Почему россияне за рубежом в кризисных ситуациях часто остаются без опеки посольств или консульств? Всегда ли причина только в личных качествах российских дипломатов, обязанных по долгу службы защищать сограждан? Причину стоит искать не в этом, отметил гость Клуба главного редактора Pravda.Ru Инны Новиковой известный дипломат, Чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации, профессор МГИМО Александр Панов.
— Есть устойчивое мнение, что США, к примеру, готовы бросить все, включая авианосцы, чтобы защитить права одного отдельного американского гражданина, попавшего в беду где-нибудь за рубежом. Даже фильм соответствующий сняли "Спасти рядового Райана", по его сюжету положили массу солдат, но спасли единственного сына…
— Это все легенды, работает идеологическая пропагандистская машина США, я не знаю примеров, когда американцы ради одного рядового человека направляли, условно, авианосец. Они люди весьма прагматичные. Тем более, это касается и посольств. В США да и в других странах у дипломатов в посольстве нет средств, нет возможности помогать людям. У нас в посольствах нет таких денег и все. Самое большое, что может сделать консульство и посольство порекомендовать адвоката, которого знают посольские люди.
Читайте также: Россия-США: любовь без радости была...
— А можно какими-то средствами повлиять на власти страны пребывания, скажем, в уголовном деле?
— Могу вам сказать, что если у МИДа были бы деньги, или ему выделили финансирование и сказали, что в каком-то конкретном случае нанимайте адвоката и оплачивайте судебные издержки и так далее, то это одна ситуация. А стандартное положение заключается в том, что никакое посольство не имеет возможности вникать или воздействовать на ход следствия. И никого не пустят и даже не дадут возможности это сделать.
— А посольство должно информировать МИД о том, что произошла какая-то неприятность с российским гражданином?
— Это в обязательном порядке. Например, во многих странах сидят в тюрьме, довольно серьезное количество наших граждан. В Японии по разным преступлениям, в том числе и за убийство, сидят больше 100 человек. Консульство помимо того, что занимается своей повседневной деятельностью, конечно, отрабатывает и эту тему. Но консульских работников всего-то два-три человека.
— Два-три? Не десять человек?
— Да, какой там. МИДовских сотрудников — это 10-15 человек, из них 2-3 в среднем в стране. В Америке больше, конечно. Но в среднем в стране в той же Венесуэле, к примеру, вот такой состав. И есть такое обязательство у консульских работников, они должны, хотя бы раз в год посетить тюрьму, встретиться с заключенными, узнать, как идут дела, какие есть требования, какие претензии. После этого, естественно, докладывается в МИД, принимаются меры, если плохо относятся к заключенному, который там находится, и что-то к нему применяется, естественно делаются представления по линии министерства.
Читайте также: Начало конца диктата "мягкой империи"?
— Это входит в официальные обязанности консульских работников, что они должны посещать раз в год заключенных?
— Безусловно, я, например, как посол, всегда читал эти заключения наших консульских работников, особенно тех, которые посещали проблемных заключенных. В принципе, это все, что может сделать посольство. Даже у МЧС больше возможностей и ресурсов, они могут послать самолет кого-то вывезти, если требуется. У МИДа ничего подобного нет. В случае военных действий, эвакуации МИД может единственное обеспечить документами, если они утрачены. Такие случаи нередки в Ливии, в Италии, когда судно "Конкордия" затонуло в Средиземном море, наши дипломаты обеспечивали документами, дающими возможность выехать.
— То есть, Александр Николаевич, в каких-то форс-мажорных обстоятельствах посольство действует быстро и эффективно, а в обычных ситуациях не всегда.
— В обычных ситуациях на "оплошности-забывчивости и даже на правонарушения" наших граждан денег не предусмотрено. Конечно, встретиться с тем, кто находится в сложном положении — это надо и обязательно. Но что касается другой какой-то помощи, просто нет ни физических, ни финансовых возможностей. Да и надо ли загружать посольство такими не совсем дипломатическими функциями? Это должен решить законодатель и высшая исполнительная власть. Выделят соответствующие ресурсы, составят планы для действий, скажем, по поддержке соотечественников в уголовных делах — дипломаты возьмут под козырек и начнут выполнять. Дело государственное.