Каждый день чиновники публикуют сводки-реляции об очередной победе на фронте информатизации работы поликлиник и больниц. Саратов, Приангарье… Как обычно, Москва в авангарде. Нам взахлеб рассказывают, что благодаря электронной записи столичные очереди к врачам уменьшились в 2,5 раза. Мы за прогресс, но что на самом деле скрывается за фасадом модернизации медицины?
Информатизация системы предоставления медицинских услуг гражданам идет полным ходом. Уже во многих городах страны записаться на прием к врачу предлагают через различные интернет-сервисы. Цели многоступенчатой программы декларируются благие: следить за загруженностью поликлинического звена и востребованностью врачей, сократить очереди, организовать удаленную запись на прием, без обязательного посещения регистратуры поликлиники. На втором и дальнейших этапах предполагается ввести электронные амбулаторные карты граждан и электронные рецепты. Ответственные за проведение этой модернизации с гордостью сообщают о помощниках, которые скрытно тестируют новую систему — посещают медучреждения под видом пациентов и помогают устранять недостатки. Никто не спорит, все эти шаги, безусловно, нужны, но что происходит на практике?
А на практике у нас все как обычно. Например, Пенза
"Более 40 учреждений отремонтировали и оснастили дорогим медоборудованием. Но попасть на прием к врачу стало еще сложнее. Если раньше приходилось часами подпирать стены у заветного кабинета, то теперь даже на порог не попасть. Электронная очередь расписана на месяцы вперед, пролистывая ее, регистратор просто отказывает страждущим. — Чтобы прийти на прием к эндокринологу, мне нужно сначала получить направление от терапевта. А к нему уже на октябрь все часы расписаны! Это специально делается, чтобы подтолкнуть пациентов в платные клиники? — возмущаются горожане". А вот комментарии пользователей под этой статьей.
Гость. Вчера была в 6 поликлиннике, ужас! Толпы ЛЮДЕЙ в каждое открытое окно. Зачем мне доктор в октябре, когда я нуждаюсь в нем сегодня!?
Гость. Крайне не эффективное нововведение, записала ребенка в детскую поликлинику "Василек", приходим, а там живая очередь. И спрашивается, как же работает электронная запись?
Гость. А меня вообще, судя по этой электронной записи, не существует в рядах пациентов поликлиники 6-й горбольницы, так как после отправления заявки на запись мне комп выдает "нет такого пациента". Хотя на учете у нескольких специалистов стою. Вот такой каламбур.
Гость. Реально, люди приходящие на прием имеют талоны на разное время (на ранний прием или поздний), они организуют живую очередь на прием. Все — зависит от принимающего врача и медсестры, которые обязаны вести прием согласно указанному времени, записи регистратуры. Тогда бардака не будет который существует в поликлинике при городской больницы №6.
Гость. А в детской больнице на ЦНТИ еще веселее, по электронике к одному и тому же специалисту могут на одно время 5 человек записать, а потом бардак в очереди начинается!
Гость. Какая электронная запись? Врачей не хватает. Врачей просто нет. К кому записываться? Найдите педиатров, на достойную зарплату, кардиологов, Невропатологов, психоневрологов. А в частные клиники у нищего населения денег не хватает…
Конечно, со временем некоторые технические накладки исчезнут, и мы привыкнем к новым правилам. Привыкли же к турникетам, создающим пробки на входе в автобус. Главное, к каким результатам мы в конечном итоге придем. Что приобретем, а чего лишимся?
Читайте также: Найдены уши скандального приказа №3764
"Правда.Ру" провела опрос среди экспертов и задала им ряд вопросов.
— Складывается впечатление, что при нынешних правилах медицинского обслуживания роль электронной записи к врачу сводится к отсечению потока пациентов к узким специалистам. Всех сначала загоняют к терапевтам. Попасть, например, к невропатологу, эндокринологу или отоларингологу — целая проблема. А если нет времени ждать две-три недели — добро пожаловать в платную клинику. Этого добиваются при помощи "электронной оптимизации" обслуживания?
Александр Саверский, президент Лиги защиты пациентов:
— Дело в том, что это требование закона № 323: бесплатно можно получить помощь узкого специалиста, только имея направление терапевта. Поэтому все, что мимо этого порядка, все платно. Мы, в принципе, считаем, что государство намеренно создало барьер для того, чтобы таким образом выдавить еще часть людей из бесплатной в платную медицину.
Модернизация, не решила проблему доступности амбулаторно-клинической помощи, очереди были, сейчас увеличились очереди к терапевтам. Вообще в бутылочное горлышко превратилось. Ну и соответственно, люди, чтобы получить помощь, обращаются в платное учреждение. Соответственно, круг замыкается, когда мы узнаем, что государство будет поддерживать частные учреждения, все это идет в сторону развития частной медицины, а право на бесплатную помощь конституционно мы теряем.
— Какие жалобы на работу поликлиник самые распространенные. Как отражается введение новых стандартов по программе ОМС на качество обслуживания граждан? Есть ли жалобы на организацию записи по электронке?
— Что касается электронной записи, то, во-первых, тут много приписок. Потому что и от пациентов жалоб много о том, что приходят раз в 5 лет в поликлинику, а там вся история болезни чуть не каждый месяц переписана, дописана. И когда анализируешь ситуацию, то понимаешь, что в действительности в нынешней системе здравоохранения, чтобы получить деньги — пациент не нужен, достаточно знать номер полиса ОМС, а он — известен. Поэтому Печатников в одном выступлении сказал: "да, приписок много, как может быть 159 пациентов за прием у врача?". Представляете себе 159 пациентов? Норма 30 и то, они стонут, что 30 человек это много, а тут 159. Мы рассчитываем количество приписок от 30 процентов до 60 процентов, это учитывая данные федерального фонда ОМС. Потоки пациентов сейчас настолько неправильно отрегулированы, настолько неправильно идет стимулирование в системе здравоохранения, что электронная запись, может, начнет на что-то влиять, когда появится идентификация пациентов, что это именно он записался. Это, соответственно, мы говорим о личном кабинете, когда это можно проконтролировать опять же, либо это, действительно, отпечатки пальцев. Потому что, когда я слышу, что собираются ввести отпечатки, единственное объяснение — это борьба с приписками.
— Так как же все-таки стоит организовать электронный учет, чтобы можно было увидеть реальную картину и избежать приписок?
— Кардинальный путь решения этого рода проблем — это возврат к подушевому финансированию. У нас сейчас оплата идет за услуги, то есть оказал услугу, точнее так, не за услугу, а за запись об услуге, будет более точно сказать. То есть, записано, что за услуга была, значит, деньги получишь. Соответственно, пока такая система существует, ничего с приписками сделать будет невозможно. Если только не перейти на подушевое финансирование, платить не за услуги. Поликлиника в этом случае будет получать по количеству прикрепленных к ней людей на год вперед финансирование. А там дальше есть ряд компенсационных решений, как сделать так, чтобы, уже получив деньги, поликлиника все-таки лечила людей. Значит, там штрафы должны быть и так далее.
Читайте также: Треть зарплаты врачей — из кармана пациентов
Совершенно иных взглядов придерживается врач-нейрохирург ЦЭЛТ, кандидат медицинских наук Андрей Ходневич. С его колокольни видна другая сторона фасада.
— В принципе электронная запись — это удобно, но, мы уже привыкли, что у всех есть интернет. А ведь масса людей преклонного возраста, у которых может и есть интернет, но они им не владеют, а они чаще всего ходят к врачам. Хорошо если есть внук под рукой, или кто-то помоложе, кто владеет этим искусством. Хотя я знаю и бабушек, и дедушек, которым по 80 лет и старше, которые в интернете себя прекрасно чувствуют. Но просто за этим нельзя забывать тех, у кого нет доступа к электронным средствам связи. Но, с другой стороны, пока врач на работе, пока всех не примет он не уйдет. Получится, у него скорее всего так: у него все записаны, все окошки забиты, а народ и просто так приходит "а я вот не записался, а я вот проходил мимо, а я вот попал в пробку и приехал на 2 часа позже, или с работы не отпустили, а я должен быть у вас", но все равно он будет сидеть до 22 вечера и принимать. Поэтому даже не знаю, в этом есть и хорошие вещи, а есть и такие вот проблемы.
— А как же все-таки быть с узкими специалистами?
— Узких специалистов всегда не хватает. Есть альтернативная медицина, частная медицина. Кто-то обременен излишками денег, такие тоже есть. Они могу записываться к специалисту, а потом, на следующий день за какие-то бешеные деньги ходить в частную клинику, получать там консультацию. Главное, чтобы все было доступно, понимаете, вот о чем речь. О том, что у кого нет денег, в любом случае могли бы попасть.
— А как в других странах решают эту проблему?
— У меня вот приятель работает в Канаде и там формально бесплатная медицина, но чтобы попасть к врачу — запись на три месяца вперед. Пожалуйста, она бесплатная. Так же и КТ, МРТ, к узким специалистам очереди большие. А врач принимает за день 5-6 человек и все, это у него ставка, он отрабатывает. То есть, если какая-то ситуация экстренная, срочная. Другой мой приятель работает в Америке, почечная колика случилась в дороге, 911 привезли, почечную колику сняли, а, камушек, говорят, который ее вызвал, вы приедете к себе, где вы живете, и там его удалите. И он там приехал, встал в очередь. В итоге, он взял билет, прилетел сюда и за один день у нас в клинике все это сделали, и дешевле. Дешевле, быстрее, гуманнее. Везде есть свои плюсы и минусы.
Читайте также: Реформа здравоохранения питается младенцами
Главный врач МУЗ ЦРБ Сальского района Ростовской области Юрий Кикенов считает, что проблемы с электронной записью, а уж тем более к узкому специалисту, вообще не существует. Оно и понятно, столичные инициативы и нововведения еще не до всех регионов докатились. Да и народонаселение везде в разном количестве представлено. Это в столицах соседи друг друга могут не знать в лицо, в регионах, особенно в небольших городках и поселках — другое дело. Все друг другу или кум, или сват, или брат. Здесь и без всяких программ и модернизаций врач — все равно, что семейный доктор — знает все про болезни бабушек и дедушек пациента.
— На мой взгляд, в любом случае, при дефиците узких специалистов ходить к ним только по желанию, это не совсем правильно. Терапевт знает всех на своем участке, знает, кого к какому специалисту направить, есть ли в этом необходимость. И нет такого потока необоснованных обращений к узким специалистам. Потому что это все равно, как и лекарства в аптеке. Хочу куплю это — хочу куплю это, надо то, что врач назначает. Так же и здесь. К узким специалистам, абсолютно правильно, нужно попасть после консультации терапевта.
— Так какие есть плюсы и минусы новых правил оказания медицинских услуг?
— Они в какой-то мере облегчили жизнь для узких специалистов. Нет такого потока необоснованных обращений. Когда у человека закололо под лопаткой, а он "хочу к кардиологу", а причины могут быть совершенно разные, поэтому все- таки считаю, что в какой-то мере это упростило работу. А для терапевта, у которого сейчас закрепленный свой участок, да, нагрузка огромная, может нагрузки стоит пересматривать. Может, дело не столько в количестве, сколько в качественной оплате труда. Потому что базовые ставки несколько низковаты, ни для кого это не секрет. Но терапевт должен знать своих подопечных на участке, и не только основные заболевания, но и сопутствующие, если к нему будут обращаться именно с его участка, он будет знать все их сопутствующие патологии и сам лично будет направлять к кардиологу, неврологу, окулисту, лорврачу.
Заместитель председателя Гильдии российских адвокатов Владимир Самарин не отрицает: идея электронного учета в медицине — хорошая и, способна принести результаты, но замечает, что в части исполнения задуманного — без неожиданностей.
— Вы знаете, здесь опять хорошая мысль, и очень удачное предложение, может обратиться во вред, благодаря тем исполнителям, которые этим занимаются. Конечно, запись электронная, она освобождает людей от сидения в очередях, но, опять же, посмотрим, кто у нас сейчас в поликлиниках работает. Либо молодые люди, которые только пришли после института, либо достаточно пожилые люди, которым деваться некуда. Как правило, высококлассные специалисты, они уходят в платные клиники. Здесь уже вопрос не к ним, а к государству, которое не может оплатить высококлассных специалистов в государственных учреждениях. Поэтому, я полагаю, главное не то, как делается эта электронная система. У нас законы, во множественном числе, они контролируют все, вопрос в их исполнении. Так и здесь.
И тут уж действительно, все на волю случая. Если терапевт попадется грамотный или хотя бы сам захочет оперативно сплавить пациента к профильному специалисту, вам повезло. Правда, он еще для своего начальства и страховщиков — менеджеров от медицины должен грамотно сформулировать, почему посылает вас дальше и тем самым тратит казенные деньги. Иначе на выговор, а то и на вычет из зарплаты нарвется. Все эти механизмы -ужастики конечно же оптимизаторы будут опровергать до посинения. Но, врачи в приватных беседах, будут кивать головами и еще расскажут кучу негласных правил, как говориться, без протокола, на условиях полной анонимности. А правила простые- любым способом экономить средства заведения и не раздражать страховщиков.
Как ни странно, но самый скептический взгляд у законодателей. Олег Куликов, заместителя председателя комитета ГД по охране здоровья:
— Прежде всего, я считаю, что система обязательного медицинского страхования ни от чего не страхует. В том числе, от многих заболеваний: онкологии, сложных, редких заболеваний, от сложных травм, не говоря уже о том, что якобы высокотехнологичные операции будут с 15-го года в ОМС. Но тоже не будет страховая оплачивать, потому что тот тариф, который там заложен, ну я не знаю, он ни на что не рассчитан. Он рассчитан на то, что 50 процентов граждан, не будут обращаться в медицинские учреждения за оказанием медицинской помощи.
И, если на сложные диагностические исследования можно попасть только через врача общей практики, я считаю, что это ошибка. Но с другой стороны, я просто пытался изучать этот вопрос, мы (государство-ред.) накупили сложной диагностической аппаратуры, а они не удосужились подготовить обслуживающий персонал и медиков, которые работают на этой аппаратуре. Даже в первой поликлинике Управления делами президента на Сивцевом Вражке, только в одну смену работают, потому что нет больше врача. Даже там очередь за неделю, в том числе, и для депутатов Государственной Думы, чтобы получить это исследование. Только в редких случаях, когда надо экстренно оказать медицинскую помощь, могут эту лабораторную услугу оказать. А в действительности такая ситуация, аппаратура стоит, а работать некому. Поэтому в основном работают рентгенологи, которые и так загружены работой, у которых сокращенный рабочий день. Это, я считаю, большая недоработка в системе модернизации нашего здравоохранения.
— Так вы, законодатели — вам, наверное и надо начинать решать такие проблемы?
— Это, как бы, не функция Комитета по охране здоровья. Комитет принимает базовые законы об охране здоровья, а такие детали уточняются ведомственными приказами и распоряжениями. Департамент здравоохранения, Министерство здравоохранения, приказывают, как это проводить. Мы же не можем по каждой поликлинике решать, как проводить компьютерную томографию, но вообще, в принципе, в свое время, мы были категорически против, чтобы на одних и тех же площадях оказывались платные и бесплатные медицинские услуги.
— То есть, практически уже произошло слияние этих двух секторов и они уже даже в материальном смысле связаны?
— Вот стоит компьютерный томограф в медицинском учреждении бюджетном или муниципальном, все это бесплатная должна быть услуга, даже если в три смены. Вот пусть покупают за свои кровные коммерческие учреждения и на нем выполняют работу. И вообще, я считаю, что наше население не платежеспособно для получения платных медицинских услуг. Это не для нас, это для таких богатых стран западной Европы, Японии или Южной Кореи. У которых хорошо развита государственная медицина, которая оплачивает практически все виды медицинской помощи и медицинских услуг.
А у нас это все просто недофинансировано. Вот вы сейчас много слышали про конфликт Обамы с сенатом и с республиканцами. Конфликт в том, что Обама посчитал, что надо дополнительно застраховать 50 миллионов американцев, которые не застрахованы, но за которых будет платить страховой взнос государство и работодатель, Но республиканцы, которые считаются защитниками бизнеса, они категорически против. Обама считает, что это необходимая социальная мера и даже посчитали, что он там социализм прививает в Соединенных Штатах Америки. Знаете, какая душевая норма медицинских расходов в Штатах? 13 000 долларов на человека, это 18 процентов ВВП, и то они жалуются на нехватку средств. А что мы можем с 3,5 процента из 500 долларов душевого расхода на здравоохранение сделать? Ничего. А из них — 60 или 70 процентов, это зарплата медицинского персонала.
— Так в чем же тогда модернизация медицины?
— Мы все прекрасно понимаем, что все эти законы они, как бы, декларативны, они не подкреплены финансированием, бумаги-то есть. Но, это все равно, что машину заправить 5 литрами и сказать: "отправляйтесь в Ленинград", а надо 100 литров. Никогда он не доедет, максимум за Химки заедет. Так и у нас. А Министерство финансов говорит "живите на то, что дают", вот и получается, езжайте на том, сколько вам дали. Антисоциально и антиконституционно. Среди расходов, у нас получается даже, что мы тратим в 2-3 раза меньше, чем страны Восточной Европы, у которых примерно такое ВВП на душу населения, как в России.
Но, в целом, депутатский прогноз был оптимистичен." Я считаю, что человек с хорошими нервами и с хорошим напором всегда может получить бесплатную медицинскую помощь, потому что-то, что происходит, противоречит закону, медицинской этике, конституции Российской Федерации. 41-я статья гарантирует бесплатную медицинскую помощь в Российской Федерации". Если читать между строк, то совет понятен. Хотите что-то получить изучайте закон и идите напролом, только так в отдельно взятом случае удастся отстоять свои права. Если же у вас нет сил и бойцовских качеств — запасайтесь полисом добровольного страхования или талончиком к платному врачу.
Читайте также в новостях:
При Минздраве РФ создана комиссия по электронному здравоохранению
Президент Лиги защиты пациентов: Мы теряем право на бесплатную медпомошь
На бесплатную медицину из бюджета потратят еще 230 млрд
Эксперт: Медицинская страховка не способна покрыть все нужды граждан