Москва, являясь самым богатым и стремительно развивающимся городом в РФ, все же имеет очень много проблем. Одна из них — перекос в сторону развития сферы услуг и строительства элитного жилья. Получается сплошная dolce vita. И все это в ущерб реальному сектору экономики. Об этом в эфире видеоканала Pravda. Ru — депутат Мосгордумы Евгений Балашов.
— Рост и развитие нашего замечательного города, столицы нашей Родины, города-героя Москвы диктует свои требования. Что будет дальше строиться в столице? Каков потенциал и финансовые возможности? Ведь вы специалист в этих вопросах.
— В Московской городской Думе я возглавлял комиссию по вопросам науки и новых технологий, после этого работал на федеральном уровне — в министерстве образования и науки, затем в двух московских правительствах — Собянина и Лужкова — работал руководителем департамента науки и промышленной политики. Поэтому происходящее меня очень волнует, как не может не волновать и всех жителей города. Каждому важно, где он живет и работает и что будет с местом, в котором предстоит жить и работать его будущим поколениям. Это главные, жизненно важные интересы для людей. К большому сожалению, сегодня требуется много специалистов только в такие области, как услуги, сервис, отдых, финансы. Кстати говоря, в финансовой сфере Москва преуспевает, здесь зарабатываются большие деньги. Но не надо забывать, что к области финансов относятся и сдающие в аренду свое жилье. Они тоже считаются работниками сферы финансовых услуг.
— Нужно учесть, из них только малая часть платит налоги…
— Да, большая часть. Бывший руководитель экономического блока города Андрей Шаронов говорил, что эту сферу как раз надо "опрозрачить". Но сначала, по-моему, надо подумать, что толкает людей зарабатывать деньги на непрофильных работах. К тому же выискивать таких нарушителей — очень неблагодарное и практически невозможное занятие для любых органов.
— Тем более, что в сравнении с реальным и подконтрольным экономическим потенциалом — это сущие копейки…
— Это маленькая часть и наименее перспективная. Москва — это самое лучшее место в мире, которое имеет такие предпосылки к развитию именно науки и промышленности. Здесь самая высокая концентрация учебных заведений, особенно инженерных специальностей, самая высокая концентрация потенциала людского — кандидаты, доктора наук, специалисты и рабочие высокого класса, которые могу создавать новую продукцию самого высокого качества, конкурентоспособную не только на внутреннем, но и на мировых рынках. В Москве сейчас присутствует все то, что украшает наш город. Но то, на чем город должен стоять в экономическом плане, сегодня просто отсутствует.
Читайте также: Чиновники выжгли землю в центре Москвы
Столица перепрофилирована для развлечений. Это тоже нужно, но это направление далеко не самое главное. Однако такой вектор продолжается и расширяется. В прошлом году на Петербургском экономическом форуме был заключен контракт между Главстроем, хозяином которого является Олег Дерипаска, и Сбербанком России, возглавляемым Германом Грефом. Предполагается кредитование в объеме 50 миллиардов рублей на перепрофилирование промышленных зон Москвы.
— Какую угрозу это представляет?
— Планируется, что промышленные зоны прекратят свое существование. Следовательно будут украдены рабочие места у тех же инженеров, высококвалифицированных работников. Промышленный потенциал будет уничтожен, а сотрудники, грамотные специалисты, которых сейчас остро не хватает в стране, будут вынуждены искать работу в сфере уcлуг. Промышленные зоны были закреплены генеральным планом развития города, теперь же их планируется ликвидировать и застроить торговыми центрами, элитным жильем… Промышленность уничтожается, закрываются рабочие места.
— Как это уже делается на ЗИЛе. Этот огромный завод уже давно закрыли…
— 300 гектаров земли. Тот же самый злополучный экономический блок правительства Москвы к этой территории подходил с той точки зрения, что это 5 километров от Кремля, поэтому там не может быть производства. Но надо напомнить, что в черте Берлина, Нью-Йорка, Парижа и других столиц мира находятся крупнейшие промышленные предприятия, и именно это питает там всю экономику. На территории ЗИЛа по задумкам нового руководства экономики предполагается создать рекреационную зону — зону отдыха. Это элитные жилые комплексы, дворцы культуры, спорткомплексы, аллеи… вплоть до Парламентского центра. Все эти прекрасные места хотят создать на полигоне, где метров на 10 захоронена масса отходов, земля залита, пропитана всевозможными отходами. Ведь на ЗИЛе было серьезнейшее производство.
— В пяти километрах от Кремля?
— Да. Поэтому с точки зрения реинноваций, перепрофилирования здесь надо вложить еще очень большие средства, и как это все будет возвращаться новым застройщикам, я не очень представляю. Поэтому важно обратить внимание на то, что, уничтожив производство, мы уничтожаем фактически место приложения труда многих сотен тысяч москвичей.
— Но вы хотите, что пусть опять откроется ЗИЛ, АЗЛК, снова начнут выпускать наши "прекрасные" машины… А строить новые производства там нормально? Как же эти свалки?
— На сегодняшний день, пока все спокойно лежит, это никому не мешает и не вредит ни экологии. Там уже размещены новые совершенно безопасные производства. Штамповка для деталей для завода Renault, например. Это крупнейший японский машиностроительный консорциум. Компании, которые там размещены, могли бы продолжать производство экологически чистой продукции. Там можно также разместить сборочное производство автомобилей для МЧС. Но девелоперам это не нравится. Все хотят перевести на жилищное строительство и сферу развлечения.
— Вы занимались промышленностью долгие годы, но все-таки Москва — город с особым статусом. И для жителей лучше, чтобы она была более чистая. Пусть лучше финансовые потоки идут, нежели промышленные?
— Я бы тоже хотел для москвичей именно такого развития событий. Куда деваться 60 тысячам ежегодно выпускаемых московскими вузами студентов с инженерными специальностями? В другие города они ехать не хотят. Идти в сферу услуг желающих тоже немного. А создание новой техники и материалов абсолютно не вредит окружающей среде. Это уживается в любом мегаполисе мира — везде, кроме нашего любимого города. Но территории Москвы, где это может размещаться, уходят, потому что это выгодно строительному комплексу. Потому что там можно снимать с единицы площади большие-большие суммы денег. Москва, она не сразу, но активно-активно строится. И сейчас строится много жилья, особенно бизнес-класса. Москва же — рекордсмен по торговым комплексам, которые уже на каждом углу. Как они уживаются — вообще непонятно.
— Может производство выводить за город, чтобы люди туда ездили на работу? Соседняя Калужская область в последнее время активно развивается. Промышленность там — просто на зависть многим. Но не в городе. Они построили комплексы, современные корпуса, вдоль трассы либо в отдалении.
— Это правильно. В Калужской области нет даже ни одного безработного. Это пример для подражания, кстати говоря, и московским властям. Но Москва застраивалась промышленными анклавами и целыми спальными районами — Орехово-Борисово, Зябликово, Братеево, Медведково… Город просто обязан предоставить им работу по специальности недалеко от места жительства. Промышленность сейчас не такая, как раньше. Вредных и опасных производств в столице практически не осталось. Можно на старых промышленных площадках создавать совершенно чистые производства, например, шарико-подшипниковое. В высоко-индустриальных странах прохожие идут мимо такого производства и даже не замечают, что там мощное производство. Мы похоронили два часовых завода — об этом никто не вспоминает. Это самая высокодоходная отрасль перерабатывающая! То же относится к инструментальной и многим другим отраслям промышленности. Были примеры успешного поднятия такого производства. Государству нужно только подставить плечо для развития этой отрасли.
На сегодня этого нет. Именно в этом я вижу главную задачу города — в этих сферах навести порядок и сломать порочную практику уничтожения действующих высокотехнологичных и высокодоходных производств. Пока, к сожалению, поддержки нет, а разрушение, рейдерские захваты целых промышленных зон продолжаются.
Читайте также: Тяготы "легкого" ресторанного бизнеса
— А сколько у нас промышленных зон и где они находятся?
— Их больше двухсот. Эти территории включают в себя научные и производственные центры. Например, Тушинский машиностроительный завод, НАМИ, Первый шарико-подшипниковый завод, который превратили фактически в рынок Дубровка, АЗЛК… Я могу перечислить около двадцати примеров проводящегося перепрофилирования. Завод имени Чернышева, завод "Салют" и многие другие тоже подлежат выводу — переносу. Это давно провозгласили, а перенести забыли. Просто жажда строителей войти на эти территории, чтобы построить торгово-развлекательные и жилищные объекты, превышает здравый смысл. Ведь там поселятся люди, которые способны работать и зарабатывать на высокотехнологическом производстве. Но его нет, и его создание не предусмотрено. Положительный пример — Зеленоград. На этой территории сбалансированы жилищные комплексы и промышленность.
Создается всем известное Сколково. Там возможны конструкторские разработки, промышленные разработки, опытно-промышленные разработки, но перспектив развития именно технологической промышленности там нет. Зачем надо было хоронить площади, в том числе закрепленные высшим законом города Москвы — генеральным планом развития города и начинать с нуля в чистом поле? Это бессмыслица и безумие. Современное производство не требует какого-то специального законодательства или специальных ограничений с точки зрения близлежащего проживания людей. Вполне ответственно говорю, это проблема с мозгами людей.
Если интеллектуальную собственность, которую город наработал в объеме около трех с лишним миллиардов рублей, превратить в промышленное производство, мы бы внутренний рынок полностью заполнили отечественной медицинской техникой, современными строительными материалами, транспортными экологическими системами и многими другими полезными вещами. Мы закупаем очень много техники за рубежом, хотя можем производить у себя с пользой для города и москвичей. Москва способна производить большую часть продукции для себя сама. Это новые огромные доходы и рабочие места для высококвалифицированных специалистов, существенная экономия для бюджета и кошелька жителей.