О программе "электронного правительства" ходит немало слухов и ужастиков. И все же, оказывшись нос к носу с ситуацией, когда на красиво оформленных и дорогостоящих госсайтах ничего не работает, не отвечает и не авторизовывается, трудно поверить, что можно было столько бюджетных миллионов потратить на этот сырой, бесполезный и даже вредоносный проект.
Москва усиленно борется с пробками. Вслед за введением полос для общественного транспорта (что, кажется, не особо и разгрузило дороги, зато вызвало волну недовольств автолюбителей) с 1 июня 2013 года в Москве начали функционировать платные автомобильные парковки. Предполагалось, что сия вполне европейская затея будет способствовать разгрузке центра от транспорта. В Москве же в массовом порядке появились машины с внезапно стертыми от "долгого" использования номерами и с закрытыми бумажками цифирками (почему-то часто — "Мерседесы").
Контроль за эксплуатацией платных парковок полностью автоматизирован — автомобили нарушителей фотографируют т. н. "парконы" — автомобили, оборудованные специальной фото- и видео-техникой; помимо этого, в городе установлены стационарные комплексы, фиксирующие нарушения правил парковки. Номера автомобилей нарушителей, а также фотосъемка, доказывающая их вину, отправляется в тот же день в ГКУ "Администратор московского парковочного пространства", которое наделено полномочиями выписывать штрафы.
Максимальная автоматизация, переход к электронным формам взаимодействия с населением, которые попытались реализовать на примере платных государственных парковок — это часть масштабного проекта "электронное правительство", который уже не первый год подряд, при привлечении астрономических финансовых вливаний, пытается воплотить в жизнь наше реальное правительство.
Да, несомненно, сократить "живые" очереди в коридорах государственных учреждений — мысль здравая. Однако реализация этих идей на практике сосем не соответствует заявленным высоким целям.
Читайте также: Сколько стоит госконтракт?
Вот наглядный пример — история, которая произошла с нашей читательницей Ириной Семеновой.
15 сентября она воспользовалась платной парковкой в центре Москвы, оплатив ее со счета мобильного телефона. Получив по СМС подтверждение авторизации, Ирина Сергеевна спокойно отправилась по своим делам. А через две недели она получила по почте постановление о нарушении правил парковки с предложением оплатить штраф в размере 2500 рублей за попытку бесплатного использования столичной территории в вечернее время. Доказательства того, что оплата была произведена и штраф наложен несправедливо, у нашей читательницы имелись — те самые СМС-сообщения, которые были получены от сервисного центра московского паркинга об авторизации и времени начала и окончания парковки.
Вроде бы ничего страшного, ошибку легко оспорить. В квиточке о штрафе даже указывался телефон "горячей линии", по которому надо было сообщить претензию, а постановление было подписано конкретным человеком — заместителем директора КГУ "Администратор московского парковочного пространства" Александром Прошановым.
Но вот сообщить о несправдливом штрафе компетентным органам оказалось практически невозможно. С "горячей линии" нашу читательницу отправили на сайт Департамента транспорта города Москвы. Но оказалось, что специальная форма для жалоб и обращений граждан на сайте не работает. Ни один из указанных телефонов департамента, в том числе телефон тамошней "горячей линии" не отвечал. Электронная почта для жалоб граждан тоже отказывалась принимать сканы заявления о претензии и СМС с подтверждением платежа.
Читайте также: Письма счастья от ГАИ в режиме онлайн
Правда, список необходимых документов для опротестования штрафа на сайте все же был. Список взрослый такой. Для любителей сутяжничать. В том числе нужно было приложить конверт, в котором пришло письмо с постановлением о штрафе. Только вот отправить список документов было никак невозможно. Указанный мейл не работал. Зато — очень легко тут же на сайте можно было отправить уведомление об оплате штрафа.
Один из телефонов, по которому тоже можно было позвонить и узнать о штрафе, оказался совсем волшебным — 8 495 988 30 59. Милая девушка автоматическим ласковым голосом сообщала, что вы позвонили в департамент транспорта и если вы хотите опротестовать штраф, то вам в тоновом режиме надо набрать номер 10-19. И как только вы набираете указанный добавочный номер, в трубке что-то хрюкало-крякало и ласковый голос заводил сначала: "Здравствуйте, вы позвонили в департамент транспорта…" Можете попробовать, дорогие читатели. Там все равно никто не отвечает.
Из множества ответил еще один телефон, по которому девушка с сильным украинским "хэканием" сообщила, что жалоба читательницы департаментом все-таки получена и будет рассмотрена в течение 10 дней. Правда, номер жалобы, как и фамлию заявительницы назвать она затруднилась, потому что "база зависла и компьютер не включается"
Так что все делается для того, чтобы было дешевле заплатить. Можно плюнуть на всю эту многомиллионную программу "электронной России" и поехать сдать бумажки старым дедовским способом — на личной приеме, который проходит по ул. Скаковой, 15 два раза в неделю с 08 до 17 часов. Интересно, там очереди надо занимать с 5 утра или с 4-х, учитывая, что только за прошлый месяц в Москве было выписано 12 тысяч штрафов? И среди несогласных с этими штрафами дозвонившихся в департамент тоже, скорее всего, нет.
То есть, платные парковки ввели, а вот дальше хоть трава не расти. Все как обычно.
В общем читательница наша после трех часов активных попыток достучаться до чиновников осознала всю степень своего фиаско и решила обращаться в суд ввиду отсутствия времени и сил на попытки добиться личного приема.
Читайте также: Каждому россиянину — по "цифровому ангелу"
Мы обратились за комментариями к Сергею Канаеву, председателю Межрегиональной общественной организации "Федерация автовладельцев", руководителю общественного движения "Автомобильный союз".
Скажите, пожалуйста, часто ли вам приходится сталкиваться с жалобами автомобилистов, пострадавших от некорректной работы московской службы платных парковок?
— Я вам могу сказать, что не только мы получаем постоянно жалобы от автомобилистов, которые страдают именно от неправильной работы службы — и диспетчерской, и отсутствия, собственно говоря, приема по СМС.
Основная проблема была — это, конечно, отсутствие приема по СМС-оплаты, когда вы поставили автомобиль, припарковали его, а через 15 минут вам приходит СМС, что вы неправильно что-то сделали. Это была, конечно, очень-очень серьезная проблема. Потом, конечно, проблема вторая — это наличие парковочных автоматов, которые находятся в километре друг от друга, и не всегда автовладелец может найти тот автомат, по которому он бы хотел заплатить. Это основные проблемы, с которыми сталкивались при введении платных парковок.
Сейчас проблемы немножко другие — когда люди платят за парковку, стоят там определенное время, а их снимают те камеры, которые установлены на автомобилях, и непонятно, почему. То есть, человек приходит к нам, говорит, я стоял на платном месте, я оплатил. Как доказать? Все, что можно здесь сделать, это, если вы платите по СМС, это запросить все звонки и СМС у вашего оператора; если вы платите в паркомате — то только при наличии чека паркомата; если вы платите по карте — вы можете запросить у своего банка, что вы оплачивали именно в такое время.
Дальше обращаться, естественно, в Департамент транспорта, потому что именно Департамент транспорта Москвы сейчас занимается этой проблемой, и они в данном случае занимаются тем, что не только взымают плату за парковку, но и следят за тем, чтобы эти автомобили были правильно припаркованы — это служба так называемой парковочной полиции.
Как вы оцениваете качество реализации этой идеи — платных государственных парковок в Москве, их эффективность и удобство для населения?
— Лучше вам этого не знать, как я оцениваю качество реализации, потому что я считаю, что с моментом платных парковок есть очень много нюансов. Первый нюанс — почему нельзя разрешить парковку в ночное время совершенно бесплатно, потому что это никакого препятствия организации движения не несет. Второй момент — почему платная парковка на сегодняшний момент у нас существующая, где говорят, что мы пытаемся организовать дорожное движение, разгрузить трафик, но когда говорят, что Москва разгрузилась на 25 процентов, никто не говорит, что трафик автомобилей в Москве повысился. Так вот, что же мы хотим сделать? Снизить трафик в центре столицы или увеличить собираемость? Поэтому очень скользкий вопрос. Это, конечно, отдельная тема, и я думаю, что в комментарий у вас это все не уместится.
Что вы можете посоветовать предпринять человеку, ставшему жертвой неправильной работы парковочной системы — если, допустим, ему был неправомерно выписан штраф, а оспорить его не получается из-за практически полного отсутствия обратной связи?
- Да, я сказал — в Департамент транспорта вместе со штрафом и подтверждающим документом.
В Обществе защиты прав потребителей мы получили схожую оценку данной ситуации. Недзвецкий Антон Евгеньевич, сопредседатель Союза потребителей России, президент "Общества потребителей автотехники России" дал следующий комментарий:
" Что я могу сказать — конечно, если у человека есть подтверждение того, что он действительно платил за эту парковку, и тем более он имеет подтверждение в виде ответного СМС о том, что оплата была произведена, то это, конечно незаконно и свидетельствует о том, что произошел какой-то технический сбой, недосмотр, можно различные причины предполагать, но очевидно, что данный штраф необоснованный, и данное постановление должно быть отменено.
А дальше — о том, как эта история развивалась — здесь я могу сказать, что очень печально, что электронная связь с этим департаментом, с оператором так плохо работает, не налажена, и нельзя отправить эту жалобу по той форме, которая на сайте имеется. Все это, конечно, свидетельствует о некорректной работе лиц, которые ответственны за этот сайт. К сожалению, такое случается, в силу различных причин, безответственности.
Читайте также: УЭК — первый шаг к электронным паспортам?
А в такой ситауции, раз невозможно проконтролировать подачу жалобы через интернет, надо использовать почту России — с заказным письмом, с уведомлением отправлять, либо лично привозить, чтобы получить отметку о принятии жалобы. Остается действовать старыми методами."
В итоге можно сделать неутешительные выводы: система "электронного правительства", на создание которой были потрачены немалые бюджетные средства, исчисляемые миллионами (сайт одного лишь Минздрава обошелся казне в 54 млн рублей), оказалась на поверку неспособной помочь гражданам в решении их проблем. В то же время, ссылаясь на наличие электронных видов связи, чиновники поспешили до предела сократить часы приема граждан.
В том же транспортном департаменте, к примеру, попасть на прием можно лишь в первый вторник и третий четверг месяца, с 14.00 до 17.00. Очевидно, что всем желающим просто физически не удастся пробиться в заветный кабинет — ведь в Москве миллионы автомобилистов. Только с 1 по 20 июня за нарушение правил платной парковки было выписано 12000 штрафов (по данным журнала Forbes), можно вообразить, сколько из них было выписано незаконно, так же, как в описанном нами случае, и сколько людей не смогли уложиться в сроки, предусмотренные для обжалования по причине неповоротливости и замкнутости этой системы?
Невольно закрадывается мысль — а нет ли тут чьего-то корыстного умысла, ведь вся система взаимодействия граждан с чиновниками выстроена по такому принципу, который подразумевает априори неправоту автомобилиста, а не механического "паркона". Можно возразить — люди тоже ошибаются, печально известный "человеческий фактор"… Да, конечно, чиновники при личном с ними общении не всегда ведут себя приветливо и адекватно. Видимо, авторам "электронного правительства" хотелось решить таким образом проблемы коммуникаций населения с бюрократическим аппаратом.
Увы, эффект получился обратный — если раньше еще можно было, потратив нервы и время, поскандалив, пробиться сквозь стену чиновничьего равнодушия, то теперь даже этот путь может оказаться закрыт: бюрократия выставила между собой людьми механический буфер "электронного правительства", спряталась за электронной стеной сайтов, автоматических сервисов и прочей кибер-инфраструктуры. А для пущего покоя еще и не следят должным образом за нормальным функционированием этих электронных средств, удобно же — не работает сайт, нет жалоб, а нет жалоб — меньше работы.
Не будем, конечно, подозревать кого-то в намеренном саботаже, однако нельзя не отметить расслабленного отношения к собственной технической базе со стороны разнообразных государственных служб и департаментов.
Что же до граждан — им остается либо платить, либо бороться за свои права, и эта борьба стала еще труднее после внедрения отечественной версии "электронного правительства".
Читайте мнения экспертов по этому поводу:
"Жертвам несвоевременных СМС за платную парковку помогут в Департаменте транспорта"
Эксперт: Повторное уведомление об оплаченном через сайт штрафе — это недосмотр и безответственность
Читайте самое актуальное в рубрике "Общество"