Недавняя информация о новом приказе Минобрнауки об утверждении нового Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам явно поставила в тупик и учителей, и завучей, и директоров. Причина — невнятные формулировки этого документа, позволяющие делать совершенно противоположные выводы.
Сразу оговорюсь: приказ образовательного ведомства ничуть не эпохальный и не революционный — подобные отраслевые руководящие документы появляются в подавляющем большинстве российских ведомств и никакой сенсацией не являются. Это, так сказать, рабочие моменты.
И, если разобраться, то Минобрнауки, один из самых любимых объектов для критики и для учителей, и для журналистов, и для депутатов всех уровней, и даже для сатириков различного разлива (от "Камеди" до Задорнова), именно за этот конкретный рабочий приказ подковыривать все-таки не за что.
Другое дело, что журналистам очень часто приходится выполнять обязанности некоего переводчика с "чиновничьего" на русский, и не всегда они могут вникнуть в недоступный "простым смертным" язык высоко-кабинетного начальственного первоисточника. Раскопал я этот уже нашумевший приказ на сайте министерства. Попробую перевести, как понял сам. Все-таки кандидат философских наук.
А понял я так, что очередное "приказное" нововведение от Минобрнауки оформляет де-юре то, что уже давно существует во многих российских школах де-факто. Школьники смогут перейти в следующий класс, даже если в дневниках у них будут годовые двойки. То есть двоечников перестанут оставлять на второй год, вместо этого их будут переводить в следующий класс и обучать по индивидуальному плану, требуя закрытия предыдущих "хвостов". И это даже не указание министерства, а признание им уже сложившейся ситуации.
Читайте также: В безграмотных учебниках виноваты родители школьников
Возможность остаться на повторное обучение поможет ребенку, как говорится, не оказаться на улице. При этом за обучающимися и их родителями сохраняется право получить хотя бы справку об обучении и восвояси покинуть образовательную организацию. И подобные перемены связаны с переводом школ к системе "высших учебных заведений", когда студент имеет право перейти на следующий курс с несколькими "хвостами", но с условием их закрытия в определенный срок.
Тем самым государство "умывает руки" в могучем деле перевоспитания законченных оболтусов-двоечников и в то же время предоставляет им возможность все-таки реализовать свое законное право на бесплатное образование. Но при этом учитывает индивидуальные особенности и семейные обстоятельства каждого отдельно взятого ребенка.
Получат второй шанс и девятиклассники. Если кто-то из них завалит государственную итоговую аттестацию (ГИА), то, по желанию родителей или опекунов, ребенок сможет остаться в школе на второй год. Это серьезное послабление: раньше таких выгоняли без аттестата.
Зампред комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин так прокомментировал это в интервью "РГ": "Тех, кто не сдал ГИА, лучше не оставлять на второй год, если нет каких-либо особых обстоятельств. А, как и прежде, направлять их в колледжи для освоения рабочих специальностей. В целом, я думаю, что принимать решение о том, оставить ребенка или перевести в следующий класс, должен педсовет совместно с родителями".
Не все же у нас двоечники — оболтусы, в конце концов, в жизни всякое бывает. Вспомним, к примеру, как учились дети, которые потом стали великими: Билл Гейтс был круглым двоечником, а Чехов оставался на второй год дважды! А Эйнштейн был троечником… Не в обиду отличникам будет сказано, но жизнь все чаще подсказывает, что успешность, карьерный рост, и по большому счету талант и даже гениальность — не зависят от оценок. Но тем не менее…
Очень многие профессиональные педагоги считают, что эта мера может спровоцировать "отдельных" школьников окончательно, так сказать, "забить" на учебу. Ну ладно, с приказом вроде бы разобрались. А как вообще обстоят дела с российскими двоечниками, которые были во все времена — царские, советские, ново-российские? Что думают по поводу этой проблемы опытные специалисты?
Читайте также: Чему научат в День толерантности?
Вот что рассказала в интервью "Правде.Ру" учитель начальных классов школы номер 38 города Рязани Ольга Воробьева:
— В первом классе мы никого не оставляем, всех переводим — так давно в России принято. Я как учитель-практик, в свое время работала много лет завучем по классам коррекции. Там учились дети с задержкой развития — психологического, речевого и так далее. В обыкновенных классах они с программой не справлялись совершенно. И мы их переводили в класс коррекции, где они благополучно переходили из класса в класс, шли дальше!
Оставлять детей на второй год — это плохо для ребенка в первую очередь. Но если нам сейчас прикажут не оставлять двоечника на второй год, это будет опять плохо. Это должен быть выбор школы, выбор ученика. Потому что в первую очередь с учеником работает учитель, и он знает и понимает, что ему нужно, и когда…
Заведующий кафедрой высшей математики №1 МИЭТ, доктор педагогических наук, профессор, преподаватель математики Физико-математического лицея №1557, учитель высшей категории Александр Прокофьев:
— Подводные камни в этом вопросе, они как были много лет назад, так и сейчас остаются. Если мы хотим, чтобы наши дети учились, то соответственно, надо предъявлять какие-то требования, чтобы они учились! А переводить совершенных двоечников и бездельников в следующий класс — это означает, что большая часть учащихся, которая хотя бы хоть как-то боится того, что их оставят на второй год, просто не будет учиться, и будет мешать учиться тем, кто хочет учиться. То есть я категорически против такого предложения. Но никто нас не спрашивает…
В чьих интересах принято это решение министерством: для того, чтобы улучшить отчетность и формально избавиться от неуспевающих или все же дать возможность отстающим "проснуться" и вспомнить, зачем они пришли в школу? Какие мысли могут быть у отличником, если такие льготные условия предлагаются двоечникам? Вы как думаете?
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"