Давно обсуждавшийся и депутатами, и общественностью законопроект о социальном обслуживании населения накануне прошел второе чтение в Госдуме. Разговоров об этом знаковом законопроекте было предостаточно, порой в интернете разворачивались даже не дискуссии, а целые словесные баталии. По сути, новый закон вводит в России некие элементы ювенальной юстиции и предназначен для помощи людям, попавшим в трудные ситуации.
Работа над документом была долгой и трудной. Он серьезно был доработан ко второму чтению, поскольку при первом чтении в нижней палате парламента к нему было превеликое множество замечаний и дополнений практически от всех депутатских фракций. Правда, и второе чтение, несмотря на многочисленные доработки, легким тоже не было — если верить парламентским источникам, на втором чтении за законопроект проголосовало лишь 269 депутатов, то есть хоть и большинство, но не подавляющее.
Было немало проголосовавших против, в первую очередь из фракций, считающих себя оппозиционными. И что характерно — большая часть поправок, внесенных представителями тех самых оппозиционных фракций, была отклонена профильным думским комитетом по труду и соцполитике.
Необходимость его принятия назрела уже давно. У нас, если хорошенько разобраться, до сих пор не существует законной комплексной поддержки семей. Действующее законодательство в этой сфере устарело и по большей части не отвечает современным реалиям.
Итак, впервые в России законодательно закрепляется право семьи на комплексное социальное сопровождение. Например, семьи, которые взяли на воспитание ребенка из детского дома, теперь имеют право на получение медицинской, психологической, педагогической, социальной и юридической помощи.
Такая же помощь официально может быть оказана и тем российским семьям, которые волею судеб оказались в трудной жизненной ситуации, на грани распада, где не все в порядке с воспитанием детей. Жизнь — штука сложная, и число таких семей в России, по самым скромным подсчетам, может составлять несколько миллионов. Причем помощь эта будет оказываться по конкретной индивидуальной программе и по официальному договору о предоставлении социальных услуг.
Вот как прокомментировал в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" обсуждаемый Госдумой законопроект член Международной ассоциации адвокатов, консультант Общественной палаты РФ, кандидат юридических наук Игорь Шмидт:
"Планируется, что институт социального сопровождения начнет реально работать в России с 1 января 2015 года. Но мне уже довелось подробно ознакомиться с законопроектом "О соцобслуживании", и кое-какие выводы я уже сделал. Кто-то из моих коллег-юристов, по-видимому, сочтет основными его пунктами совсем не те, которые хочу отметить я. Ну что ж, у разных специалистов свой взгляд на эти проблемы. На мой же взгляд, главное в новом законе — это положения о создании комплексных структур, которые при необходимости будут помогать каждой семье именно в том, в чем она конкретно нуждается. Ну, или в том, о чем сама семья просит.
Мне довелось несколько лет заниматься как раз консультированием различных семей, у которых проблем было очень много. Сразу скажу: чаще всего приходилось определять пьющих родителей на лечение от алкоголизма. Это самая, на мой взгляд, распространенная проблема у нас в стране. Доводилось также через местные органы власти оказывать помощь в трудоустройстве родителей, и даже помогать устраивать детей в детский сад или в летний лагерь, а также на лечение. Так вот, как раз все вышеперечисленные пункты в новом законе прописаны достаточно четко и понятно. Ранее приходилось "перелопачивать" множество самых разным кодексов, законодательных актов. Сейчас все это сведено в единый закон.
И еще: социальное сопровождение не должно пугать людей и ассоциироваться с ювенальными технологиями. Законопроект практически исключает некий элемент принудительности. Принимать ли помощь государства в решении семейных проблем, решать все равно будут сами родители, родные или приемные, опекуны и так далее. Они сами будут решать, заключать им договор о помощи или нет.
Согласно законопроекту впервые в России так называемое социальное сопровождение должно стать межведомственным. То есть и опека, и соцзащита, и образование, и медицина должны начать работать вместе. Я бы даже назвал новый закон, которому, кстати, предстоит еще третье чтение в Госдуме, законом о "скорой семейной помощи". Дело благое.
Планируется, что институт социального сопровождения начнет реально работать в России с 1 января 2015 года. И до этого времени предстоит разработать практические механизмы применения этого закона. А сами знаете, что законодательная практика у нас зачастую "хромает", даже несмотря на то, что новый закон и полезен, и понятен.
Еще нюанс: если сегодня бесплатная социальная помощь оказывается только тем гражданам, чьи доходы ниже прожиточного минимума, то в новом законе прописано, что помощь будет оказываться тем, у кого доходы ниже 1,5 прожиточного минимума. Это значительно, на несколько миллионов (точнее цифру пока не назову), увеличивает количество получателей бесплатной, государственной социальной помощи.
А вот "пунктик", который может озадачить многих: законопроектом предусматривается возможность предоставления соцобслуживания в негосударственном секторе — включая индивидуальных предпринимателей, добровольцев и благотворителей. Впервые предлагается составить реестр поставщиков и регистр получателей социальных услуг.
Ну и в заключение: пожалуй, впервые в России предпринимается попытка уйти от привычной иждивенческой социальной политики. Вместо этого в законе предлагается сделать упор на оказание индивидуальной и адресной социальной помощи. Что, естественно, позволит мотивировать человека, опираясь на помощь государства, самому искать выход из трудной жизненной ситуации. Что немаловажно!".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"