Разговоры о том, что скоро очереди к кабинетам российских чиновников исчезнут, поскольку все услуги населению будут представляться в электронном виде, ведутся давно. Но не рано ли мы радуемся? Как показывает практика, электронные госуслуги еще больше все усложнили. Если раньше на волокиту уходило полдня - день, то теперь счет идет на месяцы.
Недавно один мой приятель заметил в шутку, что: "если вы смогли найти в Москве человека, у которого нет претензий к ГУП "Мосгортранс", то это означает только одно — он приехал в столицу меньше минуты назад". Следует заметить, что доля шутки в этой шутке, без сомнения, имеется, однако она, увы, не велика. Работа всего, что связано с общественным транспортом столицы, увы, уже несколько лет упорно оставляет желать лучшего — создается впечатление, что любые попытки как-то исправить ситуацию на самом деле приводят лишь к ее ухудшению.
Конечно же, нельзя обвинять во всем только лишь "Мосгортранс" — например, пробки в городе, из-за которых автобус или троллейбус можно ждать больше часа (мой личный недавний рекорд составляет один час сорок пять минут — на остановке около метро Щелковская в середине рабочего дня), устраивает не он — ну, скажем так, не он один. Отсутствие объявлений об изменении маршрутов на остановках (из-за которого две недели назад я и мой сын опоздали к началу одного интересного мероприятия — из-за ремонта трамвайных путей в Лефортово часть маршрутов была изменена, а на остановках около метро "Авиамоторная" объявлений об этом не было) — тоже может быть "проколом" не этого ведомства, поскольку объявления случайно могли сорвать дворники, которые, увы, в массе своей плохо знают русский язык. Таких примеров достаточно, поэтому в ряде случаев сваливать всю вину на один лишь "Мосгортранс" было бы несправедливо.
Читайте также: Эй, Прошанов, отзовись!
Но иногда вообще совершенно непонятно, кто же виноват в сложившейся ситуации — вроде той, что приключилась на днях с автором этих строк. А началось все с того, что я решил всего-то… "зарядить" имеющуюся у моего сына социальную карту москвича таким образом, чтобы он мог ездить на наземном общественном транспорте. До этого мы как-то не пользовались этой возможностью, поскольку наш ребенок редко пользовался автобусами, однако дети, как вы понимаете, растут, и вот уже настало время, когда ему нужно для занятия в определенных кружках выбираться за пределы района. То есть "заряжать" его карту на то, что бы ее можно было использовать в наземном транспорте мне пришлось в первый раз.
Что бы выяснить, как это сделать, я заглянул на сайт Департамента информационных технологий города Москвы, где и узнал, что: "…для проезда в наземном общественном транспорте с помощью Социальной карты москвича, необходимо инициализировать карту в одной из специализированных касс ГУП "Мосгортранс" в городе Москве, производящих пополнение транспортных карт, оплатив по льготному тарифу стоимость пользования услугой за проезд на текущий календарный месяц и при необходимости, месяц, следующий за текущим. Второе и последующие пополнения можно производить на терминалах самообслуживания, расположенных во всех административных округах столицы".
Читайте также: Сколько стоит госконтракт?
Ну, а раз так, то дело оставалось за малым — найти ближайший к моему дому киоск "Мосгортранса", в котором есть аппарат, с помощью которого можно осуществить подобную операцию — благо, что карта расположения таких киосков отыскалась на том же сайте. Изучая ее, я увидел, что в нашем районе имеется два подобных киоска — причем оба находятся в тех местах, где я постоянно бываю. Казалось бы, какие проблемы — дойти до киоска, заплатить деньги и попросить "зарядить" карточку, что может быть проще! Однако в реальности все оказалось куда сложнее…
В обоих киосках нашего района карту мне зарядить не удалось — она просто-напросто "не читалась". Кассиры охали, разводили руками и говорили, что в этом месяце аппаратура постоянно "глючит" и отказывается работать с картами, которые до этого не были инициализированы. Это, конечно же, огорчило меня, однако я решил не сдаваться и попробовать инициализировать карту в других киосках — например, тех, которые можно встретить по пути на работу или в местах, находящихся рядом с ней.
В итоге я обошел семь киосков, которые были указаны на той же карте как те, в которых можно иницализировать социальную карточку. В трех из них, увы, соответствующей аппаратуры не было, в двух — та же самая ситуация, что и у меня в районе, то есть аппарат был, но карточка "не считывалась", а одного я вообще не нашел. И только в седьмом киоске мне наконец-то удалось "зарядить" карту. Ну, а на всю эту "операцию" под названием "инициализация карты" мне пришлось потратить в общей сложности трое суток — надо учитывать, что я мог искать киоски только в нерабочее время.
После всего этого у меня, конечно же, возник ряд вопросов. Самый главный можно сформулировать так — почему сложилась ситуация, при которой такая простая вещь, как "зарядка" социальной карты, становится очень сложным действием? Если кассиры правы, и сбои в работе аппаратуры идут с начала месяца, то почему к 6 октября (когда я посетил первый киоск) их никто не ликвидировал? Кто вообще должен следить за тем, чтобы эти аппараты работали исправно? Почему не обновляется информация на сайте Департамента информационных технологий города Москвы, на карте которого по-прежнему значатся несуществующие киоски?
Увы, ответов на них я так и не смог получить, поскольку дозвониться в "Мосгортранс" у меня не получилось, а в Департаменте информационных технологий ответили, что за надежность аппаратов они не отвечают — это должен делать вышеупомянутый "Мосгортранс" (что в общем-то логично). Из разговоров с родителями одноклассников моего сына я узнал, что на самом деле сбой начался еще в конце сентября — многие из них уже тогда столкнулись с подобной ситуацией. Получается, что в течение первой недели месяца у жителей нашего района не было возможности реально осуществить право на льготный проезд, которое гарантировано им государством — и все из-за обычного технического сбоя, точнее говоря, из-за того, что его ликвидацией никто не захотел заниматься.
Читайте также: Каждому россиянину - по "цифровому ангелу"
А вот тут и возникает другой вопрос — для чего нужны все эти карты, призванные, по словам многих чиновников "облегчить жизнь российских граждан", если в реальности они эту самую жизнь только усложняют? Совершенно очевидно, что любая высокотехнологичная система будет работать только тогда, когда за ней следят надлежащим образом. Только тогда все эти электронные системы и смогут сделать нашу жизнь лучше — в противном случае, они, наоборот, превратят ее в настоящий ад.
Но если "Мосгортранс" не в состоянии следить за исправностью инициализирующих социальные карты аппаратов, то, может быть, следует отказаться от использования этих карт школьниками, а ввести вновь систему распределения по школам льготных проездных билетов (как это было во времена моего детства)? Может быть, не навсегда, а всего лишь на время — до тех пор, пока ведомство не научится оперативно реагировать на возникновение подобных ситуаций? Кстати, подобное касается не только "Мосгортранса" — активно пропагандируемый директором нашей школы электронный журнал уже больше месяца не работает из-за каких-то сбоев, которые специалисты из вышестоящих инстанций все никак не могут устранить. Думаю, что и у каждого из вас найдется немало похожих примеров, когда электронная система, которую так активно рекламировали, на самом деле не работает по банальной причине — из-за недостатка надлежащего обслуживания. Все это наводит на мысли о том, что, видимо, наша страна пока что не готова к той самой "высокотехнологичной революции" в быту и сферах обслуживания из-за отсутствия должного количества необходимых специалистов.
Читайте также: Драмы науки: механизм, виновный в революции
Парадокс заключается в том, что точно так же Россия была не готова к ней почти двести лет назад, когда выяснилось, что после смерти Ивана Ивановича Ползунова некому ремонтировать созданную им паровую машину. Увы, приходится признать, что история повторяется. А все из-за того, что мы, похоже, не усвоили один важный урок — одни аппараты никакую высокотехнологичную революцию не совершат. Для того, чтобы это случилось, нужны должным образом подготовленные специалисты — поскольку, как говорил когда-то товарищ Сталин, именно "… кадры решают все"…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"