В мире продолжается беспрецедентная по длительности эпоха экономической стагнации. Чтобы вырваться из ее пут, нужен мощный "пинок" в виде эпохального научного открытия. Такой, как радикальное продление жизни. В XX веке ученые верили, что уже скоро найдут теоретические пути к бессмертию человека. В XXI — об исследованиях и не вспоминают. Почему?
Несколько дней назад, 10 октября, в Стокгольме Питеру Хиггсу и Франсуа Энглеру была вручена Нобелевская премия за теоретическое обоснование существования бозона — частицы, благодаря которой остальные элементарные частицы обретают массу. Ранее ученые в Церне объявили, что этот бозон (возможно) после многих лет экспериментов им удалось (возможно) обнаружить. Но сам Большой андронный коллайдер (БАК) был надолго закрыт на абгрейд — для более достоверных исследований его мощности маловато.
В 1990-е годы мне приходилось читать большое количество переводной литературы по современной политологии. Очень интересовало ощущение будущего на Западе — то, как видят будущее человечества там.
Западная элита, а с ней и широкое экспертное сообщество ожидали нескольких технологических революций, которые позволили бы создать задел для столетий успешного развития. Подчеркну, я говорю о трудах политологов, социологов, историков, философов, политиков, представителей интеллигенции, определявших в 1990-е годы "сегодня" и конструировавших "завтра" нашего мира. Эти люди не всегда были специалистами в конкретных областях фундаментальной науки и не всегда могли определить исследовательские риски. Зато они на практике знали социум и формировали его будущее. На основании их мнения, в частности, принимались решения о поддержке перспективных исследовательских программ. Строилась ожидаемая отдача от инвестиций. В частности, их усилиями был профинансирован и создан упомянутый выше БАК — знаменитый Большой андроидный коллайдер.
Читайте также: Грузинский череп перепишет историю человечества?
Так вот. В 1990-е годы вполне возможным казалось радикальное удлинение жизни человека. Ожидалось, что уже в XX веке исследования в ряде областей науки позволят найти теоретические пути к бессмертию человека. А на уровень практической технологии исследователи подойдут уже в XXI веке. Второй мегареволюцией ожидалось радикальное решение проблемы массы тела (преодоления гравитации). Если бы удалось "устранить" массу, это позволило бы навсегда решить энергетические проблемы человечества и открыть горизонты для заселения иных планет Галактики. Сроки создания "технологии управления гравитацией" не оговаривались, но в перспективность исследований реально верили. О чем, в частности, говорит выделение огромных средств на БАК.
К сожалению, открытие (?) бозона показало, как долго придется ждать существенного технологического прорыва в этой сфере. Даже если в Церне был открыт именно бозон Хиггса, уже ясно, что нужны еще десятилетия опытов на гораздо больших энергиях. А работающей "технологии управления гравитацией" пока и не предвидится.
Еще хуже ситуация с радикальным продлением жизни человека. Спустя 20 лет, из сегодняшних наших знаний о жизни и смерти, вообще никак не следует возможность создания "технологии бессмертия". Даже на уровне теоретической вероятности исследования зашли в тупик: оказалось, что решить проблему бессмертия можно, только генетически модифицировав человека. То есть, прекратив историю рода человеческого. Теперь появились даже политические движения, отстаивающие идею такой модификации человека — при отсутствии, собственно, самой технологии. Идея уже пропагандируется средствами массовой информации. Появились основанные на ней произведения массовой культуры, в частности, нашумевший фильм "Время" ("In time", USA, 2011). Возникают даже партии "имморталистов". Отдельные индивидуумы замораживают себя или пытаются "оцифровать свою личность" посредством информационных технологий…
А тем временем развитые страны охвачены социальным пессимизмом. С начала 2000-х в Европе и Америке продолжается беспрецедентная по длительности эпоха экономической стагнации, изредка прерываемая все более глубокими спадами. С 2005 года в Европе понемногу растет рождаемость — верный признак "экономического охлаждения" населения. Чтобы заставить граждан работать лучше, чтобы вновь оторваться от развивающихся стран, нужен мощный "пинок" в виде эпохального научного открытия. Такой, как радикальное продление жизни ("бессмертие"). Или как возможность управлять массой объекта, открывающей огромные перспективы по преодолению пространства при малых затратах энергии.
Читайте также: Погоня за бозоном Хиггса продолжается?
Человечество продолжает пожинать плоды предыдущей, довольно "старой" технологической революции, начавшейся еще в 1960-е годы с появления первых компьютеров. Вследствие прогресса компьютерной техники развитие человечества было опрокинуто "вовнутрь человека" — к созданию новых гаджетов, способных все более эффективно промывать мозги. Теперь "мир" помещается в кармане — но возможности виртуальны и никак не улучшают реальную жизнь человека. Зато создание все новых гаджетов отбирает инвестиции у иных направлений технологической революции. Самый заметный политический лоббист "бессмертия" Обри ди Грей и его Фонд SENS жалуются: есть все технологии для омоложения человека — нет лишь финансирования.
Появись у человечества надежда на бессмертие, на покорение других планет, на окончательное решение энергетических проблем, это взбодрило бы уставший Старый мир и вдохнуло бы новую жизнь в международное соревнование. Проблема только в том, что все инвестиции сегодня съедают предприятия информационной сферы. У нас, точно, будут новые "Айфоны", а вот бессмертие — это вряд ли…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"