о своем статусе региональные органы ФМС. Можно даже без личной явки — по почте, вложив в конверт ксерокопию паспорта иноземной державы. Главное — успеть сделать это в течение двух месяцев.
Исключение составляют лишь жители Крыма, для которых срок вступления закона в силу отложен до 1 января 2016 года — ввиду неопределенности с отказом крымчан от гражданства Украины. Отказ же этот нынешние власти в Киеве, аккурат после крымского референдума о присоединении к России, сделали практически невозможным.
Официально — для "поддержки украинцев, стенающих под игом российской оккупации". Реально — чтобы гигантские цифры тех, кто отказался от "жовто-блакитного" счастья не портили пропагандистскую картинку лубочного украинского патриотизма в якобы единой Украине.
Читайте также: Чего боятся двоеграждане?
Но вернемся к рассматриваемому закону. В случае если россиянин, имеющий больше одного паспорта, не сообщит об этом факте в компетентные органы, ему угрожает уголовная ответственность. При этом речь здесь не идет о реальных сроках лишения свободы.
Cамые радикальные депутатские предложения ввести норму об "отсидке" до двух лет не были поддержаны президентом и правительством и в итоговый вариант законопроекта не вошли.
Читайте также: Двоегражданам напоминают о лояльности
А потому "двоегражданам" угрожает лишь два вида наказания: штраф в 200 тысяч рублей или 400 часов обязательных работ. Деньги, конечно, не так, чтобы совсем маленькие. Но, думается, тех, кто получал зарубежные паспорта с целью облегченных загранпоездок или на случай возможного бегства из России в "благословенное забугорье", потеря чуть меньше 6 тысяч долларов явно не разорит. Впрочем, для совсем уж бедных всегда остается возможность отработать свое наказание на уборке улиц или прочих общеполезных работах в течении пары месяцев, исходя из 8-часового рабочего дня с одним-двумя выходными в неделю.
Впрочем, те "российские иностранцы", которые по каким-то причинам не успели (или не захотели) подать сведения о себе в положенный двухмесячный срок, но после решили раскаяться, не должны отчаиваться — дескать, "все равно под суд идти — пусть уж и дальше буду скрываться от закона". В случае если их "сидение на двух стульях" не будет раньше выявлено правоохранителями, добровольно поданное даже с опозданием заявление в ФМС предусматривает всего лишь довольно смехотворный административный штраф в размере от 500 до тысячи рублей. То же самое предусмотрено в случае неправильного или неполного заполнения анкет (и даже умышленного предоставления ложных данных).
Вскользь можно заметить, что наличие такой "вилки" в ответственности несет и немалые коррупционные риски. Сравнимые с ситуацией, когда найденное при обыске или личном осмотре у гражданина оружие (после разговора по душам с работником полиции) оформляется как "добровольно сданное". После чего уголовная ответственность "от 2 до 5 лет" для таких "добровольцев" не наступает. Правда, цена услуги, по данным из соцсетей, тоже весьма немаленькая. Ну так и в случае с зарубежными паспортами никто не мешает вместо отправки дела в уголовный суд, оформить, даже задним числом, заявление о наличии такого паспорта с опозданием.
Читайте также: "Крымские татары хотят двойное гражданство"
В самом деле, осужденным "двоегражданам" стоит бояться не только лишения 6 тысяч долларов или необходимости поработать на благо общества. На них (минимум год) будет висеть непогашенная судимость. А это в ряде случаев куда более серьезно, чем самый большой штраф. Самое первое — судимых граждан просто не выпустят за рубеж, и никакой второй паспорт не поможет.
Немаловажный аспект — наличие судимости, мягко говоря, плохо сказывается на авторитете кандидата в работники у потенциальных работодателей. Так, по данным недавнего опроса сайта superjob. ru, лишь 8 процентов фирм готовы принимать на работу судимых — и то, только после того, как досконально разберутся, за что именно они были осуждены. 25 процентов компаний ответить затруднились. А две трети, 67 процентов, категорически заявили, что неснятая судимость у соискателя — аналог "волчьего билета", и на работу у них такие люди могут не рассчитывать.
Вскользь можно заметить, что данные о людях даже со снятой судимостью все равно продолжают храниться в вычислительных центрах МВД. И при небольшом желании и наличии связей в правоохранительной среде сотрудники отделов кадров могут без особого труда ознакомиться с этой информацией…
Еще судимые не имеют права получать лицензию на оружие (а при ее наличии она аннулируется), занимать должности в "режимных" учреждениях, быть избранными в представительские органы власти любых уровней. Впрочем, "двоеграждане" и так уже ограничены в последнем пункте — так что он им особо не страшен.
Что ж, можно только приветствовать усиление борьбы государства с любителями "сидеть на двух (а то и больше) стульях". Пусть пока санкции за сокрытие такой информации и не очень жесткие, но, по крайней мере, они позволят составить "базу данных". На которую можно будет ориентироваться при рассмотрении желательности кандидатур для того или иного рода деятельности.
Ведь в мало-мальски серьезных сферах "слуги двух господ", мягко говоря, "не в тему". Об этом говорится еще в Евангелии: "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть" (Мф.6:24).
А истинная свобода, за которую так ратуют записные либералы, не в попытке соединить несоединимое, лояльность к своей Родине и ее все более явным противникам — но в честном выборе для себя, кого из них ты больше предпочитаешь.