Соцопросы показывают, что в 2014 году в российском обществе усилились консервативные настроения. Эксперты, опрошенные Pravda.Ru, отмечают, что на это есть несколько причин, в числе которых и неприятие многими россиянами современных европейских ценностей, и отход от ценностей 90-х, когда во главе угла стояли гедонизм, потребление и личное обогащение.
Как значится на сайте ВЦИОМ, в ходе исследования было опрошено 1600 человек в 130 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4 процента. Опрос показывает, более половины россиян считают, что консерватизм помогает сохранять традиции и одновременно двигаться вперед.
Вообще-то аналогичный блок вопросов задавался респондентам и в предыдущие годы. Так вот, консервативным идеям в 2003 году симпатизировали лишь 37 процентов граждан, в настоящее же время приверженцев консервативных взглядов уже 48 процентов. Правда, согласно нынешнему опросу, 35 процентам респондентов концепция консерватизма не слишком импонирует.
При этом более половины опрошенных россиян (56 процентов) уверены, что консерватизм не только способствует сохранению традиций и общественного строя, но также помогает поступательно идти вперед, не совершая резких рывков. Причем за последние 10 лет доля респондентов, давших именно такой ответ, увеличилась (с 44 процентов в 2003 году). Так считают, прежде всего, люди преклонного возраста (68 процентов людей старше 60 лет), предприниматели (64 процента) и респонденты, редко пользующиеся интернетом (63 процента).
Как сообщает Центр гуманитарных технологий, треть опрошенных россиян пока склонна придерживаться противоположного мнения, говоря, что консерватизм не позволяет обществу быстро и прогрессивно развиваться. Подобная точка зрения преобладает среди молодых людей, работников коммерческого сектора, неквалифицированных рабочих. В чем же дело?
"Нет, с Украиной это напрямую не связано никак. Но, в принципе, если говорить о стратегиях развития России, о ее возрождении, то важно учитывать не только развитие экономики, которой всегда уделяли внимание, а развитие идеологической сферы, сферы сознания, — сказал Pravda. Ru декан социологического факультета МГУ Владимир Добреньков. — И поэтому сейчас очищение или возрождение нашего общества возможно только на возрождении традиционных ценностей, которые были свойственны дореволюционной России, СССР. Поэтому эти консервативные настроения отражают интерес, который есть у общества в целом, к стабильности, к порядку, к справедливости.
Читайте также: Спасая рядового Райана, забыли про Теркина
Поэтому, на мой взгляд, господство в 90-х годах либеральной идеологии с ее акцентом на либерализм, на удовлетворение своих каких-то гедонистических и материальных интересов, ушло, люди уже устали от этого, люди хотят что-то для души, ведь не хлебом единым жив человек. Поэтому, мне кажется, что это своеобразная реакция общества на то, что либерализм и либеральные идеологии утратили интерес к себе, они переживают кризис, потому что все время после 90-х годов Россия испытывала тяжелые трудности в своем развитии.
И виной тому была идеологическая установка на западные ценности, которые в принципе не прививаются и не могут быть внедрены в наше общество, они чужды нашему сознанию, менталитету и глубинным основам психологии русского человека. Поэтому, я считаю, что это положительное явление. И отрадно отметить, что президент РФ Владимир Путин неоднократно выступал за эту позицию — нам нужно не выдумывать идеологии, а опираться на традиционные российские ценности, которые придадут обществу смысл и цель развития. Я лично полностью разделяю эти позиции, потому что всегда был и остаюсь сторонником социального консерватизма".
Доктор социологических наук, главный научный сотрудник Института социологии РАН Ренальд Симонян, в свою очередь, отметил в интервью Pravda. Ru, что растущий российский консерватизм — это вопрос более простой, чем может показаться на первый взгляд:
"У нас европейская страна. Все разговоры о том, что мы не европейцы, — это все пустое. Когда мы наших фундаменталистов спрашиваем, в чем разница между европейскими ценностями и российскими ценностями, то они не могут ответить на этот вопрос конкретно".
Ренальд Симонян подробно разъяснил свою точку зрения: Европа — это христианский мир. Да еще в XIX веке Европу называли христианским миром. Ну, и мы христианская страна. Другое дело, что христианство существует в двух ипостасях: православное, восточное и западное. Примерно половина Европы — это восточное христианство. Это не только Россия, Украина и Белоруссия. Эти и Греция, и Румыния, и Болгария. Ну, в общем, это европейская цивилизация — христианская. И если мы признаем себя христианами, то естественно мы, значит, европейцы.
Читайте также: "Вишневые сады" культуры под топорами эпох
И наш культурный код европейский, считает известный социолог. Но исторические события привели к тому, что длительное время Россия находилась в изоляции. Например, во времена СССР, а это, что ни говори, три четверти века. Хотя исторически это очень короткий срок и он не влияет на наши фундаментальные архетипические ценности. Ну, учитывая, что сегодня между Евросоюзом и Россией существуют некоторые противоречия (хотя это наш главный экономический партнер), то для того, чтобы оказать воздействие на Европу, мы и развиваем "восточные направления".
"Наша страна двухконтинентальная, хотя Владивосток такой же европейский город, как и Милан, — говорит Ренальд Симонян. — В середине 90-х годов итальянский посол в России Федерико ди Роберто поехал во Владивосток. Ему было интересно, как живут люди на краю азиатского континента. И когда он вернулся в Москву, то, выступая в Академии наук, сообщил, что во Владивостоке живут такие же европейцы, как и в Милане. Никой разницы не заметил!
Консервативные ценности, ценности семьи, где муж и жена разного пола, где ребенок называет одного "папой", другого "мамой" — это все, в общем-то, достаточно симпатично для русского человека, привлекательно, хотя по европейским меркам и довольно консервативно. Поэтому рост консервативных настроений в России — это вполне естественная реакция на наши отношения с сегодняшней Европой. И никуда мы от этого не денемся, мы — европейцы".