Рустам Чернов: Общество без насилия - это миф

История человеческой цивилизации — это история насилия. Мир стал таким, каким мы видим его сейчас, благодаря сражениям, войнам и революциям… Может ли общество развиваться ненасильственным путем? Об этом корреспондент Pravda.Ru побеседовал с известным адвокатом, членом философского общества Российской Академии наук Рустамом Павловичем Черновым.

— Рустам Павлович, еще совсем недавно нам казалось, что эпоха вооруженных конфликтов и войн остается позади. Но, к сожалению, последние политические события показали, что это не так…

— Великий просветитель, английский философ-материалист Томас Гоббс писал, что до возникновения государства в человеческих отношениях была война "всех против всех". Государство возникло как форма договора, предусматривающего ограничение насилия. Например, путем наказания. Первым исследованием на эту тему был трактат Аристотеля "Афинская полития". Аристотель считал, что есть люди от рождения свободные и есть люди — рабы и варвары, неспособные к умственному труду. Философ рассуждает, как свободные люди справляются со своим естественным желанием наказывать. И отвечает — путем законов. Закон есть форма договора. Именно возможность насилия продуцирует в государстве закон. Закон без насилия ничто, указывает Аристотель.

Следующее исследование, которое заслуживает внимания применительно к теме наказания и насилия, это трактат "О праве войны и мира" Гуго Гроция, относящийся к ХVI веку. Он впервые в истории указывает, что народ тоже имеет право на восстание против своего правительства, на насилие против тех, кто, по его мнению, несправедлив. Таким образом, Гроций приписывает насилию, например, в форме успешного мятежа, очищающую силу для государственности. Эта концепция легла в основу всех демократических режимов.

Читайте также: Маргиналы: карать или реабилитировать?

В ХХ веке великий теоретик государства Карл Шмидт написал, что "государство не есть форма сложения людей", как учили Аристотель, Гроций и другие великие просветители. Государство есть нечто большее, это форма репрезентативности массы людей, так называемый "фюрер-принцип". И основным представителем государства является человек наверху, правитель, "фюрер". Он объединяет в себе исполнительные, законодательные и судебные функции.

Но в 40-50-х годах эта теория была отвергнута обществом. Было объявлено, что насилие — это плохо. Была создана Организация Объединенных Наций, объявлено формальное юридическое равенство людей, запрещены физические расправы, смертная казнь… Было принято за основу утверждение, что все люди равны с момента рождения и мы должны жить в гуманистическом обществе.

— Как, по Вашему мнению, будет дальше меняться отношение цивилизации к насилию?

— Современные философы утверждают, что Потсдамская конференция 1945 года, обсуждавшая в том числе реформы обучения, воспитания и судебной системы, не учла быстрый рост народонаселения в мире. В результате мы имеем так называемый "золотой миллиард", в который входят люди с наиболее высоким уровнем жизни, а 7 из 8 миллиардов людей на Земле страдают от недоедания и различных болезней, связанных с низким уровнем жизни. И, к сожалению, мало кого из "золотого миллиарда" волнует то, что ежегодно в Африке умирает 20 миллионов детей… Думаю, что концепция формального юридического равенства сегодня терпит фиаско. Западноевропейская цивилизация, которая причисляет себя к развитому миру, фактически вернулась к закамуфлированному принципу "дифференциации по Аристотелю", развитому впоследствии Карлом Шмидтом. Все это постепенно сдвигает рамки гуманизма, и нас, скорее всего, лет через 150-200 ждет передел материальных благ. Когда это будет происходить, вернется состояние "все против всех", и останутся в живых только те, кто сможет защитить свои интересы. С учетом того, что большинство социально успешных, как они полагают, людей обычно не умеют пользоваться оружием, вряд ли они смогут выжить.

Читайте также: Какой будет смерть Вселенной?

— Словом, насилие неизбежно?

— Насилие остается движущим фактором развития современного человечества. Это видят те семь миллиардов, которые смотрят на нас и не могут дотянуться до наших благ. А наши силовые и социальные институты, в свою очередь, не позволяют этим семи миллиардам достичь того уровня развития, которого на сегодня достигла западная цивилизация.

Так что диалог не закончен. Сколько бы мы ни предпринимали усилий остановить насилие, тенденция это постоянная, и надо ко всему быть готовыми.

Человек — это хищник, животное, для которого насилие естественно. Просто мы с вами сейчас "сытые люди". Но когда вы встретите "голодного" человека, будьте готовы к тому, что он не будет с вами разговаривать, а просто зарежет и съест…

Беседовал Борис Кулябин.