Эксперты, опрошенные "Правдой.Ру", буквально в один голос заявляют, что ситуация с российскими дорогами стала намного лучше. Правда, оговариваются - только в крупных административных центрах и на федеральных трассах. Согласиться с таким мнением уж очень сложно. Все наблюдают и колдобины, и круглогодичный ремонт на одних и тех же участках дороги.
Так, по последним данным, количество ДТП из-за плохих дорог выросло на 22 процента. По статистике ГИБДД, за десять месяцев текущего года число ДТП в РФ, произошедших из-за плохого состояния дорог, выросло на 21,7 процентов. Число аварий из-за плохого технического состояния транспортных средств увеличилось на 43 процента.
Редкая тема, когда опрошенные "Правдой.Ру" эксперты, были столь едины в своем мнении.
"Мне кажется, это несколько искаженная статистика, не отражающая реальной действительности, — утверждает собеседник "Правды.Ру", президент коллегии правовой защиты автомобилистов, радиоведущий и журналист Виктор Травин. — На самом деле строится огромное количество дорог. На мой взгляд постепенно, но наши дороги становятся все лучше. Поэтому говорить, что растет количество ДТП из-за того, что становится все больше плохих дорог, мне кажется, не правильно. Искажение этой статистики происходит, видимо, из-за того, что у нас раньше не было принято учитывать и принимать во внимание, что ДТП случилось именно по вине дорожников.
У нас всегда во всем был виноват водитель: не заметил, не обратил внимание, не выбрал нужную скорость, в общем, сам дурак! В последнее время практику эту стали ломать и сотрудники ГАИ, при возбуждении дел по нарушению ПДД они обращают внимание на качество дорожного покрытия. В статистике стала появляться такая причина ДТП, как некачественная дорога. К счастью, тенденция на улучшение качества дорог в некоторых регионах и, прежде всего, в крупных городах — очевидна, в других, к сожалению, ничего не делается".
Причину плохого состояния российских дорог Виктор Травин видит в существовании "некоего монопольного сообщества, у которого нет конкурентов". В результате такой политики строительство дорог в России обходится "в семь, а то и в десять раз дороже, чем в развитых странах". "Пока существует монополизм олигархов, называемый олигаполия, — подчеркнул Травин, — пока нет конкуренции при строительстве дорог, все будет оставаться по-прежнему".
Президент коллегии правовой защиты автомобилистов предлагает повсеместно распространить опыт Москвы и столичного региона.
"Любая организация, которая строит дорогу, должна дать гарантию на производимое ими дорожное покрытие и тогда спешно латать дыры станет не выгодно. Если у нас на любой товар дается гарантия, — сказал Травин, — считайте, что дорога у нас тот же товар. Если гарантия не соблюдена, будьте добры, ремонтируйте за свой собственный счет".
Член комитета ГД по транспорту, член ФКС ОНФ и лидер движения "Убитые дороги Пскова" Александр Васильев также считает, что инспекторы ГИБДД при разборе аварий "стали больше и чаще фиксировать состояние дороги, не только ямы, отсутствие разметки или плохое освещение, наличие необходимых дорожных знаков", но и в каком состоянии находится дорожное полотно, очищено ли оно от грязи.
"Увеличение статистики, скорее всего, связано с этими сопутствующими факторами, а не только по причине виновности водителя", — уверен Александр Васильев. Эксперт "Правды.Ру" подтвердил, что состояние российских дорог кардинально не изменилось в лучшую сторону, но при этом подчеркнул, что многие, особенно федеральные дороги, заметно стали лучше.
"Недостаточно просто положить асфальт, необходимо учитывать погодные условия, наносить разметку, заниматься освещением. Все нормативы уже существуют, весь вопрос в их соблюдении", — подтвердил Александр Васильев. Большую озабоченность вызывает состояние дорог в российской провинции. Что же необходимо сделать, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки? Чтобы достучаться до региональных властей, советует Васильев, "бить тревогу должна, прежде всего, ГИБДД и прокуратура — у них есть все полномочия для этого, но должна подключаться и общественность".
Руководитель "Федерация автовладельцев России" и директор Национального общественного центра Безопасности движения Сергей Канаев считает, что "ямы, отсутствие разметки, грязь на дорогах приводит к очень большому количеству аварий". Довольно пессимистично смотрит Сергей Канаев на качество строительства дорог в Российской Федерации, которое, по его словам, "не меняется", хотя есть отдельные организации и некоторые трассы, составляющие в этом отношении исключение.
"Особенно хорошо это все видно в Москве, — сказал Канаев в интервью "Правде.Ру". Руководителя "Федерации автовладельцев России" беспокоит коррупция, мешающая строить такие же по качеству дороги, как в странах с холодным климатическими условиями, каковые преобладают на большей части России.
"Однозначных ответов на ваши вопросы нет, — уверенно сказал нам кандидат технических наук, профессор, заместитель заведующего кафедры Дорожно-строительных материалов МАДИ, глава Научно-исследовательского института материалов и конструкций Эдуард Котлярский. — Качество дорог влияет лишь на возникновение опасных дорожно-транспортных ситуаций, а в соответствии с ПДД водитель должен выбирать … вплоть до полной остановки транспортного средства. Все дороги федерального, регионального уровня как правило находятся в состоянии, отвечающем многочисленным нормативных документов ГИБДД РФ и Минтранса РФ".
Если нам приходится бывать за границей в составе тургруппы, то чаще всего мы передвигаемся по отличным или вполне приличным транспортным магистралям. "Ах! — восклицает русский турист в изумлении — дороги в Европе моют шампунем!" Действительно, автобаны, автомагистрали и хайвеи в развитых странах могут служить образцом для наших дорожников. Хорошо строить умеют и в России, когда берутся за дело с умом, а чиновники помогают, а не мешают.
"В Канаде и в Финляндии состояние дорог, на которые не выделяется достаточных финансовых и материальных ресурсов, не лучше российских. Недоремонт в дорог в России составляет от 3 до 5 и более лет — смотрите официальные отчеты Росавтодора Минтранса РФ, они выложены на их сайте.
Помимо климатических условий необходимо учитывать многочисленные другие эксплуатационные факторы. Так же необходимо отметить, что муниципальные автомобильные дороги в США и других развитых в промышленном отношении странах находятся в примерно таком же эксплуатационном состоянии как и российские. Состояние платных дорог идеальное за счет планирования необходимых эксплуатационных и ремонтных затрат и высочайшей культуры эксплуатации (за счет очень жесткой конкуренции). По плохим дорогам ездить не будут — транспортником это дорого обходится", — полагает Эдуард Котлярский.
Говоря о российских дорогах, наши комментаторы основной упор делали на проблемах, с которыми сталкиваются в основном водители, лишь вскользь упомянув проблемы пешеходов. В частности, плохое освещение пешеходных переходов.
Специалисты экспертного центра "Движение без опасности" решили выяснить, какие регионы в прошлом году были наиболее опасными для пешеходов. Исходили из расчета, сколько пешеходов погибает на дорогах в том или ином регионе в соотношении на 100 тысяч населения.
Печальное первое место досталось республике Тыва, где погибло 17,39 человек. Второе место в рейтинге заняла Калужская область — 11,63 погибших. Далее идут Еврейская автономная область, республика Алтай, Псковская область, Марий Эл, Владимирская область, Приморский край, Новгородская область, республика Мордовия. Наиболее безопасными для пешеходов регионами оказались Чукотский автономный округ, где за 2012 год вообще нет погибших, и Мурманская область, где погибли четыре пешехода (0,51 на 100 тысяч населения).
Уважаемые читатели, а как вы считаете, действительно ли улучшилось состояние российских дорог? Какие хорошие и плохие участки дорог в России можете назвать вы?