Новость о возможной отставке главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко не только огорчила любителей афоризмов Геннадия Григорьевича, но и подняла вопрос о положении дел с защитой прав потребителей. Несмотря на хороший закон, недобросовестные игроки находят способы обмана потребителей. Качество продуктов питания, ОСАГО, кредиты — вот основные болевые точки потребрынка.
Тема прав потребителей да и сам российский закон о защите прав потребителей охватывают достаточно обширную область. Здесь вам и все покупки в магазинах, развлечения, общественный транспорт, банковские услуги, медицинское обслуживание, услуги салонов красоты, общепит, сотовая связь, услуги ЖКХ, туризм и так далее. Список можно продолжать до бесконечности, так как современное общество — это, по сути, общество потребления.
Показателен в этом смысле "послужной список" Геннадия Онищенко. Глава Роспотребнадзора по каким только темам не высказывался: и по прививкам, и по качеству пищевых продуктов, и по отравлениям в пунктах общепита, и по туризму, и даже по традиционной японской кухне.
Читайте также: Качественная колбаса поможет реформаторам?
Вообще, если говорить о защите прав потребителей в России, то, как это ни странно для нашей страны звучит, закон о защите прав потребителей очень эффективно работает. Это мнение подтверждают и эксперты. "Закон о защите прав потребителей — это как раз таки один из немногих очень эффективно работающих законов в современной России. Российский закон о защите прав потребителей — один из самых жестких в мире вообще. Сейчас уже множество граждан им пользуются: он достаточно простой, любой человек может его прочесть, написан достаточно доступным языком. И этот закон не очень просто обойти — это очень важный момент, потому что, как известно, у нас строгость законов очень часто компенсируется его неисполнением", — рассказывает "Правде.Ру" сопредседатель Союза потребителей России Антон Недзвецкий.
Как отмечает Антон Недзвецкий, россияне сейчас достаточно успешно защищают свои потребительские права. За 2012 год в российские суды было подано более 300 тысяч исков от потребителей. "Это иски от общественных объединений защиты потребителей, это иски от самих потребителей. Потребители как лично ведут дела, так и через своих представителей, адвокатов. И что примечательно, большинство таких потребительских исков судами удовлетворяется, потому что закон прекрасно работает", — замечает сопредседатель Союза потребителей России.
Читайте также: Потребителей вынудят переваривать стухшую еду
Однако опять же все зависит от инициативы и энергичности самих потребителей. И здесь все индивидуально. Как отмечают эксперты, кто-то из-за пакета молока будет разбираться, а кто-то из-за дорогостоящего автомобиля не будет устраивать скандал. Тем более, у нас в стране до сих пор есть предубеждение в отношении судебных разборок — такой, увы, менталитет (в русском языке есть даже специальное слово с негативным оттенком — "сутяжничество"). Хотя что плохого в отстаивании своих законных прав? Если сам себя уважать не будешь, никто уважать не будет.
"Законы работают в такую силу, в которую граждане, потребители готовы свои права отстаивать. То есть, все основные законодательные возможности для этого существуют. Но если потребители не борются за свои права, то их права нарушаются на каждом углу. Так что все зависит от активности самих потребителей", — рассказывает "Правде.Ру" Елена Тополева-Солдунова, председатель комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан в Общественной палате РФ.
Но помимо нежелания некоторых потребителей отстаивать свои права (что тоже собственно их право), есть и другие проблемы, которые играют на руку недобросовестным производителям, продавцам и поставщикам услуг. И проблемы эти связаны не с самим ФЗ "О защите прав потребителей", а с плохим состоянием смежного законодательства в области правового регулирования качества продукции и услуг. Именно отсюда все скандалы с процентами по банковским кредитам, с навязываемыми платными услугами в различных договорах, с гостами на продукцию, с манипулированием цен на услуги ЖКХ и так далее.
Читайте также: Банкиры не жалуют скромных клиентов
"Эти проблемы, к сожалению, находятся не только в сфере одного закона о защите прав потребителей. Поэтому общая ситуация с соблюдением прав и законных интересов потребителей в России, скажем так, скорее негативная (если сравнивать со странами Евросоюза, с США). Это касается вопросов производства продукции, технического регулирования, допуска продукции на рынок.
Например, у нас в свое время были отменены ГОСТы. И теперь одна из основных проблем — это то, что требования к качеству продукции стали добровольными. ГОСТы остались в силе только лишь в части требований по безопасности продукции и по информации для потребителей. Поэтому, например, пальмовое масло, которое по ГОСТу не могло использоваться в принципе, но которое сейчас не запрещено техническим регламентом, стало активно применяться в молочной продукции и других видах продукции. Это касается и других ингредиентов", — рассказывает эксперт Антон Недзвецкий.
Еще одну важную проблему потребительского рынка поднял в разговоре с "Правдой.Ру" председатель Московского областного союза юристов, кандидат юридических наук Сергей Смирнов. Эксперт обратил внимание на такую проблему для потребителей, как ОСАГО.
Читайте также: ГМО-"убийцы" ищут приют в России
"На мой взгляд, одна из серьезных проблем на сегодняшний день — ОСАГО. Получается, что страховщики страхуют, берут на себя ответственность за ОСАГО, но когда случается дорожно-транспортное пришествие люди у нас получают страховку не полностью с учетом взноса. То есть, страховщики не исполняют свои обязанности по договору страхования ОСАГО: я имею в виду не КАСКО, а именно ОСАГО.
Люди вынуждены ремонтировать машины за свои деньги. Здесь необходимо принимать изменения в законодательство, либо повышать, с расчетом специалистов, стоимость ОСАГО, чтобы на рынке потребительских услуг это работало. В общем-то, рынок страховых услуг, в том числе по ОСАГО, давно пора поставить в правовое поле", — заключил юрист Сергей Смирнов.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"