Разговоры про интеллектуальную деградацию российских студентов стали уже общим местом. Обычно это списывают на кризис отечественной системы образования или на социально-экономическое положение. Однако американская и европейская молодежь не очень-то отличается от доморощенных "митрофанушек". Но объяснить причины этих процессов не так-то просто.
Результаты проведенного недавно журналом "Большой город" опроса среди студентов журфаков МГУ и МГИМО шокировали многих: студенты престижных ВУЗов, претендующие на звание интеллектуальной элиты, не смогли ответить на элементарные вопросы по истории и географии. Как выяснилось, некоторые студенты полагают, что Волга впадает в Байкал (были, впрочем, и те, что думают, что она вообще никуда не впадает), или что Альфред Нобель прославился тем, что изобрел нефть (хотя, конечно же, самым популярным ответом был, что он стал известен миру только в качестве учредителя премии).
К сожалению, эти результаты не являются чем-то из ряда вон выходящим. ВЦИОМ неоднократно проводил похожие опросы — к примеру, россиян как-то попросили ответить на вопрос, с какой страной Россия вела войну в 1812 году. Выяснилось, что треть респондентов не имеет об этом ни малейшего представления.
Читайте также: Российских школьников не проймешь даже ЕГЭ
Увы, но это еще не предел. В преддверии Дня науки социологи ВЦИОМ занялись выявлением основных научных заблуждений россиян. Выяснилось, что треть жителей страны полагает, что Солнце вращается вокруг Земли. Кроме того, 55 процентов населения пребывают в уверенности, что радиация является творением человека, а 46 — что антибиотики убивают вирусы.
Действительно, если набрать в строке поиска Yandex слово "солнце", то в числе самых популярных запросов появится вопрос "Солнце вращается вокруг Земли или Земля вокруг Солнца?". То есть, в XXI веке стали появляться люди, для которых это вопрос.
Впрочем, мы в своем невежестве вовсе не одиноки: половина американцев свято верит в то, что Земле не 4,5 миллиарда лет, а всего 6000 лет — якобы, так сказано в Библии (хотя на самом деле, эта цифра появилась в результате сложения средней продолжительности жизни ветхозаветных патриархов).
Огромной популярностью стали пользоваться телевизионные передачи про экстрасенсов, мистику, инопланетян. Хотя наука и не отрицает возможность существования данных явлений в принципе, однако, сам характер этих телевизионных шоу бесконечно далек от какой-то ни было научности и адекватности.
Ежегодный доход российских магов, колдунов и экстрасенсов приближается к 30 миллиардам долларов, что превышает суммарные траты россиян на зарубежную медицину почти в два раза.
"Для наступления нового средневековья характерно распространение теософических учений, вкус к оккультным наукам, возрождение магии. Сама наука возвращается к своим магическим истокам, и скоро окончательно выявится магический характер техники. Религия и знание вновь приходят в соприкосновение, и рождается потребность в религиозном гнозисе. Мы опять вступаем в атмосферу чудесного, столь чуждую новой истории, опять возможны станут белая и черная магии", — писал Николай Бердяев, описывая наступление эпохи "нового Средневековья".
При жизни философа говорить о соприкосновении религии и знания еще не приходилось, однако в наши дни фундаментальная физика уже не берется однозначно отрицать религиозные постулаты. Мир оказался несоизмеримо сложнее, чем это видилось современникам Ньютона.
В наше время наука зашла настолько далеко, что практически перестала соприкасаться с общественным сознанием. Содержание школьных учебников по физике и химии практически не изменилось за последние лет тридцать, а ведь большинство людей никогда не узнает ничего сверх школьной программы по этим дисциплинам. Очевидно, что дать школьникам что-то сверх базовых знаний просто физически невозможно. Дальше уже каждый должен выбрать свою специализацию и совершенствоваться именно в ней.
Читайте также: Сырьевой экономике "грамотеи" не нужны
Говорят, что возросшее невежество населения и у нас, и за рубежом — это как раз следствие того, что современный объем информации просто не позволяет человеку полноценно охватить сразу несколько областей знания. Поэтому, замыкаясь на узкопрофессиональной сфере, индивид демонстрирует некомпетентность в других вопросах.
"Сами механизмы образования и структура распространения знаний абсолютно изменилась по сравнению с прошлыми эпохами, поэтому сделать сравнение довольно непросто. Бесспорно и то, что в последнее время происходит так называемая виртуализация знаний, когда заложение прочной основы знаний и образования уже не считается обязательным. Это наблюдается и в России, и глобально во всем мире. В связи с этим публичное, широкое невежество возросло. Зато эти "митрофанушки" могут обладать достаточно тонкими знаниями и навыками в других областях", — такое мнение для Pravda. Ru озвучил физик, богослов и философ Сергей Хоружий.
Он полагает, что мы можем уже сейчас констатировать исчезновение классического европейского просвещенного человека — этот типаж остался в прошлом. И эта трансформация необязательно является злом — у новой системы есть и свои приверженцы, полагающие, что такая дифференциация знаний неизбежна в ходе эволюции человеческой культуры.
"Другие же наоборот считают, что классическая основа неотделима от самого определения человека, и ее утрата — безусловный ущерб, и необходимо искать меры, которые вернут связь человека с бытием", — добавил Хоружий.
Эпоха, когда развитие цивилизации двигали люди уровня Леонардо да Винчи или Михаила Ломоносова, конечно, миновала. Но означает ли это, что можно совсем отказаться от системности знаний? С одной стороны, развитие высоких технологий позволяет получить ответ на любой вопрос за считанные минуты. С другой, — даже для того, чтобы сформулировать сам вопрос, нужно иметь хотя бы минимальную образовательную базу, каркас, на который потом уже нарастить массу из конкретных фактов. Знание можно сформировать на основе отсутствия информации ("я знаю, что я ничего не знаю"), но вот наличие ложных знаний (которое и является настоящей "серостью") блокирует поступление истинных сведений и способность к адекватному анализу.
Читайте также: Бесплатное образование — только по стандарту
И пресловутая "виртуальность", как раз и является наилучшей питательной почвой для распространения лже-учений. Если раньше говорили, что "бумага все стерпит", то сейчас очевидно, что бумага-то как раз гораздо менее "терпелива", нежели сетевое пространство.
Типичный пример — медицина и интернет. Врачи недолюбливают, когда их пациенты начинают заниматься самодиагностикой, потому что лишь в редких случаях люди способны, удерживаясь от слепой веры в первую попавшуюся публикацию, хотя бы приблизиться к истине, чаще всего эти поиски завершаются на псевдомедицинском форуме.
Иными словами, интернет лишь способствует образовательной дифференциации: для тех, кто обладает базовыми знаниями по какому-то предмету, он является эффективным инструментом роста. А для остальных — трясиной мракобесия.
Сторонники узкой специализации забывают, между прочим, о том, что в последнее время все чаще серьезные научные открытия совершаются на стыке между дисциплинами. И вполне возможно, что эта тенденция со временем будет лишь усиливаться. В таком случае, узость специализации станет помехой на пути прогресса, который рискует поймать сам себя в петлю чрезмерно узкой специализации.
Постепенную интеллектуальную деградацию населения отмечают не только в России. Несмотря на разницу образовательных систем, экономических и социально-культурных условий, падение уровня эрудиции наблюдается повсеместно. Конечно, было бы удобно объяснить феномен "митрофанушек" сугубо российскими реалиями, так чаще всего и делают, однако это мало объясняет то, что в других странах сейчас наблюдается ровно те же процессы, что и у нас.
Читайте также: Человечество неудержимо глупеет
Человечество глупеет. Не помогает ни массовое образование, ни информационная доступность. Видимо, цивилизация все-таки стоит на пороге какого-то глобального процесса — может быть, нового средневековья.
Вероятно, что наша цивилизация зашла сейчас в тупик, исчерпала свои возможности развития на данном этапе. Это находит отражение и в экономической сфере (капиталистическая система, бывшая ранее весьма эффективной, сейчас уже не справляется, соскальзывая в перманентный кризис), в деградации политической сферы (эпоха харизматичных политических гениев закончилась где-то в середине XX века), в искусстве и литературе. Глобализация усугубляет этот процесс, вовлекая в угасание культуры большинства стран, лишь немногие остаются в стороне от этого процесса. Поможет ли глобализация последующему ренессансу (который, все-таки должен рано или поздно наступить) — это вопрос.