В безграмотных учебниках виноваты родители школьников

Тема по поводу грубых ошибок и ляпов в школьном учебнике по "Окружающему миру" (3 класс), поднятая недавно "Правдой.Ру", продолжается. Учитель высшей категории, профессор Александр Прокофьев, побывавший в прямом эфире "Точки зрения" в видеостудии "Правды.Ру", заявил, что вина за ошибки в школьных учебниках отчасти лежит и на родителях учеников.

Еще несколько лет назад автор этих строк, когда обнаруживал, что его оппонент не владеет какой-то элементарной информацией, например, по зоологии, говорил ему: "Ну прочитай еще раз школьный учебник восьмого класса, там все написано". Это означало, что я, закончивший школу еще в советские времена, до недавнего времени продолжал считать школьные учебники самыми достоверными источниками информации, которые могут быть в нашей стране. Однако недавно моя вера в непогрешимость школьного учебника была несколько подорвана — а началось все с того, что недавно мой сын попросил меня проверить его, насколько хорошо он выполнил задание по географии.

Как это обычно у нас происходит, перед тем, как задать ему вопросы по прочитанному материалу, сначала я взял учебник, по которому учится мой ребенок ("Начальный курс географии, 6 класс" Т. П. Герасимовой и Н. П. Неклюковой), и сразу же мои глаза обнаружили нечто, что меня весьма неприятно удивило. В разделе по строению Земли было написано, что глубина Кольской сверхглубокой скважины составляет 15 километров. Пожалуй, никто бы из детей и родителей не заметил бы подвоха, однако я в свое время написал несколько репортажей по этой скважине. И поэтому очень хорошо знал, что глубина скважины на момент окончания бурения составила всего 12 262 метра. Ну, а эту цифру как не округляй — 15 километров все равно не получится.

Читайте также: Концепция нового учебника — история или очередные жития?

После этого случая я внимательно осмотрел различные учебники, по которым учится мой сын, и, увы, обнаружил в них массу неточностей и ошибок. Ну, а окончательно мою веру в "непогрешимость" современного учебника подорвала статья об ошибках в учебниках по дисциплине "Окружающий мир", авторства Н. Ф. Виноградовой и Г. С. Калиновой (статью вы можете прочитать здесь). И, честно говоря, больше всего поразил не сам факт наличия подобных ошибок, а то, что они "перекочевывали" в новые варианты учебника при переиздании (а всего таких переиздания было два). Получается, что с 2008 года (первое издание) наши дети получали совершенно недостоверную информацию, обучаясь по данному учебнику, и никто этого не заметил — ни родители, ни учителя, ни методисты!

Каким же образом вообще могла возникнуть такая ситуация? Свою версию, объясняющую случившееся, высказал заведующий кафедрой высшей математики №1 МИЭТ, преподаватель математики в физико- математическом лицее №1557, профессор Александр Прокофьев. Выступая в прямом эфире программы "Точка зрения" видеоканала "Правды.Ру", Александр Александрович отметил, что: "Эта проблема куда сложнее, чем принято думать. Но для того чтобы объяснить, почему такое произошло, я сначала хочу рассказать о том, каким образом учебник вообще допускается к использованию в процессе образования. И расскажу это на положительном примере, каковым с моей точки зрения является учебник по математике.

Сразу хочу сказать, что все учебники по математике, которые у нас есть — хорошие и достоверные. Но почему это так? Во-первых, за каждым учебником по математике всегда стоит большой авторский коллектив — это само по себе обеспечивает тщательную проверку всех сведений. Во-вторых, каждый учебник проходит две экспертизы: сначала в Академии педагогических наук, а потом — в РАН. Кстати, насчет экспертной комиссии РАН могу сказать, что председателем ее является академик Васильев. Это очень умный и ответственный человек и просто так он ни один учебник не пропустит.

Впрочем, сразу оговорюсь, что тот порядок "приема" учебников, о котором я говорил, действовал лишь до недавнего времени. Сейчас совсем непонятно, сохранятся ли все эти экспертные комиссии в связи с той самой печально известной "реформой" РАН. Хочется надеяться на то, что сохранятся. И учебники по математике по- прежнему будут являть собой образцы самой достоверной и правдивой информации.

Читайте также: Как современные школьники отравили Ленина грибами

Так вот, возвращаясь к теме разговора, хочу сказать, что в принципе такую проверку должны проходить все школьные и вузовские учебники. Почему же в таком случае произошел казус с вышеупомянутым "Окружающим миром"? Я думаю, что это случилось потому, что сам предмет в том виде, в котором он есть сейчас, появился не так давно. Ведь раньше вместо него было "Природоведение", а это была несколько другая дисциплина. В отличие от комиссии, проверяющей учебник по математике, который за сто лет практически не изменился, комиссия по проверке учебника для данного предмета еще просто не успела выработать стандартов и критериев оценки. Наверное, именно поэтому и получился такой казус.

Тем не менее, не следует думать, что вина в том, что наши дети целых пять лет получали недостоверную информацию из данной книги, лежит только на членах экспертных комиссиях. Ведь как "улучшался" учебник по математике — все учителя, использующие его, и родители детей, если замечали, что в нем что-то не так, сразу же сообщали об этом в издательство. Те, соответственно, показывали эти письма экспертам, и, если это было нужно, принимали меры. Таким образом, можно сказать, что этот учебник совершенствовали "всем миром".

А вот теперь позвольте спросить: почему все эти пять лет, которые существует "Окружающий мир" авторства Н. Ф. Виноградовой и Г. С. Калиновой, ни один преподаватель и никто из родителей не написал издательству о том, что книга содержит грубые ошибки? Получается, что нашим взрослым совершенно все равно, по каким книгам учатся их дети? Хотя я думаю, что вряд ли это так — иначе бы не было скандала вокруг этой книги. Однако для того, чтобы подобное не повторилось, я призываю все заинтересованные стороны быть более активными — если кто-то заметил ошибку, то он должен сообщить о ней в издательство. Только тогда можно будет избежать таковых на страницах наших учебников".

С мнением Александра Прокофьева, который является учителем высшей категории, невозможно не согласиться — действительно, ошибки в учебниках легко исправить, если родители и учителя будут более внимательными и активными. Однако Александр Александрович на самом деле затронул куда более глубокий вопрос, касающийся современного российского образования — похоже, россияне стали более формально относиться к тому, как учатся их дети. Ведь если бы родители постоянно занимались с ними вне школы и проверяли бы их уроки, а учителя стремились бы не просто провести урок, а еще и понять, что именно они излагают детям, то эти ошибки в "Окружающем мире" заметили бы еще в 2008 году.

Читайте также: Сырьевой экономике "грамотеи" не нужны

Но поскольку этого не произошло, напрашивается вывод о том, что ни родители, ни учителя не особенно интересуются качеством образования. Они в массе своей руководствуются простым, но, увы, губительным подходом — ходит ребенок в школу, двоек не получает, ну и ладно. Однако если это так, то почему же все вокруг так возмущаются падением уровня знаний у нынешней молодежи? Ведь не участвуя активно в образовательном процессе, родители и учителя сами допустили такое — а, значит, и винить себя должны в первую очередь самих себя.

Не знаю, как вы, уважаемые читатели, а вот я, придя домой после беседы с Александром Прокофьевым, сразу же стал писать письмо в издательство, выпустившее учебник "Начальный курс географии, 6 класс", по поводу того, что в нем допущено несколько ошибок. И призываю вас, если вы найдете ошибки в других школьных учебниках, поступить подобным образом — только так мы и сможем добиться того, что наши дети будут получать качественное образование, а школьные учебники вновь будут считаться самыми достоверными источниками информации…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"