Все чаще МИД РФ обвиняют в том, что он совсем не занимается судьбой своих граждан за рубежом. СМИ буквально кишат примерами того, как россияне, попавшие в беду на чужбине, не могли ничего добиться от дипредставительств. Но ситуация по странам неоднородная: где-то консульства РФ работают лучше, где-то хуже. "Правда.Ру" составила свой рейтинг стран.
О нарушениях прав россиян за рубежом пишется в интернете громадное количество материалов. Сейчас чуть ли не со школы почти каждый знает, что граждане Российской Федерации, с момента пересечения границы того или иного государства, становятся иностранцами, на которых распространяется юрисдикция этого самого государства — то есть действие его уголовных, гражданских, административных законов и правил, а также (что немаловажно) национальных обычаев. Но в жизни бывает всякое.
Ну вот, например, из свежего. Израильские власти по решению суда депортировали россиянку Татьяну Родкину, которая прилетела из России к своему мужу, но ее не пустили в страну из-за отсутствия визы. Все время с момента задержания россиянка, которая находится, кстати, на 33 неделе беременности, находилась в кутузке.
Ранее россиянка дважды посещала страну без всяких проблем. Супруги надеялись, что их общий ребенок появится уже в Израиле. Да и Татьяна Родкина уже начала ступенчатую процедуру получения израильского гражданства. Что касается самой ситуации с задержанием беременной россиянки, то многие уже говорят о том, что российская консульская служба в Израиле по этому вопросу бездействует.
Не так давно широкий резонанс получила публикация "Правды.Ру", где описывалась история российского спортсмена-инвалида, осужденного в Венесуэле якобы за хранения наркотиков: в его номере, по версии тамошних следователей, был найден целый килограмм (!) кокаина. Это при том, что спортсмен только накануне прилетел из Парижа.
Несколько лет он сидит в тамошней тюрьме без особых надежд на помощь со стороны российского государства. Его в латиноамериканской тюрьме били, издевались. Россиянину, инвалиду первой группы, требуется срочная оперативная медпомощь. Однако активных попыток защитить собственного гражданина или хотя бы облегчить его участь российские дипломаты так и не предпринимали: мол, нет убедительных оснований…
"Правда.Ру" обращалась в МИД, выходила на консула РФ в Венесуэле. Консул появился в тюрьме, но, как услышал про наркотики, то и пропал. Хотя не было даже доказательств того, чьи же это были наркотики. В Венесуэле, как это ни странно, нет обязательной практики снимать отпечатки пальцев с найденных наркотиков! В общем, таких и подобных этому случаев хватает, все и не перечислить.
При этом вопросов к российским консульским службам становится все больше и больше: многие россияне, попавшие за границей в сложную ситуацию, жалуются, что помощи от консулов не дождешься. Хотя бывают и положительные примеры.
"Правда.Ру" составила свой собственный рейтинг "отзывчивости" российских консульств и дипредставительств по странам. Топ-20 составлен на основе анализа упоминаний действий посольских и консульских служб в СМИ, социальных сетях ВКонтакте, Одноклассники и Facebook, а также на специализированных туристических форумах с помощью экспертных систем. Страны ранжированы по количеству позитивных отзывов о действиях российских дипломатов после обращения к ним в стране пребывания.
На первом месте в рейтинге "Правды.Ру" по количеству положительных отзывов оказалось российское консульство в США. На втором месте в рейтинге — Чехия. Целиком рейтинг выглядит так:
1. США
2. Чехия
3. Великобритания
4. ОАЭ
5. Таиланд
6. Болгария
7. Турция
8. Индонезия
9. Китай
10. Австрия
11. Италия
12. Греция
13. Нидерланды
14. Финляндия
15. Эстония
16. Швейцария
17. Япония
18. Куба
19. Черногория
20. Индия
Отметим, что при составлении этого рейтинга "Правда.Ру" использовала данные за 2013 год.
Теперь же, после составления топ-20 российских консульств, давайте рассмотрим вопросы о том, что делать и куда обращаться россиянам в случае сложных ситуаций за рубежом.
Вот что ответил на эти вопросы генеральный директор Центра защиты граждан за рубежом Дмитрий Давыденко:
"Наши консульские службы работают на основании консульской конвенции, и их права и обязанности четко расписаны. И те же представители консульства не могут, зачастую, выйти за пределы конвенции. На самом деле консул — это не защитник туристов, как многие туристы думают, это в первую очередь, нотариус, представитель какой-то нашей исполнительной власти. То есть, он регистрирует браки, выдает свидетельства о рождении, о смерти, присутствует на официальных мероприятиях. Он является официальным представителем, когда человека, например, задержали и он находится в тюрьме.
Наши туристы считают своим долгом приписывать консулу несвойственные ему функции — мол, консул должен заниматься всем, что тот же наш турист пожелает. Неправильный дали номер в отеле — звонят консулу. В ресторане отравился — звонят консулу. Полотенца не того цвета — звонят консулу. Потом, естественно, говорят: вот, нас в консульстве послали подальше или вообще не отреагировали…
Да правильно послали! Надо как минимум понимать, в чем заключается задача консула. Вы же не едете в Москве к нотариусу, например, чтобы он вас лечил, например, или к адвокату, чтобы он отправил вас на отдых за границу. Каждый занимается своим делом.
Еще такой момент, в защиту российских консулов скажу. Есть огромная проблема — у нас очень маленький, микроскопический консульский штат. На весь Таиланд, чтобы вы понимали, работает всего один дипломат, начальник консульского отдела, еще у него есть помощник, итого всего два человека на весь Таиланд. Вы представляете, что это такое? На полтора миллиона российских туристов в год! На турецкую Анталью, излюбленное место наших туристов, всего три дипломата. На каждого по миллиону россиян приходится за сезон. Как вы думаете, может с таким объемом работы нормальный человек справиться?
У нас, например, в Шарм-эль-Шейхе вообще нет консулов. Понимаете? У нас есть консул в Каире, который находится от Хургады на расстоянии 600 километров, да и от Шарма почти столько же. Но зато есть консул в Александрии, который непонятно что там делает, и зачем он там нужен. И в Египте наши люди, увы, тоже умирают, попадают в неприятные истории и так далее. А кто им там реально поможет в такой ситуации?
У нас нет консула в Донецке, в соседней Украине. Представляете — там постоянно проживает почти 200 тысяч наших граждан, приезжих из нашей страны бывает по полмиллиона, а консула нет… Естественно, России крайне необходимо увеличить количество консульских работников, нужно увеличить финансирование консульских служб в целом, ведь россиян сейчас много по всему миру.
К нам часто обращались родственники тех, кто за рубежом попал в тюрьму. За год из тюрем в разных частях света "достаем" 170 человек, в основном наших туристов. Причем работаем мы в тесном взаимодействии как раз с консулами, несмотря ни на что. Так вот: ни один консул российский за границей не бездельничает. Ни один! Они заняты 24 часа в сутки. Я, честно говоря, врагу бы не пожелал быть консулом России в какой-то стране, где много туристов. Это ужасная работа, очень тяжелая миссия. И еще очень многие жалуются на них -- что как-то не так ответили, не так посмотрели. Богатая нива для некоторых журналистов…
Но ведь они по штатным инструкциям и не обязаны никому помогать. Если человек попал в тюрьму за уголовное преступление, то консул не обязан к нему приходить в тюрьму, это не входит в его обязанности. Обращаться нужно к адвокату. Ему-то и обязана местная полиция предоставить необходимую информацию. И консул может помочь найти адвоката, порекомендовать что-нибудь. Он обязан идти только тогда, когда его полиция вызывает, приглашает".
Генеральный директор турагентства "ArtisSpace" Николай Козиоров:
"Не каждую проблему, конечно, могут решить консульские работники, но и не каждую проблему они должны решать! Все-таки человек, который отправляется, допустим, в путешествие за границу, должен, так скажем, сам за себя нести ответственность, получать страховки медицинские и так далее. Но в случае каких-либо чрезвычайных ситуаций, форс-мажоров, конечно, дипломатические работники оказывают помощь — но только в рамках своей компетенции. Так положено. За нарушения инструкций их самих наказывают…
Консульские работники могут предоставить именно консульскую помощь в каком-то определенном объеме, а не помощь материальную или еще какую-либо. Например, они могут решить вопросы с местными органами власти. Но, опять же, явно не все вопросы они имею законное право решать!
Президент общественной организации "SOS Россия", занимающейся помощью соотечественникам за рубежом, Антон Самойленков:
"Наша группа единомышленников за уже почти 10 лет своего существования разработала целый комплекс мер помощи соотечественникам и рекомендаций для МИДа, еще год назад его передали в международный отдел Госдумы. И неизвестно, когда на него вообще обратят внимание…
К сожалению, мы довольно часто сталкиваемся с недокомплектом российских консульских учреждений, непрофессионализмом, и даже с так называемой "коррупционной составляющей" в деле помощи соотечественникам… В Госдуме создаются какие-то комиссии по этим вопросам, но что-то результаты их работы не заметны. Но ведь есть Конституция РФ, статья 61, часть вторая, которая говорит, что государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Все остальное — это профанация и клоунада.
Конкретной государственной структуры, как таковой, помощи соотечественникам за рубежом так и не было создано. Никто методично не занимался, в течение по крайней мере последних десяти лет, этой проблемой. Хотя иногда послы, допустим, в европейских странах узнавали, что мы, наша организация, находимся на территории этой страны — и сам посол лично нас приглашал, мы беседовали, он всячески помогал в какой-то конкретной ситуации. Но были и послы на территории других государств, например, некоторых африканских, о которых ничего хорошего говорить не приходится…
Естественно, каждое громкое дело с туристами из России — это хороший пинок МИДу РФ. Но все-таки были громкие дела, в которых МИД помогал. Мы не видим другой структуры, как МИД, который по закону, по иерархии государственной должен защищать права наших граждан за границей. Много чего должно поменяться и в структуре МИД, и в отношении людей, в финансировании, профессионализме. Пока наша организация существует, пока к нам обращаются люди — значит, МИД чего-то не дорабатывает, это однозначно, для нас это лакмусовая бумажка. Пока звонят чуть ли не каждую неделю в "SOS-Россию", соответственно, на месте консулы эти вопросы по той или иной причине решать не могут".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"