Скоро на экраны российских кинотеатров выйдет "социально-фантастическая" комедия "Армагеддец"(в оригинале — "Конец света", The World's End). Любителям фильмов "Зомби по имени Шон" и "Типа крутые легавые", а также поклонникам творчества Эдгара Райта фильм "Армагеддец" должен понравиться. Однако без морализаторства и других недостатков не обошлось.
Прежде чем переходить непосредственно к фильму, проведем небольшой экскурс в историю современной британской комедии. Это для тех, кто никогда не слышал ничего ни о Саймоне Пегге, ни о Нике Фросте, ни о Эдгаре Райте.
В 2004 году эта компашка ворвалась в мир любителей комедийного трэша с фильмом "Зомби по имени Шон" (Shaun of the Dead), который сейчас можно смело называть культовым, причем в кругах далеко не самых узких. Фильм был предельно простой и нелепый — в нем шла речь о зомби-апокалипсисе, которому противостоит продавец-консультант Шон (Саймон Пегг), его лучший друг Эд (Ник Фост) и еще несколько человек. "Зомби по имени Шон" — первый фильм из так называемой трилогии "Кровь и мороженое", которую объединяет наличие в них тандема Пегг — Фрост, Эдгара Райта в качестве режиссера, черного юмора и… различных вкусов мороженого Cornetto, с которым во всех трех картинах так или иначе взаимодействуют герои Ника Фроста.
В 2007 году вышла вторая часть трилогии под названием "Типа крутые легавые" (именно таким вот странным образом решили перевести на русский язык название Hot Fuzz). Получилась искрометная комедия, приправленная деревенским колоритом и юмором, который к тому моменту уже стал визитной карточкой Пегга и Фроста.
И вот в 2013 году Пег-Фрост-Райт анонсировали "социально-фантастическую комедию" "Армагеддец" (в оригинале — всего-навсего "Конец света", The World's End), на которой трилогия "Кровь и мороженное" будет официально закрыта. Помимо вышеназванного тандема, в ней приняли участие другие маститые британцы, перечислять которых не вижу смысла — сами все увидите. По первым же кадрам, отсылающим к юности главных героев, видно, как повеселились все эти ребята на съемках и какое неземное удовольствие получили Пегг и Райт, создавая сценарий.
Читайте также: Место под соснами Дерека Сиенфрэнса
Я могу себе представить, как после третьей-четвертой пинты хорошего горького эля эти двое истерично смеются, и один, немного задыхаясь от приступов безудержного веселья, говорит другому: "А давай в этот наш фильм про колоссальную попойку добавим инопланетян-роботов!". Кому-то я сейчас, возможно, испортил удовольствие, и тем не менее, это действительно почти так и было: Райт лично отправился в забег по барам в подростковом возрасте, дойдя только до седьмого, а после этого написал сценарий, основанный на этой истории. И лишь спустя годы они вместе с Пеггом пришли к выводу, что в эту сюжетную линию стоит грубо врезать другую, связанную с чем-то ужасным, с бедствием вселенского масштаба.
Некоторые из вас, вероятно, до сих пор не понимают, о чем я тут говорю, поскольку не имели дело даже с трейлером фильма? Тогда стоит вкратце пробежаться по сюжету.
В 1990 году пятеро друзей — Гари, Энди, Стивен, Оливер и Питер — принимают решение совершить марш-бросок по 12 питейным заведениям, рассчитывая в каждом выпить хотя бы по пинте. Увы, тогда самым стойким из них удалось пройти только часть пути, и до последнего бара "Конец света" юные неокрепшие организмы недотянули. И вот теперь, спустя несколько лет, заводиле Гэри удается вместе с друзьями вернуться в захолустный городок Ньюхэйвен и добежать этот "марафон "до конца. У Гари даже карта есть, на которой еще в 1990 году отмечались успешно пройденные заведения.
Как только не слишком пылающие энтузиазмом Энди, Стивен, Оливер и Питер и самый счастливый в этот день человек на свете Гари возвращаются в город и начинают свой поход по барам в городе начинает твориться жуткая инопланетная вакханалия.
Читайте также: Ирония судьбы, или Руки прочь от киноклассики
Что касается актерской игры, то Пегг и Фрост держат марку. Многие уже, наверное, предчувствуют классное развлекательное кино, многие, вероятно, будут воротить нос, потому что хотели, чтобы кино было только про пиво.
Тем не менее, пока все, что я описал, как минимум соответствует ожиданиям поклонников двух предыдущих фильмов серии "Кровь и мороженое": выпиваемое залпом пиво, схватки с инопланетянами, британский юмор, немножечко цинизма, "классические" и в то же время "такие новые" Пегг и Фрост, а еще Пирс Броснан.
Однако мы вплотную подошли к тому "но", о котором я говорил вначале, и это "но" может существенно испортить настроение даже самым хардкорным фанатам-гикам (хотя мне, например, это пришлось по душе) — слишком много морализаторства. По ходу развития сюжета выяснится, что для Пегга этот "Золотой марафон" действительно был смыслом жизни, и это не шутка. Конечно, отдельные элементы драматизма имели место и ранее — именно что серьезные моменты, а не элементы особого британского юмора. Но здесь мы имеем дело с плачущим Пеггом, который по сюжету резал себе вены, и Фростом, которому, похоже, понравилось быть серьезным, поэтому он решил побыть таковым подольше. Слезная сцена между двумя друзьями получилась очень трогательной, но на фоне пивного марафона и мракобесия с инопланетянами это все смотрится как-то странно.
Хотя, на мой взгляд, большего порицания все-таки заслуживает момент беседы героев с лидером инопланетян — слишком много там вещей типа "Эту планету не победить", а странного и столь любимого британского юмора не получилось.
Резюмируя, отмечу, что "Армагеддец" вряд ли вызовет у большинства зрителей отвращение, даже среди тех, кто "не в теме", если они пойдут на него шумной компанией друзей. Но, как и в случае с "Рэд-2" и "Пипец-2", есть здесь некая палка, которую Райт и Пегг как будто бы перегнули.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"