Агентство воздушного транспорта опубликовало "черный список" сотрудников авиакомпаний, которые отстранены от полетов по результатам медосмотра "по факту употребления алкоголя и психоактивных веществ". "Черную метку" получили 36 человек, из них — лишь 13 бортпроводников, остальные — пилоты! Какие гарантии, что пьяный больше не сядет за штурвал?
Зверские теракты в Волгограде по понятным причинам заслонили трагедии предыдущие. Напомним, 26 декабря 2013 года под Иркутском рухнул АН-12. Погибли все, находившиеся на борту, истинные причины катастрофы пока расследуются. Но эта трагедия сразу же вызвала общественный резонанс. И словно в ответ Федеральное агентство воздушного транспорта опубликовало своеобразный "черный список" пилотов и сотрудников авиакомпаний.
Фигурантами "черного списка" стали те авиаторы, которые были отстранены по результатам предполетного медицинского осмотра "по факту употребления алкоголя и психоактивных веществ". Полностью список опубликован на сайте Росавиации, останавливаться на нем подробнее не будем. Отметим только, что список нетрезвых "летунов" и стюардов (да и стюардесс) настолько обширен, что просто диву даешься. Да и список компаний, в которых в 2013 году были замечены "пьяные" нарушения, тоже напоминает "лонг лист".
Реакция пользователей интернета на этот список оказалась более бурной, чем реакция на саму иркутскую катастрофу. Хотя вообще-то разбившийся АН-12 перевозил не пассажиров, а в основном запчасти для ремонтируемых самолетов из Новосибирска для иркутского авиазавода.
Он упал в районе станции Батарейная под Иркутском на складские помещения на территории местной воинской части. Уже установлено, что самолет почему-то шел на посадку на очень низкой высоте, и вблизи от взлетно-посадочной полосы задел крышу одного из военных складов, после чего упал. Погибли девять человек — шестеро членов экипажа и три пассажира, сопровождавшие груз.
Версия о том, что пилоты АН-12 были не "в адеквате", у следствия не фигурирует, насколько можно понять из прессы. Но каково, согласитесь, в пик предновогодних транспортных перевозок слышать об авиакатастрофе даже транспортного самолета?
Тем более, что почти за месяц до этого разбился лайнер в Татарстане. Вот и изощряется интернет-сообщество в комментариях на эту тему, причем, как мне кажется, весьма справедливо. И "черный список" Федерального агентства, составленный без всякого чиновничьего кокетства, подлил масла в огонь интернет-народного возмущения…
В список вошли 36 человек. Из них — лишь 13 бортпроводников, остальные — пилоты! В Росавиации подчеркивают, что список публикуется для того, чтобы все авиакомпании знали детали служебных биографий своих будущих и нынешних сотрудников. Думается, более "скромные" выражения вроде "употребление алкоголя в малых количествах" или "похмельный синдром" тут не к месту, особенно для пилотов ! По сути, такой "черный список" — это как бы запрет на профессию. Теперь, по мнению чиновников — авторов списка, пилоты и бортпроводники не смогут скрыть факты пьянства на рабочем месте, то бишь на борту воздушного судна.
"Правда.Ру" уже писала, что Следственный комитет года два назад уже предлагал запретить вообще летать пилотам, которые хотя бы раз были замечены в употреблении алкоголя во время полета или сразу перед ним. Ранее Росавиация предлагала ввести специальные алкотестеры для пилотов. Причем все признают, что нынче в России с пьянством за штурвалом строго, не то, что сразу же после развала СССР. Такие страхи порой рассказывали тогда…
"Не сомневаюсь, что наше родное "воздушное" Федеральное агентство опубликовало список летчиков-пьяниц с благими целями. Но такие инициативы, которые у некоторой, "дюже опытной" части населения могут вызвать ироничную ухмылку, — поделился своим мнением по этому поводу в телефонной беседе с корреспондентом "Правды.Ру" заслуженный летчик гражданской авиации РФ Николай Лужин, который несколько десятилетий пилотировал и грузовые, и пассажирские авиалайнеры.
— Вспомним: некоторое время одна из ведущих российских компаний предложила ввести для провинившихся пилотов запрет на право полетов. Но ушлые пилоты, как говорится, из числа "употребляющих", как бы хрюкнули в чернильницы. При нынешнем аховом состоянии авиакадров разбрасываться летчиками не получится! Некоторые авиакомпании просто закрывают глаза на пятна в биографии пилотов, особенно с большим профессиональным налетом. Увы, нашу авиацию почти развалили, и это надо признать. Коммерческий интерес стал преобладать над инстинктом сохранения. И надо, по-моему, начать с восстановления Министерства гражданской авиации, которое бы взяло на себя создание документов, подбор кадров, их расстановку и так далее.
Посудите сами: нашей могучей гражданской авиации в год нужно как минимум около тысячи новых (подчеркиваю — именно новых, дополнительных пилотов!). А, согласно статистике, в воздушный флот приходит только 400 выпускников "воздушных" вузов, которым, кстати, надо еще набираться опыта много-много лет. Не редкость, когда командиры экипажей, первые, а порой и вторые пилоты разменивают седьмой десяток и еще не собираются уходить на покой.
Нарушители дисциплины, хулиганы, дебоширы и так далее, будучи выгнанными из одной компании, преспокойно могут уйти в другую, даже зарубежную, и благополучно бороздить те же самые воздушные океаны. Как говорится, мастерство не пропьешь…
И вот еще в чем дело: в серьезных российских, да и зарубежных авиакомпаниях такие "черные списки" существуют уже давно. Потому что во всем мире хорошие пилоты с незапятнанной и личной, и профессиональной биографией на особом счету. Как и разгильдяи — их списки тоже есть в отделах кадров компаний.
Вспоминаю случай, рассказанный мне старым товарищем, тоже пилотом. Выгнали одного летчика из российской авиакомпании. Он по интернету давай наниматься в могучую авиацию Камеруна — довольно отсталую африканскую страну. А ему отвечают: а вас за пребывание в нетрезвом состоянии такого-то июня 1985 года сняли с рейса "Якутск-Хабаровск". Вот тебе и отсталая страна — какую базу данных имеет…". Чем закончилось? В Камерун его работать все-таки взяли! Но из-за "пятна" в биографии существенно снизив стоимость контракта с ним…".
Кстати, в отечественной авиации есть даже официальная классификация выпивающих. Они могут быть просто пьяницами, а могут быть и алкоголиками. Алкоголиков к полетам вообще не допускают, а вот обычный бытовой пьяница к полетам допущен быть может, но только после углубленного медицинского обследования в стационарных условиях и проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в течение двух-трех месяцев.
Лет пятнадцать назад, во времена "лихих" 90-х, когда самолетное хозяйство переживало нелегкие времена полуразвала, заправляться алкогольным "горючим" было у некоторых летчиков даже чем-то вроде традиции. Вспоминаете сцену из незабвенного кино "Особенности национальной охоты", в которой летчики за пару поллитровок везли в бомболюке корову? В ней достаточно правды…
Не знаю, насколько это успокоит российских пассажиров, но стоит отметить, что не только у нас летчики пьют за штурвалом. Вспоминается случай, который произошел в Англии и тут же всколыхнул западную интернет-общественность. Нетрезвый летчик компании Delta Airlines перед влетом не мог даже сообразить, куда ему, собственно, лететь. Об этой удивительной истории в свое время поведал сайт американской газеты New York Post.
Британская полиция арестовала 48-летнего Джорджа Лаперла, второго пилота самолета "Боинг-757" американской авиакомпании Delta Airlines, который намеревался управлять лайнером в состоянии алкогольного опьянения — настолько сильного, что летчик не знал, куда ему надо держать курс! Забыл, понимаете ли, конечную точку полета под воздействием винных паров.
Пьяный пилот, источая крепкий перегар, ввалился в кабину "Боинга" с развязанными шнурками в полной уверенности, что ему предстоит рейс в Нью-Йорк. Хотя на самом деле лайнер с 213 пассажирами на борту должен был лететь из лондонского аэропорта "Хитроу" в Детройт. Пока пилот соображал, как нужно запускать самолетные двигатели, какие кнопки тыкать, информация о его "веселом" состоянии дошла до аэропортовских сотрудников Скотланд-Ярда. Они арестовали Джорджа Лаперла. Оказалось, что уровень содержания алкоголя в крови снятого с полета ухаря аж впятеро превышал нормы, допустимые в Великобритании для пилотов!
А вы говорите — "черные списки"… Наверное, эта проблема достойна того, чтобы интернет-общественность ее обсуждала. Пишите свои комментарии под этой статьей — возможно, они также подольют масла в огонь борьбы с нетрезвыми "воздушными извозчиками". Ведь это дело общее!
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"