Кто из чиновников ответственен за межнациональные отношения в России? Вопрос приобрел особую остроту. Упразднение Миннаца и оргструктур, способных внятно сформулировать принципы межэтнической политики, привело к росту социальной напряженности, не говоря уже о преступлениях по мотивам национальной нетерпимости. Победит ли чиновник "синдром Бирюлево"?
Для урегулирования межэтнических вопросов в России потребуется тотальная переподготовка кадров — и госслужащих, и имамов, заявил в интервью газете "Коммерсантъ" заместитель главы президентской администрации Магомедсалам Магомедов. Несмотря на стратегию государственной национальной политики, создание президентского совета по межнациональным отношениям, и сейчас еще продолжаются дискуссии на тему, кто должен заниматься национальной политикой.
Национальной политикой в РФ занимаются несколько ответственных товарищей. В состав управления внутренней политики в администрации президента входит департамент по национальным вопросам. Прошлым летом на вновь введенную должность заместителя главы администрации по национальной политике был назначен Магомедсалам Магомедов. Кроме этого, в правительстве функционирует межведомственная рабочая группа по межнациональным отношениям, возглавляемая Дмитрием Козаком, куда входят представители Министерства образования, Минобороны, МЧС, ФСБ.
Если вышеназванные федеральные структуры более или менее в курсе происходящего, то "с руководителями региональных и муниципальных органов надо проводить ликбез", считает Магомедсалам Магомедов. С точки зрения заместителя главы администрации по национальной политике, ничего невозможного в урегулировании межэтнических вопросов нет и надо просто этим делом заниматься.
"Правда.Ру" задумалась над тем, нужны ли "семь нянек" такому беспокойному дитяти, каковым является национальная политика, и опросила на этот счет ряд экспертов: Что нужно сделать для урегулирования межэтнических вопросов? Насколько необходимо для урегулирования подобных вопросов создание отдельного ведомства или министерства по национальной политике?
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по делам национальностей Михаил Старшинов в беседе с корреспондентом "Правды.Ру" не без иронии заметил: "Окончательно урегулировать межэтнические отношения в России нельзя — это постоянная работа. Чиновник довольно высокого уровня — заместитель главы президентской администрации Магомедсалам Магомедов — уже есть, осталось дождаться результатов. Давайте посмотрим, как это будет работать".
Еще один собеседник "Правды.Ру", политолог Сергей Михеев, смотрит на проблему межнациональных отношений довольно скептически, увязывая ее решение с изменением людей как таковых: "Уровень агрессии и радикализма, к сожалению, крайне высок, в том числе и среди национальных меньшинств".
Создание министерства или ведомства по национальной политике, по мнению политолога, не является панацеей. "Само по себе наличие ведомства еще ничего не определяет. Организовать штат, выделить деньги, и прочие технологии — самое последнее дело. Главное, понять, какими концепциями будут руководствоваться и каким образом эти вещи надо менять", — сказал Сергей Михеев.
По мнению председателя Общероссийского общественного движения "Российский конгресс народов Кавказа" Асламбека Паскачева должно быть создано отдельное ведомство. "Его можно было бы, допустим, назвать ведомством по эмиграции и межнациональным отношениям или наоборот — это не суть важно. И сосредоточить в этом органе те функции, которые разбросаны по различным ведомствам: ФМС, МВД, Минэкономики, Минрегион и так далее". Руководитель подобного ведомства, по мнению Асламбека Паскачева, "должен быть в ранге или обладать полномочиями вице-премьера".
Председатель "Российского конгресса народов Кавказа" согласен с Магомедовым, что в каждом регионе должен быть конкретный человек или аппарат сотрудников, которые отвечают за это направление. "Для того, чтобы регулировать, контролировать и влиять на межнациональные отношения, а также для того, чтобы царил мир и согласие нужно проводить мониторинг по линии как официальных органов власти, так и по линии общественных организаций. В этом случае мы не будем получать искаженную информацию", — уверен Паскачев.
Не секрет, что руководители регионов в отдельных случаях заинтересованы в сокрытии межнациональных конфликтов, а в других придают бытовым конфликтам характер межэтнических столкновений. Чтобы этого не происходило, необходимо сделать так, чтобы они несли за это ответственность, указал Асламбек Паскачев в интервью нашему изданию. При этом региональные руководители должны обладать также определенными полномочиями.
Заведующий кафедрой "Прикладная политология" Финансового университета при Правительстве РФ Константин Симонов сказал нашему корреспонденту: "Мне кажется, решить все проблемы созданием отдельных министерств не всегда получается. После создания министерства ЖКХ и строительства, Минрегион будет перепрофилирован и вопрос национальных отношений уйдет туда. Минрегион будет министерством и региональной и национальной политики. Мы не до конца понимаем, как решать эту действительно болезненную тему".
Эксперт "Правды.Ру" полагает, что межэтнические проблемы не разрешить ни созданием отдельного министерства, ни назначением в регионы заместителей по национальному вопросу. В каждом регионе есть замы по внутренней политике, которым эти проблемы знакомы. Зачастую, говорит Симонов, который не является сторонником идеи создания новых ведомств и должностей, "не хватает каких-то креативных решений для того, чтобы этот вопрос закрыть".
Что делать? Решать проблему с помощью организационных решений, создавая все новые управленческие структуры? Или все же одновременно сформулировать четкие основы межнациональных отношений, которые неформально будут регулировать принципы равенства всех российских этносов, а также взаимоприемлемые нормы общежития? Уверен, что у читателей "Правды.Ру" есть своя точка зрения по этому поводу.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"