Олимпиада вывела авиацию из штопора

На прошлой неделе Росавиация прекратила выдачу и продление летных сертификатов российским пилотам и другим авиаспециалистам. Это грозило коллапсом для авиаперевозок. Но минтранс отреагировал оперативно, все-таки разрешив Росавиации продлевать свидетельства старого образца. Да и как иначе — ведь идет зимняя Олимпиада, никаких сбоев быть не должно!

Оперативность поражает. Пилоты и руководители российских авиакомпаний даже, по-моему, не успели толком испугаться — запрет на "старые" документы грозил немалыми убытками. На сайте Минтранса сообщается, что оперативное решение выдавать и продлевать свидетельства авиационного персонала старого образца было принято на специальном совещании у замминистра Валерия Окулова.

В общем, можно пока не особо волноваться: летные свидетельства велено выдавать "вплоть до полного внедрения министерством новых процедур по выдаче свидетельств авиационного персонала". Так и хочется настучать по клавиатуре несколько иное: "вплоть до полного… окончания Олимпиады"! Ведь очень даже может быть, что именно Зимние игры-2014, к которым вся страна готовилась несколько лет, и спасла от "штопора" нашу гражданскую авиацию в данном конкретном случае.

А "штопор" быть мог вполне: при другом исходе ситуации по бюрократическим причинам ежедневно не смогли бы приступать к работе, по разны данным, от 40 до 50 ведущих пилотов и до 150 авиаспециалистов из числа бортпроводников, штурманов, бортинженеров и так далее. Их документы считались бы попросту недействительными!

Читайте также: Черные метки пилотам вручены

В период массовых воздушных перевозок по олимпийским направлениям это вполне могло бы сказаться и на темпах "околоспортивных" авиаперевозок. А может быть, даже и на срыве некоторых рейсов на олимпийских направлениях. Что, сами понимаете, недопустимо. "Правда.Ру" уже не раз писала, что к этим Играм приковано внимание не только дружественной мировой прессы. Какой бы скандал раздули "объективные" журналисты из-за возможных сбоев в пассажирской авиации, можно только догадываться.

Несколько подробнее о самом поводе для волнения: 6 февраля 2014 года Росавиация сообщила о приостановке выдачи и продления свидетельств авиационного персонала из-за вступления в силу постановления правительства, для реализации которого департамент госполитики в области гражданской авиации Минтранса просто-напросто не успел подготовить нормативно-правовую базу. Могучая бюрократическая машина ведомства не смогла раскрутиться в срок.

Что же это за новые документы, из-за которых вполне мог бы пострадать престиж Олимпиады, проводимой в России? Согласно новым правилам, лётные сертификаты будут иметь больше степеней защиты, установленных Гознаком. Новые документы будут заполняться не от руки, а специальной программой. Документы заламинируют, что исключит возможность самовольной записи. В сертификатах также будут указывать гражданство, а срок их действия будет напрямую зависеть от знаний английского языка — так указано на официальных сайтах.

Новые требования, по замыслу Минтранса, должны создать дополнительные фильтры для тех, кто ранее стремился получить доступ к полетам фиктивно. Как, например, пилот разбившегося в Домодедово в 2010 году Ту-154 "Дагестанских авиалиний". По данным СКР, пилот не прошел летную подготовку, его документы были поддельными.

Читайте также: Гастарбайтеры все-таки сядут за штурвал

В среде российских пилотов и ветеранов гражданской авиации бытует мнение, что замена летных документов на более защищенные, в свою очередь, связана и с другим скандалом, который произошел также не так давно. По просьбе Росавиации некоторые авиакомпании отстранили от полетов нескольких ведущих пилотов, которых как раз проверяли на предмет получения подложных свидетельств о прохождении летной подготовки в одном из учебных центров.

Не называем пока фамилий пилотов и названий организаций (проверка Росавиации еще не закончилась), окончательные итоги еще не подведены. Но уже сам факт того, что проверка на подлинность документов и лицензий вообще проходит в отрасли, настораживает.

Впервые проблему озвучил представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин, который в середине декабря 2013 года заявил, что некоторые российские пилоты в свое время получили, по сути, фиктивные свидетельства. Он пояснил тогда, что в рамках расследования уголовного дела по факту крушения самолета "Боинг-737" в Казани в ноябре 2013 года, при котором погибли 50 человек, у следствия возникли сомнения в законности деятельности авиационного учебного центра, где командир разбившегося самолета получил свидетельство пилота коммерческой авиации.

Тогда же подозрение следствия пало еще на 70 пилотов, которые работали (и работают) не только в мелких, но и в крупных отечественных авиакомпаниях. Дело еще продолжается, конкретные фамилии подозреваемых и его подробности пока не стали достоянием заинтересованной общественности.

Расследование СКР деятельности Росавиации и учебных центров, где готовят пилотов и авиаспециалистов гражданской авиации, привело к сенсационным результатам. Первыми результатами проверок СКР стали уголовные дела по 12 эпизодам за фиктивную подготовку пилотов в Татарстане в отношении руководства летных центров и местных чиновников Росавиации. После того, как следователи выявили катастрофические масштабы подделки летных сертификатов, Росавиация, собственно, и перестала выдавать и продлевать летные сертификаты "старого" образца.

Читайте также: Магомед Толбоев: Причина авиакатастроф — взятки

"Увы, нашу авиацию почти развалили, и это надо признать. Коммерческий интерес стал преобладать над инстинктом сохранения, — поделился своим мнением по этому поводу в телефонной беседе с корреспондентом "Правды.Ру" заслуженный летчик гражданской авиации РФ Николай Лужин, который несколько десятилетий пилотировал авиалайнеры исключительно на дальних маршрутах. — Состояние отрасли сегодня можно сравнить с самолетом, который находится в крене. У некоторых руководителей, которые сейчас управляют нашими авиакомпаниями, какое угодно образование, только не авиационное, — сельскохозяйственное, финансовое.

Это топ-менеджеры, которые не понимают, что такое летный или инженерный состав, как готовится самолет к полету, как обслуживается, зато хорошо разбираются в денежных потоках. Вот потому-то так важна реальная, а не "на бумаге" подготовка летчиков. Новые нормы, законы, формы, бланки вводятся в отрасли так же поспешно и хаотично, как некогда вводились, например, новые правила сертификации алкоголя. Нормативы уже изменили, а у Росавиации еще нет ни программного обеспечения для тестирования, ни бланков свидетельств, ни оборудования для их изготовления. И зачем тогда было вообще что-то начинать?"

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"