Петр Шкуматов: Резиновые ПДД, или Кто платит за аварии?

 

Разбитые авто, искалеченные люди, плотные пробки — признак смены сезонов на российских дорогах. Почему приход нового времени года всегда внезапен для дорожников и как предотвратить стихийные аварии, количество которых регулярно возрастает по вине коммунальных служб? В эфире "Правды.Ру" — координатор сообщества "Синие ведерки" Петр Шкуматов.

— Судя по новостям с российских дорог для ГИБДД и дорожных служб зима и гололедица опять наступила внезапно?

Яндекс уже за 10 дней предсказывал и резкое снижение температуры и неблагоприятные погодные условия. Так что водитель должен сам адекватно оценивать обстановку и рассчитывать свои силы. Мне кажется, имеет смысл поговорить о ежегодной искусственной гололедице, которая появляется у нас на дорогах или из-за халатности дорожных служб, или из-за того, что кто-то вместо реагента на дорогу льет воду, авось, пронесет.

Я хочу напомнить очень неприятный момент, когда в Москве на северянинской эстакаде столкнулись более 30 автомобилей, причем автомобили очень сильно пострадали, а на другой улице произошло ДТП, в котором погибла девушка, опять же по причине искусственной гололедицы.

Интернет до сих пор активно обсуждает эту тему. Оказывается, период межсезонья для коммунальщиков золотой. То есть по технологии им нужно поливать дорогу реагентом, а они поливают водой, при этом списывают реагент. А доказать, чем обработали дорогу, практически невозможно. Никто же не будет бегать, пробы отбирать того, что они вылили. Вода для коммунальщиков бесплатная, лей, сколько хочешь. Такой способ заработка в итоге оказывается заработком денег на костях.

Читайте также: Против московских водителей применили шампунь

— Что сейчас делать этим водителям? Как доказать, что не виноваты?

— Мы всячески пытаемся помочь тем водителям, которые сами себе хотят помочь. Эти случаи фактически повод, чтобы поднять перед правительством Москвы, ГИБДД вопрос отношения водитель-ГИБДД-коммунальные службы. Вопрос острый и требующий незамедлительного решения не только в рамках Москвы, но и страны.

— Расскажите, пожалуйста, насколько активно вы сотрудничаете с МВД, с правительством Москвы в своей деятельности.

— Про сотрудничество, наверное, громко сказано. Дело в том, что мы пытаемся добиться, чтобы они выполняли свои должностные обязанности. Действительно, полиция начинает активно изучать средства массовой информации и сообщения о нарушениях, конфликтах сразу же принимаются в работу и пытаются как-то восстановить справедливость. Я это вижу и по Москве, и в целом по системе МВД.

Читайте также: Автобоссы ответят за неисправный автомобиль?

В частности, это подтверждает указание Колокольцева, по которому в полиции несут ответственность не только прямые виновники нарушений, а их непосредственные начальники. Резко стала меняться ситуация к лучшему. И понятно, ведь очень болезненно для людей, которые, допустим, отслужили в полиции 10-15 лет, а их увольняют, невзирая ни на что. Оказалось, что и дисциплину можно поддерживать, и контролировать своих подчиненных.

— Многие водители высказывают недовольство в связи со спорным пунктом правил дорожного движения 10.1. Как вы к нему относитесь?

— Этот пункт правил может сделать человека виновным просто на ровном месте, он открывает дорогу всяким недобросовестным экспертам, которые зарабатывают деньги на этом.

Читайте также: ПДД, где не будет ни сватьев, ни братьев"

Этот пункт ПДД нуждается в категорическом пересмотре и разграничении: зона ответственности водителя, зона ответственности дорожников или эксплуатирующих организаций, тех же самых ЖКХ, которые чистят дорогу, и зона ответственности ГИБДД. Сейчас получается, что чаще всего в ДТП виноват водитель. За ДТП, которые произошли в разных зонах ответственности, должны отвечать разные люди по всей полноте закона.

— По каким критериям можно оценить долю вины водителя в авариях, к примеру, в зимний сезон?

— В некоторых странах зимний сезон официально объявляется открытым и максимальная скорость движения, допустим, на загородных дорогах автоматически снижается на 10-20 километров в час. Если ДТП все равно произошло, к примеру, по причине потери управления, то это является поводом для проведения расследования. Расследование имеет своей целью определить, что явилось причиной ДТП: ненадлежащее содержание дороги или действия водителя.

Читайте также: "Российские автомобилисты ездят по отличным дорогам"

До тех пор, пока мы не начнем требовать с дорожников и с инспекторов по всей строгости закона, то есть привлекать к уголовной ответственности за жертвы, заставлять возмещать материальный ущерб, ничего не изменится.

— Петр, а как вы относитесь к тому, что весь центр Москвы в плане парковок стал платным?

— Платная парковка не является сама по себе инструментом поддержания порядка. Платит, между прочим, только каждый десятый водитель. То есть девять не платят, и это статистика самого департамента транспорта.

Более того, платная парковка в том виде, как это было сделано, круглосуточная, без всякой дифференциации, привела к росту такого модного течения, когда люди паркуют автомобиль, снимают задний номер или заклеивают его газеткой. При этом, если я сначала негативно относился к таким проявлениям, то сейчас вижу, что это форма гражданского протеста. И я думаю, что это модное движение после 25 декабря, когда будет введена платная парковка по всему Садовому кольцу, примет угрожающие для московских властей масштабы.

— Согласитесь, что при этом ещё не работает система высоких штрафов за неправильную парковку.

— Нельзя говорить о том, что автомобилист — это какое-то быдло. 97 процентов автомобилистов не едут в центр не потому, что… у них нет автомобиля, а потому, что они не хотят парковаться с нарушением правил.

Помимо кнута, должен быть пряник, должны быть альтернативы. То есть сделайте перехватывающую парковку около метро. Но мы видим, что под эгидой перехватывающих парковок строятся торгово-развлекательные комплексы, которые сами по себе являются притяжителями очень большого трафика. Поэтому я говорю, что такая упрямая и несгибаемая позиция Максима Ликсутова (заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры — ред.), который стоит на своем, невзирая ни на что, невзирая ни на какие протесты людей,

Эта позиция в итоге приведет, мне кажется, к какой-то патовой ситуации, когда кто-то должен будет уйти. Либо автомобилисты должны будут уйти, я слабо верю в это, из Москвы, или Максим Станиславович Ликсутов должен будет уйти, в это я верю гораздо больше.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"