Истории любви: муж-солдафон и жена-философ

Великий князь Михаил Павлович и его супруга Елена Павловна оказались не самой несчастливой парой династии Романовых. Но их жизнь — убедительный пример того, что в одну телегу нельзя впрячь бряцающего оружием коня и трепетную лань искусств и науки.

Великий князь Михаил Павлович не стал подражать своим старшим братьям Александру и Константину Павловичам и оставался холостяком до 27 лет. Последний сын Павла I и Марии Федоровны появился на свет 28 января 1798 года, когда Екатерина II уже почила в бозе и уже не могла принимать участие в судьбе своего внука. Супругу для порфирородного Михаила выбирала императрица-мать. В отличие от братьев, будущие жены которых приезжали на смотрины в Петербург, великий князь для знакомства со своей невестой самолично отправился в Штутгарт.

Читайте также: Александр и Луиза: Любовь, убитая короной

Но точно так же, как его любимый брат Константин, которому Михаил во всем стремился подражать, он также не любил навязанной ему супруги. На обратном пути из Штутгарта Михаил Павлович надолго задержался в Варшаве у Константина Павловича, пока Мария Федоровна не велела сыну вернуться в столицу. Пришла пора готовиться к встрече жены. Но очаровательная принцесса Фридерика-Шарлотта-Мария Вюртембергская (Friederike Charlotte Marie von Württemberg) не сумела растопить холодное сердце Михаила. Любуясь на военные парады в Варшаве, он завидовал брату Константину, выбиравшему себе женщину по вкусу, а не по политическим понятиям.

Читайте также: Истории любви: Драма за королевским фасадом

Кстати, Константину Павловичу, который увидел Шарлотту Вюртембергскую на свадьбе, она будто бы понравилась, и он даже старался убедить Михаила "отдать должное милым качествам его супруги". Цесаревич якобы выражал уверенность, что Шарлотта сумеет покорить младшего брата. Однако другие современники свидетельствовали, что Константин Павлович, столь неудачно женившийся на Саксен-Кобургской принцессе, возненавидел всех немецких принцесс и поддерживал нежелание Михаила Павловича вступать в брак.

Принцесса Шарлотта появилась на свет 28 декабря 1806 года (9 января 1807 года по новому стилю) в столице королевства Вюртемберг в Штутгарте. У ее отца Павла-Карла-Фридриха-Августа (Paul Karl Friedrich August, Herzog von Württemberg) были своеобразные методы воспитания. Чтобы отучить своего первенца от боязни мышей, он велел изловить этих грызунов, а потом без предупреждения высыпать их перед маленькой принцессой. Когда такое проделали, то малышку едва привели в чувство. Не известно, к чему привели бы подобные педагогические экзерсисы папаши, когда бы он, в очередной раз повздорив со своим братцем, не переехал в Париж.

Читайте также: Истории любви: Ундина и цесаревич

В пансионе мадам Кампан Шарлотта подружилась с молоденькими графинями Вальтер — родственницами известного естествоиспытателя Жоржа Кювье (Georges Cuvier). Воспитанницы пансиона по выходным и на каникулах частенько навещали ученого мужа, который отметил пытливый ум Шарлотты. Их продолжительные прогулки по Ботаническому саду, на территории которого жил Кювье, немало способствовали умственному развитию юной принцессы Вюртембергской.

"Я чувствую, что въезжаю в отечество", — сказала Шарлотта провожатым, когда ее экипаж пересекал границу России. Встречавший ее казачий конвой грянул "Ура!", принцесса сказала им по-русски: "Спасибо, ребята". Затем обратилась к казачьему полковнику: "Пожалуйста, прикажите им прокричать еще раз, мне это любо…" Она стремилась говорить по-русски с теми придворными, которые не знали иностранных языков. Правда несмотря на то, что ее учителем был поэт Василий Жуковский, Шарлотта так до конца жизни и не выучила русский язык.

"Умница редкая! Это нечто чудесное!" — таков был единогласный вердикт придворных. В короткий срок Шарлотта очаровала почти всех, кто с ней соприкасался. При первом свидании, когда к ней подходили представляться человек около двухсот, она "всякому все сказала кстати". Одного присутствующего удивило: дорогой барышня разузнала, что министр духовных дел и народного просвещения князь Голицын помимо этого отвечает за почту, и поблагодарила его "за ту быстроту", с которой ей "меняли подставы на каждой станции". Автору "Истории государства Российского" Карамзину принцесса сказала: "Ваше сочинение мне известно, и не думайте, что я читала его только в переводе, я читала его также по-русски".

"У нее настолько сложившиеся суждения, столько рассудительности, что забываешь, что ей всего 17 лет, — писала о Шарлотте Вюртембергской супруга императора Александра I Елизавета Алексеевна. — Для своего мужа и для света у ней над собой необыкновенное самообладание: любезна, предупредительна, мила, даже покорна…" Невзирая на столько достоинств невесты, у близких родственников были дурные предчувствия насчет предстоящей свадьбы. Виною тому был — жених.

5 декабря 1823 года в большой церкви Зимнего дворца Шарлотта была миропомазана и наречена великой княжной Еленой Павловной. А уже на другой день состоялось ее обручение с Михаилом Павловичем. Венчание откладывалось два месяца из-за тяжелой болезни Александра I. Вначале состояние больного вызывало серьезные опасения врачей, потом, когда император пошел на поправку, из-за рожистого воспаления левой ноги он вынужден был передвигаться по кабинету в кресле на колесиках. Поэтому обряд бракосочетания решено было провести в семейной обстановке: в смежной с кабинетом царя секретарской комнате установили походную церковь.

В сущности добрый малый, по крайней мере добрее Николая, великий князь Михаил Павлович походил на брата Константина, с его любовью к военным занятиям и муштре. Зачастую Елена Павловна целые вечера коротала в одиночестве. Последним светлым лучиком блеснула их свадьба, а далее последовала череда беременностей на фоне трагических событий. Когда она вынашивала своего первого ребенка, на столицу обрушилось наводнение. В феврале 1825 года она родила дочь Марию, в ноябре в Таганроге умер император Александр, в декабре — бунт на Сенатской площади, Елена Павловна снова в положении. Вторая дочь появилась на свет спустя десять дней после кончины Елизаветы Алексеевны и была названа в ее честь. В августе 1828 года на свет появилась Екатерина, потом родились еще две дочки. Однако рождение дочерей мало сказалось на взаимоотношении столь разных характерами и пристрастиями супругов.

Михаил Павлович не был глуп, как не был он и дремучим неучем. Многие современники отмечали склонность великого князя к каламбурам, остроумным шуткам. Князь П.А. Вяземский (как его назвал Пушкин, "остряк замысловатый") отмечал у Михаила Павловича дар рассказчика и актерское умение изображать в лицах тех, о ком он рассказывал. Любовь к военному делу заставила его ввести в учебную программу своих девочек один из военных предметов лишь на том основании, что каждая из его дочерей (впрочем, как и их мать, жены братьев и императрица) была шефом какого-нибудь из полков. Истинной страстью его оставалась "наука побеждать" на полях сражений, а не в дамских будуарах и на поприще науки.

Император Николай I сказал о своей невестке: "Елена — это ученый нашей семьи, я к ней отсылаю европейских путешественников. В последний раз это был Кюстин, который завел со мной разговор об истории Православной церкви, я тотчас отправил его к Елене, которая расскажет ему больше, чем он сам знает". Великая княгиня неплохо разбиралась в церковных вопросах и даже способствовала переводу русских богослужебных книг на немецкий язык.

Бывшая собеседница великого Кювье интересовалась научными открытиями, прослушала лекции по агрономии, лесоводству, по энтомологии у лучших специалистов в этих областях, при посещении глазной больницы с интересом слушала описание разных видов глазных заболеваний. Академику В.Я. Струве она помогала создавать знаменитую ныне Пулковскую обсерваторию. И это не полный список ее интересов.

Читайте все "Истории любви"

Что нового произошло на главной Pravda.Ru? Посмотри...