Призывы к бойкотированию Сочинской Олимпиады 2014 года еще раз подтвердили тот факт, что олимпийское движение превращается в орудие политической борьбы и средство сведения каких-то своих личных счетов. Опыты с бойкотированием Олимпиад уже были. И надо сказать, что ничем хорошим это ни для кого не закончилось. "Правда. Ру" сделала экскурс в историю.
Олимпийские игры в Древней Элладе посвящались Зевсу и победители награждались ветвью оливы. Возрожденные в XIX веке игры перестали посвящать богам. В соответствии с новыми веяниями они возвеличивали культ силы, но все же должны были служить делу взаимопонимания между народами. Но между античными и современными Олимпийскими играми уже пролегла большая пропасть — они отличаются друг от друга как божественный пост и медицинская диета. Некогда культовый праздник выродился сначала в состязание амбиций, а потом в политическую дубинку и средство наживы.
Чтобы понять какое-то явление нужно обратиться к его истокам. Родоначальника современных Олимпийских игр барона де Кубертена его поклонники почитали как пророка. Наиболее радикальные приверженцы олимпийских идей, почитатели Кубертена и его ученика графа Анри де Байе-Латура, выработали новое мировоззрение, которое некоторые современные историки обозвали "языческим идеализмом". Адепты этой псевдорелигии на всех противников олимпийских идеалов смотрели как на своих кровных врагов. В таких условиях зарождалось современное олимпийское движение со всеми его сильными и слабыми сторонами.
Читайте также: Исинбаева - жертва сведения счетов с Россией
Вопрос о бойкоте Олимпийских игр возник задолго до летней Олимпиады в Москве, как ответная реакция США и некоторых западных стран на ввод "ограниченного контингента советских войск в Афганистан".
Спортивная делегация США едва не проигнорировала Олимпийские игры в Третьем рейхе. 18 ноября 1933 года делегаты Любительского спортивного союза США, собравшиеся в Питтсбурге, разделились на два лагеря. Одни полагали, что спортивная делегация не должна вмешиваться во внутренние дела чужой страны, другие выдвигали контрдовод, мол, негоже принимать участие в Олимпиаде, куда по идеологическим причинам не допускают спортсменов-евреев. Американский спортсмен, участник Олимпийских игр 1912 года в легкоатлетическом десятиборье, президент Американского национального олимпийского комитета (АНОК) Эйвери Брандедж (Avery Brundage) критиковал Германию не за преследование евреев, а потому что политика недавно пришедших к власти национал-социалистов во многом противоречила духу олимпийского движения.
Во время этого затянувшегося заседания, когда большинство членов АНОК проголосовали за бойкот Олимпиады в Берлине, один из трех проголосовавших против такого решения напомнил собравшимся, что Любительский спортивный союз США запретил темнокожим атлетам принимать участие во многих соревнованиях. Обсуждение предстоящего бойкота Берлинской Олимпиады, которое состоялось на заседании американского олимпийского комитета 22 ноября 1933 года, отвергло прежнюю жесткую резолюцию. Генерал Шеррил тогда заявил: "Я выступаю против столь резкой формы решения в основном потому, что оно может поднять волну антисемитизма в нашей стране. Она рискует захлестнуть даже те слои, которые до этого вообще ничего не слышали про евреев. Также будет очень рассержена молодежь, которую лишат возможности участвовать в Олимпиаде из-за каких-то евреев. Подобные решения являются непродуманными, но они угрожают всей стране".
Но заслуга в отмене бойкота Олимпийских игр в Берлине принадлежала все-таки Эйвери Брандеджу, который посетил Германию осенью 1933 года. Американцу даже позволили встретиться со спортсменами еврейского происхождения. Свою роль сыграла ложь пропагандистов Третьего рейха, несмотря на наличие указа от 26 апреля 1933 года, который запрещал евреям состоять в спортивных объединениях Германии, утверждавших, что "ни правительство рейха, ни имперский спортивный руководитель не издавали приказ, запрещавший еврейским спортивным объединениям принимать участие в общественных мероприятиях". Несмотря на то, что только что отстроенная в Мюнхене Олимпийская деревня пестрела от табличек с надписью: "Присутствие евреев здесь нежелательно". Чтобы не дразнить заокеанских гусей, их кое-как постарались прикрыть.
Берлинская Олимпиада не сняла еврейскую тему, так еще и нанесла удар по нацистской теории о превосходстве арийской расы. Если в преддверии игр немецкий боксер-тяжеловес Макс Шмелинг (Max Schmeling) сумел нокаутировать чернокожего американца Джо Луиса (Joe Louis), что с точки зрения нацистских идеологов явилось "доказательством превосходства арийской расы", то во время самой Олимпиады блистал чернокожий легкоатлет Джесси Оуэнс (Jesse Owens). В беге на стометровку он не только оторвался от остальных соперников, но и едва не оказался в траншее для киносъемок, на едином дыхании пролетев после финиша еще 65 метров. Первый день Олимпиады принес два "золота" немцам и еще блистали финские спортсмены, которых Гитлер лично поздравил.
В финале прыжков в высоту победил темнокожий американец Корнелиус Джонсон (Cornelius Johnson), преодолевший планку на высоте 2 метра 3 сантиметра. Когда Корни (Corny) Джонсон захотел встретиться с фюрером, то ему в этом отказали. Устроители игр объяснили это занятостью рейхсканцлера, но журналисты увидели в этом демарше нежелание пожать руку негру. На другой день граф де Байе-Латур выставил условие: либо Гитлер поздравляет всех победителей, либо никого. Фюрер согласился, но с некоторыми оговорками. По свидетельству одних очевидцев, Гитлер обменялся приветственными жестами с Оуэнсом, люди из ближайшего окружения фюрера свидетельствуют, что он был крайне раздражен, "когда побеждал негр". "Больше всего он был разъярен победой Джесси Оуэнса", — вспоминал руководитель гитлерюгенда Бальдур фон Ширах, находившийся на трибуне рядом с вождем. В своих мемуарах Альберт Шпеер приводит слова Гитлера: "Люди, чьи предки обитали в джунглях, примитивны, у них более атлетическое сложение, чем у цивилизованных белых, — сказал он, пожав плечами. — Они неравные соперники, а поэтому нужно отстранять их от участия во всех будущих Олимпийских играх и спортивных соревнованиях".
Читайте также: Чемпионат мира - праздник вопреки
Гитлер и не подозревал до какой степени он прав. Уже в конце ХХ века ученые доказали, что у представителей некоторых африканских племен совершенно отличное строение мускулатуры, что позволяет им с большей эффективностью бегать и прыгать. Но в первой половине прошлого столетия упор делался на примитивности африканцев.
Простые немцы в отличие от партийных функционеров не выказывали никакого расизма. Один из членов команды США по хоккею на траве Мэзуд был индейцем и неоднократно видел проявления превосходства янки над цветными. В Германии он не заметил какого-то особенно негативного отношения к людям с другим цветом кожи. Но более красноречива судьба самого Оуэнса в США. Вернувшись на родину, прославленный легкоатлет вынужден был закончить свою спортивную карьеру. На жизнь он вынужден был зарабатывать, принимая участие во всевозможных шоу, в частности, в забеге на сто ярдов (91,44 м) Оуэнс состязался со скаковой лошадью и выигрывал. Потом раскрылось, что это был незамысловатый трюк. Лошадь пугалась выстрела из стартового пистолета, а бегун получал при этом фору. Позже Джесси каялся, называя себя "чокнутым парнем", но оправдывался, что "спустился с олимпийских высот и выступал в зрелищах, состязаясь с животными, потому что должен был как-то выживать, когда четыре золотые медали не могли меня прокормить".
Соотечественникам выдающегося спортсмена должно быть стыдно, что олимпийский чемпион Оуэнс прыгал на вилле американского миллионера за гонорар в тысячу баксов. Честно признаться, после такого остается бойкотировать свою собственную страну и молчать в тряпочку, а не поучать другие народы, высказывая им свое "фи".
Джесси Оуэнс безуспешно убеждал администрацию американского президента Джимми Картера отказаться от бойкота Московской олимпиады 1980 года, потому что олимпийские идеалы выше какой-либо политической целесообразности. Оуэнс всего несколько месяцев не дожил до старта Олимпиады в столице СССР и, может быть, как никто другой, понимал весь бред увязывания политики и спортивных состязаний. Но когда спорт становится разновидностью коммерции и разменной монетой в политике — и такое возможно.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"