В России после провальных в плане кинематографа 90-х идет возрождение военно-патриотического кино. Пусть не всем все нравится (вспомним споры вокруг "Сталинграда"), однако военные фильмы хотя бы начали появляться. О таких фильмах рассказал в "Точке зрения" на видеоканале "Правды.Ру" президент Международного фестиваля военного кино Олег Урюмцев.
Следует заметить, что такое направление, как военное кино, которое было весьма популярно во времена СССР, после распада Союза на какое-то время практически исчезло с экранов российских кинотеатров. Впрочем, в 90-е годы прошлого века тяжело пришлось всему отечественному кинематографу — фильмы, если и снимались, то часто не доходили до зрителей. Однако военное кино, которое всегда требует больших средств на постановку сложных батальных сцен, пострадало от этого кинематографического "безвременья" более всего.
С другой стороны, упадок военного кино можно объяснить еще и тем, что это направление куда больше, чем другие разновидности кино, зависит от наличия или отсутствия социального заказа. Именно фильмы о войне в первую очередь способствуют воспитанию патриотизма и чувства ответственности за свою страну. Однако в те времена государство и общество просто не формулировали подобный социальный заказ к представителям киноиндустрии — ну, а те, в свою очередь, не видя спроса, в основном занимались другими, более "мейнстримовыми" на тот момент жанрами (например, мелодрамами или детективами, которые всегда приносят хорошие сборы).
Ситуация изменилась с начала нынешнего века — военным кино в нашей стране стали вновь интересоваться, и, что самое главное, его снова начали снимать. Впрочем, перед режиссерами, актерами, продюсерами и прочими участниками съемочного процесса теперь встала другая проблема — каким это кино должно быть? Ведь те стандарты, которые использовались в советское время, сейчас уже не особенно применимы, поскольку изменился сам кинематограф — ныне отечественный зритель, который имеет возможность ознакомиться с любым произведением мирового кинематографа, стал весьма требователен. Его уже не устроит просто хорошая актерская игра или великолепная операторская работа — нужны еще и потрясающие спецэффекты, нестандартный разворот сюжета и многое другое. То есть просто "штамповать под копирку" фильмы а-ля Л. Быков, С. Бондарчук или Ю. Озеров не получится — на них просто никто не пойдет.
В то же время было бы совершенно несправедливо отрицать наследие военного кино советского времени лишь на основании того, что "все это устарело". Ведь на самом деле фильмы о войне делали выдающиеся режиссеры, операторы и другие участники съемочного процесса, роли в них исполняли талантливые актеры — то есть советское кино задало достаточно высокие стандарты качества драматургии, визуализации и т. п. Так что и современным деятелям кинематографа есть чему поучиться у этих признанных мастеров военного жанра.
Однако как же определить, где именно нужно следовать путям, проторенным еще советским военным кино, а где — искать новые дороги? Именно для того чтобы помочь решить данную проблему, и существуют кинофестивали. И одно из таких мероприятий, называющееся Международный фестиваль военного кино имени Ю. Н. Озерова, проводится в нашей стране с 2003 года. Можно без преувеличения сказать, что именно этому фестивалю военное кино обязано в какой-то мере своим возрождением.
О том, как это произошло, рассказал "Правде. Ру" во время прямого эфира актер, режиссер и президент Международного фестиваля военного кино Олег Урюмцев. Он вспомнил о том, что поначалу все было не так-то и просто — на первых порах сама идея кинофестиваля не встречала у деятелей кинематографа особой поддержки.
"Первый фестиваль был организован в канун 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, — рассказывает Олег Григорьевич. — Нас тогда поддержало министерство культуры РФ, за что им большое спасибо. Однако мало кто из коллег верил в то, что из этой затеи что-то получится. Например, основатель известного фестиваля "Кинотавр" Марк Рудинштейн, когда я рассказал ему о нашем фестивале, ответил мне: "А как ты собираешься это делать? Военного кино ведь нет!"
Я тогда подумал, что Марк Григорьевич глубоко заблуждается, и, как показало время, оказался совершенно прав. Военное кино на самом деле было, просто фильмов тогда на подобную тематику снималось не так много, и, к сожалению, большинство из них было далеко не лучшего качества. Однако даже в такой ситуации нам было из чего выбирать картины на первый фестиваль — кстати, первый Гран-при получил снятый в 2002 году фильм Н. Лебедева "Звезда".
Кстати, на фестивале были и другие достаточно сильные картины. Например, "В августе 44-ого" и "Война" (режиссером первого фильма является М. Пташук, а второго — А. Балабанов — Ред.). Мы тогда даже слоган фестиваля забавный придумали: "У них есть "Звездные войны", а у нас — "Звезда" и "Война"". Тогда же был и придуман девиз фестиваля "Через войну в кино против войны в мире" и мы до сих пор его придерживаемся.
Постепенно сформировались и критерии отбора фестивальных фильмов. И во главу угла, конечно же, было поставлено качество картины — для нас важно не только то, о чем снято это кино, но и то, как оно снято. Для того, чтобы фильм попал на наш фестиваль, там должна быть качественная драматургия и качественное же визуальное воплощение сценария — то есть хорошая актерская игра, операторская работа, грамотный монтаж и т. п. И в этом смысле, я считаю, мы продолжаем следовать тем стандартам, которые были заложены еще в советские времена такими великими режиссерами, как С. Бондарчук, С. Герасимов, Ю. Озеров, Г. Чухрай. На такое следует ориентироваться в любом случае.
Что касается новаторских приемов — тут уж каждый режиссер волен выбирать то, что ему больше всего по душе. Я могу лишь сказать, какое кино совершенно точно не попадет на фестиваль — во-первых, если это будет просто красивая картинка без внутреннего смысла. Во-вторых, если там будет нецензурная лексика — кстати, именно поэтому мы не взяли на один из фестивалей замечательный в остальных отношениях фильм А. Велединского "Живой". Я считаю, что мы должны просвещать зрителя, а не развращать его — ведь на показы наших фестивалей вход свободный, туда кто угодно придти может, в том числе и молодежь, которую нужно ограждать от нецензурной брани.
Ну и, наконец, на наш фестиваль никогда не попадет откровенно лживый и заказной фильм, который призван опорочить честь наших военных. Мы в этом отношении следуем словам Герасимова, который как-то сказал: "Я принимаю все, кроме антисоветчины и порнографии". Подчеркну, что в данном случае речь не идет о какой-то идеологической цензуре — просто, на мой взгляд, военное кино должно способствовать именно патриотическому, а ни антипатриотическому воспитанию.
Я сразу же хочу сказать, что мы вовсе не ограничиваемся фильмами о Великой Отечественной войне. На наш фестиваль может попасть не только совершенно любая военная картина, посвященная хоть войне с Наполеоном, хоть борьбе с монголо-татарами, но и фильмы, где действуют "люди в форме", чья профессия — Родину защищать. В программе одного из наших фестивалей, например, принял участие фильм из Китая, посвященный тому, как военные спасали людей во время их недавнего катастрофического землетрясения. Также среди участников фестиваля была и кинокомедия "Большая любовь" — ее взяли потому, что герой М. Пореченкова является генералом.
Как видите, выбор фильмов на нашем фестивале широкий, и с каждым годом все более и более расширяется. А все потому, что происходит обратная связь — ведь о фильмах, которые получили Гран-при, начинают появляться заметки в прессе, люди начинают интересоваться военным кино, ну, а спрос всегда рождает и предложение, то есть режиссеры все чаще обращаются к военной тематике. Более того, наш фестиваль помогает карьере многих актеров и режиссеров — например, успех Николая Лебедева начался с того, что его "Звезде" присудили первую премию. Конечно же, далеко не всегда получается так, что участие в фестивале способствует успешному прокату фильма — однако такое несоответствие является общей бедой отечественного кинематографа, и мы тут не исключение. В любом случае, мы делаем все возможное для того, чтобы качественное военное кино в конце концов дошло до зрителя".
Как видите, Международный фестиваль военного кино действительно сделал великое дело — он возродил интерес к отечественному военному кино и, следовательно, простимулировал его производство. Кроме того, стандарты качества, заданные фестивалям, помогли определиться с путями эволюции российского военного кино. Ну и конечно же, такие мероприятия нужны еще и потому, что они способствуют созданию фильмов, воспитывающих патриотизм и стимулируют интерес к изучению отечественной истории и культуры…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"