Этот жестокий моббинг: от школы до офиса

Расстрел в московской школе, унесший жизни двоих человек, вызвал всплеск активности в соцсетях. Многие сочувствуют школьнику, совершившему преступление. Пишут, что подросток мог стать жертвой травли со стороны педагогов и сверстников. К такой защите можно относиться по-разному, но надо признать, что проблема травли в школах действительно существует.

"Запомни: в нашем классе никто не заступается за Йозепа".

Йозеп — изгой в своем классе. Бесконечные унижения, избиения, насмешки и грубые розыгрыши со стороны одноклассников превращают его жизнь в настоящий ад. Так продолжается до тех пор, пока один из зачинщиков очередного издевательства, Каспар, внезапно меняет свое отношение к униженному однокласснику и заступается за него. Каспару пришлось пойти против "своих", за что он вдвойне поплатился: он и Йозеп стали жертвами сексуального насилия.

"Запомни: никто не заступается за Йозепа".

Эту фразу с особой жестокостью выкрикивали одноклассники Каспара, подвергая его публичному унижению. Эта фраза вертелась в головах Каспара и Йозепа, когда, вооружившись обрезом и пистолетами, они вошли в здание школы и расстреляли десятки учеников, в том числе и своих обидчиков. Эта фраза, возможно, была последней, что пришла на ум Йозепу до того, как он покончил с собой.

Сюжет фильма "Класс" эстонского режиссера Ильмара Раага был навеян реальной трагедией в американской школе "Колумбайн". Тогда, в 1999 году, старшеклассники Эрик Харрис и Дилан Клиболд, ставшие прототипами Йозепа и Каспара, ранили 37 человек — учеников и персонал школы, в которой учились. Тринадцать из них погибли. Массовое убийство в "Колумбайн" заняло пятую по числу жертв строчку в списке массовых убийств в учебных заведениях США.

Именно с убийствами в американских школах многие почти подсознательно сравнили трагедию в московской школе № 263, произошедшую в понедельник. Десятиклассник Сергей Г., взяв отцовское оружие, пришел в родную школу, где застрелил учителя географии и полицейского, другого сотрудника полиции тяжело ранил. Почти час он держал одноклассников в заложниках, но в конце концов отец Сергея уговорил его сдаться.

Читайте также: "Причины ЧП в школе надо искать в соцсетях"

По свидетельствам учеников и преподавателей школы, пятнадцатилетний Сергей был неконфликтным юношей. По словам его учительницы, за все десять лет обучения Сергей всего один раз подрался, но и эта драка не понесла тяжелых последствий — два парня вступили в словесную перепалку, затем немного помутузили друг друга и разошлись.

Странно, что застенчивый и замкнутый отличник (Сергей шел на золотую медаль), внезапно превратился в хладнокровного убийцу, расправляющегося с жертвами особенно жестоко. Многие СМИ утверждают, что причиной трагедии стал эмоциональный срыв ученика. Сам десятиклассник на допросе заявил, что пошел на преступление потому что "его никто не понимает". "Весь мир — это иллюзия, и меня никто не понимает… Не принимают моих взглядов… Надоело жить, но заканчивать самоубийством не хотел. Надеялся, что застрелят", — сказал Сергей.

Читайте все материалы по трагедии в московской школе в специальном сюжете "Правды. Ру"

Виновность Сергея в двойном убийстве и захвате заложников очевидна, и наказание юноша понесет по всей строгости закона. Но почему никто не понимал пятнадцатилетнего отличника? Что стало причиной, приведшей к трагическим последствиям? Могли ли родители Сергея предотвратить ужасный исход? Случай в 263-й школе — возможность для родителей и педагогов еще раз взглянуть на проблему школьников-изгоев более внимательно, обратившись к опыту подобных трагедий за рубежом.

В первые часы после трагедии социальные сети откликнулись на произошедшее по-разному. Среди соболезнований семьям погибших часто попадаются посты с выражением сочувствия Сергею. Многие молодые люди отмечают, что сами были доведены одноклассниками и педагогами до такого состояния, когда оружие само просилось в руки. Причина большинства подобных откликов — в издевательствах в школах или в непонимании обществом, как в случае Сергея Г. Это говорит о том, что проблема "белых ворон" сегодня актуальна для российских школ.

Читайте также: Есть ли лекарство от моббинга в интернете?

Многих жертв травли кошмары о школьных днях мучают и по прошествии десятков лет. Елена из Отрадного, живущая рядом с местом трагедии, одной из первых разместила пост о произошедшем на своей странице ВКонтакте. Елена просила педагогов обратить особое внимание на случившееся, так как и у нее в годы обучения в школе возникали суицидальные мысли. Девушка рассказала "Правде. Ру" свою историю.

В старших классах у Елены был конфликт с учителем математики. Преподаватель публично высмеивала ее работы и натравливала на нее одноклассников. "Она довела меня до больницы в девятом классе. Когда я лежала в больнице, и меня не отпустили домой даже на Новый год, она передала через мою подругу-одноклассницу, которая приехала меня навестить, следующие слова: "Передай Лене, что в 10-й класс она не перейдет!". В пятом классе этот же "педагог" сказала моей маме, что я (мне тогда было 11 лет) сплю со старшеклассниками и прогуливаю уроки". По словам девушки, жертвой учительницы стала не только она. "Однажды, когда мой одноклассник не смог решить у доски задачу, она взяла с доски грязную тряпку и отхлестала его по лицу. Перед всеми! И школа не приняла никаких мер тогда", — рассказывает Елена.

Воспоминания о тех днях не дают девушке покоя и сегодня. "Слово "школа" вызывало у меня просто панический ужас. Помню, что хотела спрыгнуть с моста или броситься под машину. Тогда, в подростковом возрасте, я действительно воспринимала нападки учительницы и угрозы быть изгнанной из школы как неоспоримую истину. Какое же счастье, что мои родители меня услышали и отдали в другую школу".

История Елены, несмотря на все, что ей пришлось пережить, имеет счастливый конец. Девушка выучилась на юриста и поступила в два лучших юридических вуза страны. Сейчас у Елены подрастает сын, через год мальчик пойдет в первый класс. Девушка с ужасом думает, что ее ребенок может оказаться в похожей ситуации, ведь уже в два года мальчик стал жертвой вопиющей некомпетентности воспитательницы детсада. "Воспитательница в детском саду посадила сына раздетым на "стул позора", на улице! И это в два года! За то, что он бегал!" — с содроганием вспоминает Елена. Воспитательницу уволили, но ребенок, помимо долгой болезни, получил тяжелую психологическую травму.

Таких случаев в современном обществе с каждым днем становится все больше. Как отмечают школьные психологи, события, подобные случаю в московской школе, почти в ста процентах случаев предваряются именно историей травли: жертва не выдержала и решила устранить обидчиков. Что же делать родителям, чтобы их ребенок не стал "белой вороной" в отдельно взятом сообществе?

Если ребенок сообщает о том, что стал жертвой травли или унижения со стороны учителя, не стоит игнорировать его слова. Одна из распространенных ошибок — мнение о том, что ребенок может извлечь урок из насмешек педагога. Именно это может стать причиной потери доверия к родителям. Ребенок замкнется и перестанет делиться тем, что происходит в его жизни — именно так случалось во многих американских семьях будущих убийц. Родители не должны бояться высказать свое мнение и разобраться с глазу на глаз с педагогом или администрацией школы. Возможно, конфликт возник из-за простого непонимания и может быстро разрешиться, если не пускать дело на самотек. Если учитель, оскорбляющий ребенка, не является классным руководителем, нужно обратиться к последнему и рассказать о сложившейся ситуации. Хороший классный руководитель способен разрешить конфликты не только между учителем и учениками, но и внутри класса.

Куда сложнее обстоит дело именно с травлей со стороны одноклассников. Общеизвестный факт: дети школьного возраста, как правило, жестоки, и пламя ненависти к "белой вороне" может разгореться даже от незначительной мелочи. Любой ребенок чем-то отличается. И любой может оказаться жертвой. Травля происходит потому, что кто-то из детей или взрослых считает, что путь к самоутверждению за счет унижения другого совершенно нормален. Школьные психологи выделяют несколько наиболее распространенных причин так называемого буллинга или задирания.

В первую очередь причиной травли может быть разный достаток в семьях. Об уровне доходов красноречиво говорит предметный мир школьника, портфели, тетради, ручки, гаджеты, которые может позволить купить родитель. Если ребенок хвастается ранцем, купленным за границей, а у его соседа сумка за двести рублей, это легко может стать причиной буллинга, причем с обеих сторон. Состоятельный родитель должен объяснить ребенку, что дорогие вещи не делают его лучше других. Это не то, чем надо гордиться и выставлять напоказ. Ведь взрослые люди прекрасно понимают, что финансовая ситуация может легко измениться в любой момент.

Другая проблема — разные уровни развития детей. Что касается отстающих, которые не умеют читать или писать, то никогда не было случая, чтобы ребенок не научился этому в школе. Роль родителей в этом случае заключается в том, чтобы всячески поддерживать и подбадривать ребенка. Не стоит читать морали и ругать чадо за неудачи — ему нужно помочь. Затюканный дома ребенок не сможет противостоять нападкам более развитых детей. Берегите его и постарайтесь по возможности предотвращать подобные конфликты.

Читайте также: Изабель Мийон: "Неправда, что дети жестоки"

Родители должны увидеть грань, после которой ребенок может начать бояться ходить в школу. Не допуская наступления этой грани нужно подойти к педагогу и объявить о проблеме. Старайтесь находить выход из подобных ситуаций совместно. Для того чтобы успеть вовремя вмешаться, родитель должен знать о том, что происходит у ребенка в школе. Помогите ребенку быть с вами откровенным. О том, как этого добиться, каждый любящий родитель знает и без советов психологов и журналистов.

Ребенок может стать изгоем и в том случае, если он более развит, чем его сверстники. Возможно, именно так называемый "кризис вундеркинда" и послужил причиной поступка Сергея Г. из Отрадного. Юноша учился только на "отлично", по словам преподавателей и одноклассников очень переживал, если получал что-нибудь кроме пятерки. При этом парень не подходил под описание типичного "ботаника" и не был физически слабым — занимался борьбой. Однако друзей и единомышленников у старшеклассника почти не было, как он говорит, из-за того, что его "никто не понимает". И это проблема не только Сергея, но и многих одаренных детей.

В чем заключаются в этом случае наиболее частые ошибки родителей? В первую очередь, нельзя растить развитого ребенка под "колпаком". Он должен общаться с другими детьми. Но как это сделать, как помочь чаду? О чем он может говорить со сверстниками, когда они не могут найти общих тем для разговора? Перевести его в более старший класс, раз уж он так много знает? Не стоит, говорят психологи. С детьми старшего возраста у него дружбы не получится: в силу социальной незрелости одаренный ребенок вряд ли будет им интересен. Лучше, если вундеркинд будет учиться с ровесниками, но по индивидуальной программе. Или же, учась в обычной школе, ребенок может встречаться с такими же умниками, как он, в кружках или секциях — благо сегодня недостатка в них испытывать не приходится.

Одаренные дети, не имеющие друзей и приятелей, не умеющие общаться с другими людьми, несчастны. И было немало случаев, когда одиночество и непонимание заставляли их сводить счеты с жизнью. А потому нельзя программировать ребенка на результат и зацикливаться лишь на успехах вундеркинда. Родители, по словам психологов, должны подходить к одаренному ребенку с такой установкой: "Мы будем рады и дальше наблюдать твои успехи, например, в физике, но если ты не станешь великим ученым-физиком, ничего страшного в этом нет. Ты станешь кем-то другим и будешь счастлив".

В случае Сергея адвокат Евгения Мартынова обратила особое внимание и на то, что родители постоянно провожали подростка в школу и на занятия борьбой и встречали с них, что может говорить о чрезмерном контроле за жизнью старшеклассника. "Мне непонятно, почему родители его провожали и встречали. Взрослый парень, ходил заниматься борьбой. Настолько жесткий контроль был, что у ребенка просто реально поехала крыша?" — задается вопросом юрист. А потому любой родитель также должен понимать, что "перегибать палку", когда речь заходит о контроле за ребенком, и тем более чрезмерно вмешиваться в личную жизнь (особенно подростка) недопустимо.

Читайте также: Гражданская война со школьной скамьи

Никакие законы, никакой самый жесточайший контроль не избавит общество от травли и буллинга. Задирание в школах, "дедовщина" в армии, буллинг на работе и даже "опускание" в тюрьме, по сути, проявления одного и того же явления в разных контекстах. Однако избежать травли отдельно взятого ребенка — задача, посильная многим родителям и педагогам. Самое главное, чтобы ребенок как можно чаще слышал слова поддержки в свой адрес, иначе рано или поздно он может услышать страшную фразу: "Запомни: в нашем классе никто за него не заступается".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"