Выживет ли культура за Садовым кольцом?

То, что на окраинах Москвы не хватает культурных центров, представляет большую проблему. Об этом говорили участники круглого стола "Политика децентрализации: выживет ли культура за Садовым кольцом?". По их мнению, если бы все было по другому, то жителям удалось избежать бы многих неприятностей — вроде недавних погромов в районе Западное Бирюлево.

Москва, без всякого сомнения, является крупным культурным центром России, но в самой столице культурные центры распределена, увы, неравномерно. Как шутят москвичи, за "пределы Садового кольца культура выходит редко". И доля шутки в этой шутке, без сомнения, имеется — приходится признать, что в наши дни в окраинных спальных районах найдется не так много мест, где кипит культурная жизнь. Ведь все основные театры, музеи, кинотеатры, галереи находятся в массе своей в пределах того самого Садового кольца, за которое культура выходить опасается.

С другой стороны, в центре современной столицы живет не так уж много людей — в основном сейчас "жилыми" являются спальные районы. Получается парадоксальная ситуация — там, где много культурных учреждений, мало тех, кто их посещает, и наоборот. Из-за этого, как не пытаются московские власти "продвинуть" культуру в массы, она туда как-то не продвигается по причине отсутствия этих самых масс в нужном месте.

Читайте также: "Диалектика вражды, или В бой идут "замкадыши"

Следует заметить, что дело тут вовсе не в отсутствии мест в спальных районах, где могли бы разместиться различные культурные центры. С советских времен в столице осталось множество домов культуры, клубов при предприятиях и кинотеатров, здания которых приспособлены не только для показа фильмов. Беда в том, что все эти сооружения в наше время оказались никому не нужны: если они остались государственными, то за ними никто не следит, а если частными, то обычно их приспосабливают под торговые центры, рестораны или что-нибудь еще, что приносит быстрые деньги. А новые же культурные центры, увы, никто за пределами Садового кольца не строит.

Кроме того, следует отметить, что по сравнению с временами СССР, в современной Москве изменилась суточная локализация жителей — многие москвичи большую часть дня проводят не в том районе, где живут. Если в советские времена обычно квартал со всеми культурными центрами распределялся вокруг предприятия, на котором большинство жителей этого квартала и работало, то сейчас значительная часть москвичей живет в одном конце города, а работает совсем в другом. То есть житель ЦАО, если он работает где-нибудь на окраине и, соответственно, проводит там большую часть дня, также лишен возможности посещать театры и музеи, как и житель той самой окраины.

Такая диспропорциональность размещения культурных центров приводит, увы, к тому, что Москва перестала быть единым пространством — город как бы разделен на множество маленьких "городков", жители которых не общаются и, соответственно, ничего не знают друг о друге. Если обратиться к исследованиям жизни мегаполисов психологами и социологами, то выяснится, что именно совместное посещение спектаклей, выставок и прочих культурных мероприятий сближает жителей одного города — однако в Москве подобное уже давно не практикуется. Из-за этого возникает затруднения в распространении важной информации, что ведет к отчуждению жителей разных районов — они перестают считать себя москвичами, подразделяясь на "марьинских", "перовских", "кунцевских" и прочих.

Читайте также: Погром в Бирюлеве: кто виноват?

Как видим, разрушение единого культурного пространства столицы приводит к разрушению ее социальной структуры. Последствия этого исключительно негативные — вспомнить хотя бы недавние печальные события в районе Западное Бирюлево. Этот район, находящийся в некоторой географической изоляции из-за отсутствия там культурных центров, которые могли бы посещать жители со всех концов Москвы, оказался таким образом и в изоляции информационной — до самых погромов мало кто из москвичей знал, что там так плохо обстоят дела. А все потому, что туда просто не было надобности ездить из других мест столицы — раз там нет театров, музеев и прочих культурных центров, то и делать там, получается, нечего.

Именно об этой проблеме и шла речь на круглом столе "Политика децентрализации: выживет ли культура за Садовым кольцом?", который прошел 15 октября в пресс-центре агентство РИА Новости, и в котором приняли участие как деятели культуры, так и представители правительства Москвы. Все участники были едины в том, что с такой "культурной" диспропорцией нужно бороться. Однако каким образом? Ведь для того, чтобы провести где-то на окраине города интересную театральную постановку или организовать выставку, нужны соответствующие помещения. Да и зритель должен быть подготовлен к подобному мероприятию — какой смысл будет во всех дорогостоящих приготовлениях, если на спектакль в тысячный зал придут всего два человека?

Насчет последнего, заверил собравшихся театральный критик издания "The Moscow times" Джон Фридман, можно не беспокоиться — достаточно примеров, когда культура приходит в массы и последние автоматически начинают к ней тянуться. "Я хочу рассказать одну историю из культурной жизни США — о том, как жители техасского города Остин вдруг узнали, что на самом деле им очень интересна русская драматургия. А началось все с того, что в этот город приехал Грэм Шмидт — человек, увлекающийся русским театром. И он создал театр, где ставят только русские пьесы, а потом и вовсе стал проводить фестивали, куда приходили местные жители, которые до этого и знать не знали о том, что в России, оказывается, существует драматургия. Но они пришли на эти фестивали, увидели и очень заинтересовались русской драматургией — так, что теперь даже не представляют, как они до этого жили без спектаклей русских классиков".

Таким образом, Джон Фридман наглядно проиллюстрировал, что главная задача культурных мероприятий — это создание соответствующей среды. Однако среда будет создаваться только тогда, когда этот процесс уже идет, то есть нужно все-таки начать что-то проводить — обыватель потянется к культуре только тогда, когда сначала она сама придет к нему. Ну, а когда среда будет сформирована, то она начнет влиять на окружающее пространство и, соответственно, изменять уже и его.

О том, как это происходит, рассказал художественный руководитель театра "Практика", режиссер, актер и драматург Иван Вырыпаев: "Сейчас никто уже не поверит в то, что престижный квартал города Тель-Авива под названием Яффа какое-то время назад был неблагополучным. Там в основном жили арабы, которые были достаточно замкнуты и традиционно не ладили с евреями. В квартале была нищета, разгул преступности и безработица. В результате люди стали покидать его, образовалось много пустых домов. И вот в какой-то момент владельцы этих домов стали отдавать их художникам, режиссерам, скульпторам ну и всяким другим представителям богемы.

И что получилось? Деятели искусства стали проводить выставки, спектакли и другие мероприятия, а местные жители начали всем этим активно интересоваться. Так создалась среда, которая потом начала преобразовывать район — раз на эти выставки и спектакли стали собираться люди со всего Тель-Авива, то арабы построили рестораны, гостиницы, парковки, ну и прочие структуры, отз использования которых можно извлечь быстрый доход. Так этот район стал открытым, престижным и благоустроенным — при этом, кстати, он так и остался арабским, представители других народов только разбавили исходное население, но не вытеснили его полностью".

Да, уж, получается, что если в свое время подобное произошло бы в том же Западном Бирюлеве, то, возможно, сейчас этот район был бы таким же, как и нынешняя Яффа, то есть открытым, безопасным и благоустроенным, и мы бы читали сообщения не о бирюлевских погромах, а о бирюлевских фестивалях, перформансах и других культурных мероприятиях. О возможности подобного варианта развития событий часто упоминали и участники круглого стола. "Я совершенно убеждена в том, что если бы в Западном Бирюлеве были функционирующие культурные центры, которые вместе посещали бы и москвичи, и приезжие, то ничего подобного не случилось", — поделилась своим мнением заместитель руководителя департамента культуры Москвы Евгения Шерменева.

Она же рассказала о том, что правительство города намерено помочь деятелям искусства "децентрализовать" культуру и вывести ее за пределы Садового кольца. И в первую очередь помощь будет заключаться в создании условий для проведения культурных мероприятий — ремонте соответствующих зданий, выделении средств из бюджета на дизайн помещений и прочие нужды, а также в привлечении частных спонсоров. По словам Евгении Шерменевой, московское правительство само заинтересовано в том, чтобы в городе было интересно жить не только в центре, но и в периферийных, спальных районах, чтобы там была своя жизнь, свои точки активности.

Читайте также: "Я и семья" вернет зрителям хорошее кино

И вот, одним из первых шагов на этом пути стало проведение фестиваля современного театрального искусства "Октябрьский переворот", который состоится 24-27 октября нынешнего года в культурном центре "Москвич" Текстильщики, то есть за пределами Садового кольца. Каждый день фестиваля будет посвящен одному из направлений современной театральной деятельности — драматическому, музыкальному, пластическому и детскому театру. В рамках этого вполне себе мирного и культурного "переворота" москвичи и гости столицы смогут увидеть 11 спектаклей, среди которых будет четыре премьеры. Одним словом, скучно не будет никому.

Хочется верить, что подобные мероприятия со временем будут проводиться все чаще и чаще, ведь они очень нужны нашей столице. Только искусство, создаваемая им красота, смогут спасти мир в отдельно взятом городе — однако лишь тогда, когда выдут за пределы его центра и станут доступны не только обитателям территорий внутри Садового кольца, но и всем, кто живет несколько ближе к МКАД…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"