На офисный планктон нет серпа и молота

Минобрнауки, которое своим реформаторством уже вконец извело школы и вузы, все никак не доберется до профтехобразования, хотя именно в этой сфере наблюдаются самые большие проблемы. Учиться рабочим специальностям мало кто хочет — не очень престижно. Но как выходить из ситуации? Ведь высококвалифицированные рабочие — это основа промышленности.

Но сначала немного истории вопроса. Вообще со времен СССР считалось, что профессиональное или профессионально-техническое училище или (ПУ или ПТУ) — это учебное заведение, где вместе с началами рабочей профессии "автоматом" дают и среднее образование. В России (да и в других странах бывшего СССР) здесь готовят квалифицированных рабочих по профессиям, требующим повышенного образовательного уровня.

Также к категории средних специальных учебных заведений относились техникумы, или, как сегодня говорят, колледжи. Своеобразными предшественниками ПТУ являлись фабрично-заводские и ремесленные училища, существовавшие еще аж со времен Российской империи.

Считались эти учебные заведения не очень-то престижными. Помню со времен юности, как в свое время острословы расшифровывали аббревиатуру ПТУ — "помоги тупому устроиться"… Обидно, конечно, но все-таки в чем-то верно. Туда нередко шли те молодые люди, которым не давалась учеба в старших классах, или те, которые просто не поступили в институт.

Впрочем для некоторых малолетних правонарушителей самые разнообразные ГПТУ, ПУ, СпецПТУ, ТУ, ПТУ, а потом (по их окончании) и могучая Советская Армия были неким "отстойником", который вполне мог пригодиться для того, чтобы избежать (точнее переждать) уголовную ответственность за какие-нибудь мелкие преступления, типа дворовой "хулиганки". Думаю, люди старшего и среднего поколения подтвердят мои слова. Так было…

ПТУ как таковые были созданы в 1954 году. В конце 50-х годов, при Хрущеве, они были зачем-то реорганизованы, но в 1966 году, уже в начале правления Брежнева, восстановлены в прежнем виде. Тут во времена Союза готовили кадры по более чем 450 рабочим профессиям (сварщик, строитель, слесарь, электрик, сантехник, автомеханик, столяр, садовник и многие другие). Причем срок обучения составлял от полугода-года до трех с половиной лет.

Читайте также: Алексей Бобцов: Инженер знает больше, чем юрист или экономист

Помнится, учащиеся ПТУ обеспечивались льготными проездными билетами на общественный транспорт, некоторые даже форменной одеждой, бесплатным (льготным) питанием и другими "пряниками".

Представьте себе — в "застойном" 1975 году в СССР было около 700 ПТУ с более чем 350 тысячами учащихся! И ПТУ были своеобразной кузницей рабочих кадров для всей советской промышленности. Индустрия пополнялась бывшими ПТУ-шниками обильно. "К станку" попадали в 70-е годы (это официальные данные тех лет) до 65 процентов выпускников.

Еще пять процентов поступали учиться, "куда повыше" — выпускники профтеха при условии хорошей учебы имели льготы при поступлении в профильные вузы. 20 процентов шли из ПТУ прямиком в армию.

Интересно, что в современной России перечень профессий, по которым готовят в системе профтеха, значительно расширился, хотя само количество ПТУ в России катастрофически упало — их осталось едва 20 процентов от "советского" количества. По признанию экспертов, это самое слабое звено в системе образования, нуждающееся в реформировании. Советские ПТУ практически прекратили свое существование, а взамен, по сути, ничего равнозначного так и не было создано…

Читайте также: Ефим Раческий: Все больше успешных выпускников девятых классов идут учиться в ПТУ

Собственно, деградация отечественной системы профессионально-технического образования началась еще в 80-х, уже при Горбачеве, по мере углубления застоя в промышленности. А в начале 90-х годов система окончательно "залегла на дно" вместе с российской промышленностью: число училищ и техникумов сократилось в несколько раз, а из оставшихся ушли наиболее квалифицированные преподаватели, основные фонды износились до предела. И самое главное, профобразование потеряло всякую связь с потребностями рынка труда. В это время на предприятиях шел закономерный процесс старения кадров. Их обновления не происходило.

И сейчас профессиональное образование во всех его компонентах — начальное, среднее, высшее, система повышения квалификации — стало фактором, сдерживающим развитие экономики в целом и отдельных ее отраслей.

"Утраченное мы не только не восстановили, я думаю, что есть серьезные основания для беспокойства, — рассказал в беседе с корреспондентом Pravda.Ru заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы Олег Смолин. — Практически все учреждения профессионального образования переданы в регионы. А поскольку региональные бюджеты в среднем гораздо беднее федерального, то уменьшились и возможности для получения профессионального образования. Далее: новый закон об образовании, увы, вообще ликвидировал в качестве особого уровня образования начальное профессиональное образование — то, которое было в ПТУ…".

Читайте также: Николай Селенков: Производство должно вкладывать деньги в подготовку специалистов

С учетом того, что сейчас предстоит возвращаться к идее самостоятельного производства, отказываться от экономики керосиновой лавки и возвращаться к идее больше производить самим, вольно или невольно, в условиях сложной международной ситуации, Россия должна сделать резкий поворот в сторону поддержки и подготовки рабочих кадров, считает Олег Смолин.

"По вопросам профтехобразования говорить очень нелегко. То, что из-за недостатков в этой сфере может остановиться экономика страны, промышленность, машиностроение, сфера услуг — это естественно, мы понимаем, — рассказал Pravda.Ru директор столичного политехнического колледжа №13 им. П.А. Овчинникова Николай Селенков. — Потому что школьное образование — он было, есть, оно и будет. А вот вернется ли профтехобразование хотя бы на уровень прошлых лет — большой вопрос".

По мнению Николая Селенкова, совершенно правильно то, что сейчас делает государство — мы получили в этой сфере так называемую программу Путина, и это дало большой толчок профессиональному образованию.

Поделился своим мнением по этой теме в интервью корреспонденту Pravda.Ru и историк, военный эксперт Борис Юлин:

"Решать вопрос подготовки рабочих кадров нужно в общей программе поднятия промышленного потенциала страны. То есть действительно снова создавать ПТУ, техникумы, выпускать специалистов всех уровней, обеспечивать работу научных школ, это все необходимо.

Подвижки в этой области сейчас есть, но они небольшие. С кадрами сейчас у нас положение достаточно тяжелое, притом даже не столько с инженерными кадрами, сколько с высококвалифицированными рабочими!"