В прямом эфире в видеостудии "Правды.Ру" — недавно избранный председатель Общественного совета ГУ МВД по Московской области Леонид Романов. Основные темы интервью — отношение российского общества к полиции, проблема c народными дружинами, незащищенность полицейских, вопрос с диаспорами, а также возмутительное поведение пешеходов на дорогах.
— Поздравляю с избранием на пост председателя Общественного совета. Хотела бы узнать, какие структурные изменения произошли в Общественном совете. С чего вы начнете свою работу?
— Говорить, что я сразу начну что-то менять, не стал бы. Потому что только недавно состоялась собрание Общественного совета, на котором мне доверили должность председателя. И я бы сначала хотел детально ознакомиться с тем, что было предыдущими советами сделано, какие комиссии работали. Я знаю, что их было восемь. Для того чтобы что-то менять, надо сначала понять, что было сделано и что нужно менять. Для этого нужно время, безусловно.
— Какими вы видите приоритетные направления работы?
— Думаю, что приоритетом является устранение раздела (между правоохранительными органами и гражданами). То есть как раньше говорили: "Народ и партия — едины". Я говорю о том, что правоохранительная система и народ — это единое целое, и они должны помогать друг другу. Не отторгать друг друга, а помогать.
Вот, в частности, вопрос о народных дружинах. Да, есть дружинники, которые уже выходят на улицу, неравнодушные люди. Не только потому что там кому-то сказали: "Вот ты выйдешь — тебе дадут дополнительный выходной день". Это внутри у человека есть такая потребность: выйти и помочь. Потому что мы же проходим мимо всяких негативных явлений на улице.
Да или автомобильное движение сейчас. У нас же масса всяких вопросов. Не проходить мимо, а помочь и сообщить хотя бы полиции о том, что происходит там-то и там-то. Не всегда сообщают, не всегда помогают…У кого-то просто спортивный такой интерес, жареное что-нибудь увидеть и потом в Youtube выложить…
А другие люди делают этого для того, чтобы зафиксировать какое-то нарушение. И чтобы потом это было доказательством того, что происходит противоправное какое-то действие. У нас сейчас настолько это все стало просто. Любой может зайти в интернет, написать все, что он думает, и отправить по всем каналам. И вся страна будет читать.
Читайте также: Гуров: Избавьте полицию от презумпции вины
— Леонид Михайлович, скорее напишут о том, как сделали и что не сделали. Экипаж ДПС наехал на кого-нибудь, куда-нибудь. Вот это напишут обязательно. А где помог и спас, вот могут еще и не написать.
— К сожалению, действительно как-то хотят вычленить что-то негативное. Да и уже от этого люди устают просто. Сплошной негатив нельзя показывать.
Вы знаете, я курирую благотворительную деятельность Торгово-промышленной палаты. В 2002 году Евгений Максимович Примаков создал фонд "Центр помощи беспризорным детям". Сейчас его возглавляет новый президент палаты Сергей Николаевич Катырин. И я занимаюсь этим фондом. И некоторые наши доброжелатели, меценаты, которые помогают фонду материально, говорят: "Только о нас ничего не пишите, нам это не надо. Мы вот жертвуем средства, а получаем от вас отчет, куда пошли в какой детский дом".
Вот одна из компаний крупнейших говорит: "Нам это не надо". Я бился с ними года полтора-два, наверное. Говорю: "Поймите, если мы расскажем о том, как вы помогаете, пусть это будет завидно другим, которые сидят на деньгах". Я считаю, что об этом надо говорить обязательно. О том, что человек сделал что-то доброе на своем рабочем месте.
— Леонид Михайлович, есть какое-то понимание болевых точек в области взаимодействия полиции и общественности, на которые обратит внимание Общественный совет, или пока еще этот вопрос рано задавать?
— Взаимопонимание. Каждый на своем месте. Полиция на своем месте должна вести свою работу правильно, а граждане… Мы на них обижаемся за… Вы посмотрите, что творится на Тверской. Ее переходят, где хотят. Но нигде вообще в цивилизованном мире этого никогда не увидишь.
Но вы понимаете, что на дорогах гибнет ежегодно 30 тысяч человек. Это огромное количество людей, которые гибнут из-за чего? И они с собой еще ведут ребенка и везут коляску. И виноват оказывается кто? Либо водитель, либо полицейский. Все виноваты кругом, только не тот, кто нарушает.
— Наверное, Общественный совет может как-то заниматься и правовым просвещением сотрудников полиции. И в том числе поднимать такие темы, как соблюдение прав сотрудников, потому что они сами часто становятся жертвами преступлений и они сами часто нуждаются в защите.
— Обязательно. Просто непременно надо это делать. Потому что мы же знаем, как много гибнет сотрудников. Гибнут ведь хорошие, честные, порядочные ребята. Понимаете, поэтому не просто об этом надо говорить. Если просвещать, с точки зрения юриспруденции подходить к этому делу, то в каждом управлении внутренних дел должна быть такая служба.
Я знаю эту систему потому, как прослужил все-таки сам 35 лет. За это время было создано огромное количество юридических подразделений по всей стране, во всех органах внутренних дел. Начиная от органов главного управления, а потом департаментов правового в министерстве внутренних дел и так по всей структуре, по всей системе органов внутренних дел.
Везде есть квалифицированные юристы, которые проводят правовую работу с людьми, которые защищают нас с вами. Это очень, как правило, квалифицированные люди, юристы с высшим образованием, и они очень помогают, безусловно, сотрудникам органов внутренних дел в своей работе.
— А предполагается работа с диаспорами? В области их очень много.
— Это не обсуждается даже. Если вы посмотрите со стороны Общественного совета, там представитель есть областного руководства мусульман и епархии православной церкви. Мы понимаем прекрасно, что без работы с диаспорами это невозможно.
Читайте также: Превосходство бандитов над полицией поощряется
— И я, кстати, обратила внимание, что впервые в общественные советы вошли представители диаспор. Раньше до этого кажется и не было такого. А вот еще такая тема. Представители Общественного совета участвовали в приеме населения сотрудниками главного управления. И вот я могу сказать по прошлому году, что приходило все-таки меньше людей, чем могло бы быть. Наверное, людям тоже нужно объяснять и рассказывать, что если им нужна помощь и они чем-то не удовлетворены, то, наверное, есть смысл прийти на прием к начальнику главка, заместителю начальника главка и рассказать о своих проблемах. Потому что-то, что я видела по прошлому году — разбирались очень вдумчиво и реально помогали людям. Но люди не знают, что можно прийти и обратится за помощью.
— Это уже работа средств массовой информации. Потому что действительно на всех уровнях министерства внутренних дел, например, и первое лицо, и его заместитель имеет приемные дни, когда можно записаться на прием и прийти со своими проблемами. Также в главном управлении внутренних дел по Московской области. То же самое. Ведется прием руководства главка, всех, кому необходимо попасть.
Конечно, никаких ограничений нет. Поэтому, безусловно, просто это нужно довести до рядового слушателя, телезрителя, читателя газеты. О том, что каждый может прийти, имеет на это право. Его примут, выслушают. И будут помогать, если это действительно ситуация, в которой необходима помощь внутренних дел.