Через Конституцию - к суверенитету России

Норма Конституции РФ, устанавливающая приоритет международного законодательства над законодательством национальным, вызывает все больше споров. Одни говорят, что статью 15 Конституции РФ трогать не нужно. Другие же, напротив, говорят, что норму надо пересматривать: необходимо возвращать России суверенитет, положенный ей по статусу великой державы.

"Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора", — гласит часть 4 статьи 15 Конституции РФ. Конституция принималась в тот момент, когда страна была на грани гражданской войны и в сильной степени зависела от финансовой помощи Запада, западных инвестиций. "Россия хотела интегрироваться в ЕС. Кредит доверия к Западу в 80 — 90-х годах был невероятным. Мы сами развалили СССР, сделали Западу подарок, и ждали с его стороны приглашения в его цивилизованный мир. Мы готовы были вступить в ЕС, НАТО, но Запад показал нам кукиш", — обрисовал "Правде.Ру" обстановку тех лет независимый политолог Сергей Михеев.

Читайте все материалы по этой теме

"Вы знаете, каким сложным историческим периодом для нашей страны было начало 90-х годов, страна стояла перед фактом — жить дальше или прекратить свое существование, поэтому я думаю, что такой детали, как приоритет международного права над внутренним, особо никто внимания не уделял. Был важен сам факт принятия основного закона нового, вновь образовавшегося государства, поэтому до таких тонкостей вряд ли доходили руки" — пояснил "Правде.Ру" лидер фракции ЛДПР в Государственной думе, член комитета ГД по конституционному законодательству и государственному строительству Игорь Лебедев.

Тем не менее, до таких "тонкостей" руки дошли у тех, кто руководил холодной войной. По сути, ими было сделано все для того, чтобы экономический и политический кризис в стране обеспечил правовую зависимость России от западной системы ценностей. Конституция писалась в рекордно короткие сроки, как правило, путем переписывания целых кусков из норм международного права и конституций стран, проигравших Вторую мировую войну — Германии, Италии, Японии, где также закреплено превалирование международных норм над внутренним законодательством. В докладе тогдашнего президента РФ Бориса Ельцина о проекте Конституции РФ, опубликованном в октябре 1993 года в "Российской газете", подчеркивалось, что "проект прошел экспертизу за рубежом".

Таким образом, Россия в 1993 году официально закрепила поражение в холодной войне, сняла с себя статус сверхдержавы и перестала быть суверенной страной, поскольку в конституциях независимых стран, а тем более сверхдержав, никогда международные нормы законодательно не превалируют над внутренними. Международные нормы не игнорируются, но не руководят внутренними правовыми системами. Так, в США суд в случае коллизии между нормой международного права и внутренним статутом или прецедентом всегда будет руководствоваться последним. В Великобритании судья не имеет компетенции применять международное право, если оно не соответствует национальному праву. Если во Франции международное обязательство содержит положение, противоречащее конституции, то разрешение на его ратификацию или одобрение может быть дано только после пересмотра конституции.

Ряд депутатов Госдумы сегодня бьют тревогу. "Существует подчиненность требованиям иностранным правовым нормам на территории не только в целом Российской Федерации, но и в конституциях большинства субъектов РФ, — говорит депутат ГД от фракции "Единая Россия", член комитета по госбюджету и налогам Евгений Федоров. — То есть, это норма достаточно сквозная. Например, 31 из 46 российских областей содержат в своих основных законах прямое указание о приоритете иностранного законодательства на территориях этих областей". Страна страдает от такого "наследства", считает депутат. Он полагает, что РФ продолжает оставаться несуверенным государством, и "в условиях иностранного управления не то, что развиваться не может, а просто деградирует". От России "требуют все новых и новых экономических пожертвований в пользу развитых стран, реструктуризации бюджета в пользу отказа от социальных программ, поскольку Центробанк РФ является частью международной системы". "В области культуры требуют внедрения чуждых для нас ценностей — это гомосексуализм, ценность изъятия ребенка из семьи, то есть это явно направленный инструмент на ликвидацию РФ, на ее деградацию и разрушение", — сказал Евгений Федоров.

Он полагает, что "нация должна сплотиться и принять решение об изменении статуса страны на суверенный, путем исключения норм внешнего управления из российской Конституции". Депутат прав, поскольку в Конституции есть замечательная статья 3: "Единственным источником власти [в т. ч. законодательной] в Российской Федерации является ее многонациональный народ".

Тем не менее воз и ныне там — превалирует точка зрения тех, кто непосредственно может вносить законопроекты об изменении Конституции. "Что касается необходимости пересмотреть это или оставить, я не думаю, что это вопрос, который имеет какое-то актуальное значение на сегодняшний день. У нас много в стране других вопросов, которые требуют решений, и трудно припомнить, когда из-за этой статьи Конституции возникали какие-то более или менее серьезные противоречия и конфликты. Поэтому не стоит сейчас об этом задумываться", — сказал "Правде.Ру" лидер фракции ЛДПР в Госдуме Игорь Лебедев.

Такого же мнения придерживается и Владимир Плигин, председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству. Он уверен, что сама Конституция служит гарантом превалирования внутренних законов над международными. "Конституция определяется как основной закон, и все другие нормативные акты, а также правила, которые действуют на территории РФ, не должны ей противоречить, то есть нужно понимать, что если международный договор будет противоречить Конституции РФ, то действует Конституция". Хотелось бы возразить депутату. Главенство Конституции, конечно, хорошо, но это, как говорят американцы, не "самоисполняемый" закон, и до Конституционного суда редко "какая птица долетает".

Россия начала выбираться из тяжелейшего экономического кризиса только после того, как вовремя слезла с долговой иглы международной финансовой системы. Есть надежда, что главных законодателей страны в области юриспруденции и Конституции вдохновит позиция президента страны. "Президент Владимир Путин несколько месяцев назад впервые сказал, что приоритет должен быть отдан национальному праву, — сказал "Правде. Ру" Виталий Третьяков, главный редактор журнала "Политический класс". — Более чем глупо лезть под чужое юридическое ярмо, когда ты называешь себя суверенным государством. Сейчас это осознают на официальном уровне, и, слава Богу, что это произошло. Россия должна иметь максимальный суверенитет, потому что она слишком большая, чтобы попадать в зависимость от кого-либо, и может сама свои правовые институты устроить так, как это необходимо, как они для нее целесообразны, полезны и эффективны. Поэтому лично я приветствую все, что в этом направлении сейчас происходит, только … все это должно проходить глубже, больше и конкретнее".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"