Известный режиссер, президент Фестиваля военного кино имени Ю.Н. Озерова Олег Урюмцев побывал в прямом эфире видеоканала Pravda.Ru. В программе "Точка зрения" Олег Урюмцев рассуждает о таких проблемах, как утрата патриотизма в российском кино, потерянном поколении девяностых годов, пятой колонне и сатанинских технологиях Запада на Украине.
— Какие фильмы у нас снимаются, а какие должны были бы сниматься, а не снимаются? Фильмов, на которых можно было бы учиться, где можно почувствовать гордость за свою страну — единицы. Наверное, "Легенда №17" из последних, и "Гагарин. Первый в космосе".
— Да, согласен. В советское время была целевая политика, такая грамотная, выстроенная. Пусть она была жесткая, с переборами. Были редакционные советы, которые могли человека загнать не то что за Можай, а в гроб вообще, потому что они самовольно решали, что может художник себе позволить, а что нет. Перегибы были. Некоторые кончали жизнь самоубийством, другие скатывались в пьянство, потому что другого выхода не было. Сейчас мы выруливаем примерно на ту же дорогу, но не с такими жесткими условиями. Раньше никого не спрашивали: ты — пешка, ты снимаешь. Тебе задачу поставили — снимай. Сейчас продюсер примерно также себя ведет, как тогда редакционная коллегия и комитеты. Ничто в жизни не происходит просто так. Потому что сама ситуация сейчас, которая сложилась в мире, вернула нас к патриотизму. Событие, которое произошло с присоединением Крыма, это невозможно описать. Мы его еще не осознали. Я бы фильмы снимал об этом. На основе личной истории двух людей, которые жили один в Киеве, другой в Крыму. Вот это была бы история.
А когда хотят поднять грязные тряпки, например, Юлии Тимошенко, там ничего, кроме грязи не будет. Достоевский тоже ведь для себя поднимал вопрос, показывать зло или не показывать. Ведь если показать зло, вскрыть его, как операцию провести, — показать, как оно происходит, то возникает некоторая хронология этого зла, как в "Преступлении и наказании". Нужен ли нам пример Юлии Владимировны? Может быть, с точки зрения режиссера или продюсера, эту тему интересно исследовать. Но события не завершились, чем все это кончится никому неизвестно. А уже будет герой на экране.
Читайте также: "Золотая рыбка" в городе N" - посмотреть и застрелиться
Есть еще мистический фактор. Не хотите ли вы попасть в эту же петлю, в которой она сейчас находится? Затянется эта петля или нет — тоже этого никто не знает. Но факт, что Штаты ее уже не принимают, от нее мягко отказались. И зачем ей лететь в Штаты, извините меня, если Джозеф Байден здесь, директор ЦРУ здесь, госпожа Нуланд тоже здесь. А чего летать? Приди да проконсультируйся, флаг уже висит на Совбезе. А показывать плохой пример в качестве положительного — вообще незачем. Для какой цели? — Чтобы у нас еще одна Тимошенко где-то появилась? Да нам ее одной за 20 лет уже вот так. Мне кажется, хватит еще здравого смысла, чтобы сейчас этим не заниматься.
— Но сложно говорить о здравом смысле Фонда кино и министерства культуры. Мы писали материал о детском фильме "Золотая рыбка в городе N". Там играют достаточно известные артисты Джигарханян, Гусева, Харатьян… Тема фильма: надо брать танки и идти бомбить Москву, чтобы от нее ничего не осталось, потому что в Москве все заелись — стреляют друг в друга, скорее бы все перестреляли друг друга. Показывается ужасная Россия, все пьют, родители — либо горькие пьяницы, либо торгаши и мерзавцы. Безнадега полная, и мечта всех девушек российских — выйти замуж за американца. Фильм был выпущен в 2011 году по заказу Госкомитета по телевидению и радиовещанию. Мы написали об этом и отправили запрос в министерство культуры ноябре прошлого года: на основании каких решений был снят этот фильм и кто его финансировал? Нам ответили спустя четыре месяца, что не ваше это дело, потому что это был открытый конкурс, а все документы уничтожены по прошествии времени. Как принималось решение, кто участвовал в конкурсе — большая тайна.
— Это колонна та же самая, которая потом ходила на Болотной площади, это тихий омут, который в конце концов всплывает и показывает свое истинное лицо. В министерстве уже давно поменяли отборочные комиссии. Сейчас там очень хорошие, умные, талантливые и действительно думающие люди. Я надеюсь, что сейчас все изменилось. А то, что есть пятая колонна, — да никто не сомневается. Владимир Владимирович очень точно, лояльно и без всяких оскорблений подходит всегда к собеседнику, с кем встречается, отвечает на вопросы. Он, как духовник Оптинский, никогда не переходит на точку кипения, на оскорбления, осуждение. Это удивительная черта у него. Я думаю, что нам всем надо такой точки зрения придерживаться, никогда не переходить на личности… Чтобы никогда не перейти эту грань. Да, мы знаем об этой колонне, но она сейчас, видите, сама засветилась очень ярко. Понятно, сколько денег туда влито. Сейчас даже Нуланд говорит, что мы пять миллиардов долларов вложили в новую цветную революцию на Украине. Да там не пять, там, извините, значительно больше — это просто официальные цифры. Они обозначились, мы знаем, что есть такая темная сила.
Читайте также: Спасая рядового Райана, забыли про Теркина
— А что нам смотреть-то? Хорошие фильмы-то появляются, появятся?
- С 2011 года все-таки изменилось очень многое в нашей стране. Вы посмотрите, какое Господь обозначил нам направление патриотизма, любовь к Отечеству. Нужно посмотреть внутрь себя, нужно действительно людей воспитывать. 90-е годы были потеряны, потому что была Америка, с ней сникерсы-шникерсы и так далее, киоски пивные на каждой остановке… Наши партнеры писали нам законы, как сейчас они пишут на Украине. И даже Конституция с их помощью написана. Сейчас мы, конечно, выбираемся. В том числе и нужные фильмы стали появляться и еще будут обязательно. У фильма "Сталинград", на мой взгляд, сценарий, драматургия — ахиллесова пята, а с точки зрения режиссуры, все безупречно. Но люди видят картинку и пока не вникают в драматургию. В целом "Сталинград" — это хорошая продукция на высоком художественном и техническом уровне.
Отборочная комиссия в минкульте уже поменялась. Конкурсы продолжаются. И сейчас направление патриотизма может быть доминирующим в связи с событиями, которые происходят в мире. А у нас оно было всегда доминирующим, оно было в крови. Когда я еще маленьким выходил на линейку какую-то в качестве чтеца, у меня уже был патриотизм. Это главная составляющая моей жизни. Но выросло поколение, для которого это уже совсем не главное. Потому что технологии сейчас, и нам помогли вырастить общество потребления. Патриотизм, любовь к Родине, даже к маме и папе им по барабану. В результате мы получаем таких маленьких драконов.
Американцы насадили по миру новые правительства. И на них без усмешки посмотреть нельзя. Яценюк, мне кажется, недоучившийся студент. Их не интересует, какие у него знания, как у государственного мужа. Главное, чтобы он ЕГЭ сдал по политтехнологиям, и все. То же самое Турчинов. Вот зря у нас куклы отменили. Это же говорящие губы, это была бы укатайка для этого шоу.
Сейчас, если говорить глубоко и точно, осуществляются сатанинские технологии. То есть называется все с точностью до наоборот. Они делают провокации и при этом сваливают на Российскую Федерацию. Мы можем говорить: "Ребята, летайте над нашей территорией, посмотрите, нет у нас там войск, они даже под кустами у нас не прячутся". Но это все бесполезно. Все равно они войска вводят. Это чистая дьявольская технология. Она была всегда присуща определенным странам, определенным правлениям. Они на этом и живут.
Читайте также: Американский киношлак на ваши головы!
— Да, дьявольская. И Геббельс тоже учил черное называть белым, и большому количеству людей это сказать. И самое удивительное, что люди этому верят.
- "Разделяй и властвуй" известно с древности. То же самое и Наполеон делал. Он сжигал деревни точно так же, как сжигали немцы. А тут одна педагогиня в школе, где у меня ребенок учится, сказала: "Надо было Наполеона цветами приветствовать". Она преподает русский и литературу! Тогда с деревнями сжигали, точно также сгоняли в сарай и сжигали, уничтожали людей, наших русских, православных. Вот и на Украине решение о запрете советских фильмов военной тематики, потому что они мешают им творить беззаконие. Китайцы, наоборот, снимают много патриотических фильмов, в том числе по нашей истории. Они с государственной монополией на кинематограф продвигаются гораздо быстрее. У нас очень много своеволия. Мы в свое время очень многое позволили с этой демократией. Говорят, что это слово произошло от от народа, мне кажется, от демона.
У Достоевского был роман "Бесы". Там верно подмечено, что дай человеку свободу, он все равно будет искать себе руководителя, чтобы тот у него урезал эту свободу, потому что человек не знает, что делать. В конечном итоге, когда у него все есть, когда он все может, остается только повеситься. Свобода — это осознанная необходимость. Когда человек понимает свою дорогу, свое предназначение. Владимир Владимирович сказал в беседе с Толстым, что культура — главная субстанция нации. Она должна быть комплексной. Это наш фундамент, на котором мы стоим и держимся. Поэтому не надо разрушать этот фундамент. Если мы в культуре начнем разрушать этот фундамент, то тогда у нас патриотов не будет ни одного. У нас будет сплошной майдан. Поэтому давайте лучше строить фундамент главной субстанции нации.