Школьное образование в России, пожалуй, — одна из самых скандальных тем последних лет. Народ клянет ЕГЭ, вспоминает недобрым словом Фурсенко и опасается, что все эти новомодные реформы образования приведут лишь к одному — к дебилизации российского общества. И первые неприятные звоночки уже есть. Все эти проблемы "Правда.Ру" обсудила с экспертами.
Чем закончится эпопея с ЕГЭ?
Одно из самых спорных школьных нововведений последнего времени - это, пожалуй, ЕГЭ. Эксперименты по введению ЕГЭ проводились с 2001 года, а в 2008 году Единый госэкзамен окончательно закрепился в школах и теперь каждый год преподносит сюрпризы. То какая-то школа с помощью директора и учителей спишет правильные ответы по ЕГЭ, то какой-то регион отличится подозрительно феноменальными баллами по ЕГЭ, то родители устроят во время проведения экзамена настоящий подпольный пункт для помощи своим детям-выпускникам. Об общих недостатках единого экзамена уже и говорить нечего.
Читайте также в новостях: Эксперт: Через 10 лет школьное образование ждет крах
"Последние несколько лет показали, что необходимо что-то делать с ЕГЭ. Есть много идей относительно того, как модифицировать эту систему. Например, есть предложения сделать ЕГЭ только выпускным экзаменом, который позволяет определить уровень знаний школьника, а вступительные экзамены, как это было в свое время, будут неким дополнением к выпускному", — рассказывает "Правде.Ру" председатель межрегиональной профсоюзной организации "Учитель" Андрей Демидов.
Эксперты, опрошенные изданием, признают то, что ЕГЭ в том виде, в котором он сейчас существует, понижает качество российского образования. "ЕГЭ превращает нормальных русских в "задорновских" американцев. Если говорить о реальных тенденциях, то в какой-то ближайшей перспективе название и элемент ЕГЭ останутся, но, скорее всего, исчезнут тестоподобные задания с выбором ответов и появятся элементы устного экзамена. Надеюсь, литература станет обязательным экзаменом в российской школе", — заявил изданию зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.
Читайте также: Избыток образования нагоняет тоску
Через школу — к дебилизации общества
В тесной связке с ЕГЭ обсуждается и другая животрепещущая тема последнего времени — это снижение уровня знаний и общей культуры у школьников, да и в обществе в целом. Тут же заговорили о "сникерсятах", потерянном поколении 90-х и о том, что наша страна давно уже не самая читающая страна в мире. Современные дети, мол, не знают элементарных вещей, не читают книг, разучились думать и даже два слова связать не могут.
Причин называется много: это и наследие беспокойных и бездуховных 90-х, и загруженность взрослых, и тот трэш, что льется с экранов телевидения и из интернета. Приличный ушат грязи за дебилизацию общества вылился и на современную школу, а, скорее, даже на реформы, которые проводятся министерством образования.
Интернет же заполнен примерами того, как нынешние дети не знают элементарных вещей.
"Посмотрел тут недавно передачу молодежную, где задавались вопросы по истории и так далее. Я офигеваю просто. Школьница, отличница, учится на пятерки — и не знает, что за Вторая мировая война была и кто там участвовал…Таких примеров миллиард", — пишет на форуме Ответы. mail.ru пользователь Andrey Barbarossa.
Также по Сети активно гуляет реальная история опроса школьников, проведенного в 2006 году. Так, в ходе опроса на вопрос "Кто такой Михаил Кутузов?" четвертая часть учащихся ответила что: "Кутузов возглавлял войска России в период Великой Отечественной Войны и погиб, подорвавшись на мине". Про Сталина в ходе этого опроса выяснилось тоже очень много интересного. Некоторые дети говорили, что Сталин "главный в стране после Ленина". Власть он "захватил коварно, отравив бывшего президента грибами". "Он закончил Первую мировую войну и выиграл Вторую". При этом "лично вел солдат в атаку, а вернувшись правил дальше" и "для развлечения расстреливал людей".
Читайте также: Университет не должен застывать на месте
Правда, у современных детей в той же Сети находятся и защитники.
"Встаю на защиту современных детей. Не все они безграмотные до такой степени. Во все времена встречались такие люди, которым кроме сплетен ничего не интересно. Моя знакомая пожилая женщина не знает элементарных вещей, например, кто такие мадам Грицацуева, Станиславский, Синдбад и так далее", — пишет albina1966 на форуме hlebopechka.ru.
Эксперты, опрошенные "Правдой.Ру", также не склонны паниковать по поводу уровня знаний современных школьников. "Я не склонен вдаваться в некий пессимизм по поводу того, что у нас падает какими-то невиданными темпами культура. Я думаю, что и раньше были дети мотивированные, были дети немотивированные. Может быть, сейчас родителям меньше удается уделять времени, но и педагоги, в общем, хуже не стали", — рассказывает председатель межрегиональной профсоюзной организации "Учитель" Андрей Демидов.
Олег Смолин, зампредседателя комитета по образованию Госдумы, тоже не впадает в пессимизм, но определенные проблемы в обучении детей все же признает: "Снижение уровня знаний у школьников происходило не только в 90-е годы. Вина школы здесь определенно есть. Потому что часть учителей, к сожалению, внушаемы и слушают то, что им вбивают официальные средства массовой информации. А именно, что образование — это услуга. А они оказывают детям эту услугу, превращаются в обслуживающий персонал.
Но главная беда здесь в недостатке государственного финансирования. Российская школа финансируется на половину от минимальной потребности. Есть вина и СМИ, которые превратились, как говорил Высоцкий, из "окна в мир в ящик для идиота". Не верна и философия образования, которая пытается формализовать систему образования, забывает принцип Яна Амоса Коменского "сначала любить — потом учить".
Что будет со школой через 10 лет?
"Какой будет школа зависит от того, какой будет проводится курс образовательной политики. И если курс будет прежним, то через 10 лет школа будет хуже, чем сейчас.
72 процента российских граждан, опрошенных "Левада-центром", не довольны современной российской школой. Если же курс образовательной политики будет изменен, то я бы хотел видеть российскую школу по следующему принципу. Государственное финансирование как в Германии. Общественная поддержка как в США. Современные технологии как в Южной Корее. Все остальное как в Советском Союзе", — ответил на вопрос "Правды.Ру" о будущем школы зампредседателя комитета по образованию Госдумы Олег Смолин.
Читайте также: Школьникам еще больше усложнили жизнь
"Если ничего в том курсе, который проводится сейчас, не изменится, то через 10 лет образование просто будет разрушено, в том числе и школьное. Сейчас много разговоров говорится о профильном обучении, а на самом деле профильное обучение подразумевает то, что школьники выбирают в старших классах то направление, по которому они видят свое дальнейшее обучение, и соответственно должны готовиться к будущей профессии, соответственно, в этом направлении они должны углубленно обучаться, а получается так, что даже в профильных классах, которые обучают по математике, всего-навсего 1-2 часа добавляется. То есть это вообще несерьезно. Значит, и, если брать во внимание тот закон об образовании, который сейчас был принят, а перед ним шли разговоры о стандарте старшей школы, когда все практически было выброшено и оставлено только 4 дисциплины обязательных, а все остальное необязательно, в этом направлении и идут попытки. Мне кажется, в настоящее время перспективы не очень радужные", — делится своим мнением Александр Прокофьев, заведующий кафедрой высшей математики №1 МИЭТ, профессор, преподаватель математики Физико-математического лицея №1557, учитель высшей категории.
"Я думаю, есть два сценария — оптимистичный и пессимистичный. Я, конечно, надеюсь на реализацию оптимистического сценария, при котором наша школа через 10 лет превратится в некий локомотив инновационного развития. И для этого уже многое делается: школы оснащаются интерактивными досками, компьютерами и прочим современным оборудованием", — высказал свое мнение по поводу будущего российских школ глава профсоюзной организации "Учитель" Андрей Демидов.
"Я думаю, что школа будет прежде всего интересной для детей. Также надеюсь, что все предметы, связные с фундаментальными знаниями о мире, останутся. Я надеюсь, что не исчезнет интерес у учеников к мировой художественной культуре. И, конечно, будет большой объем спорта", — поделилась своими предположениями с "Правдой.Ру" директор школы "Наследник", член Общественной палаты РФ Любовь Духанина.
А каким будущее российской школы видите вы?
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"