"Мужья на час" - теперь для настоящих мужчин

Позвонил на днях приятель и между прочим сказал, что вызвал к себе "мужа на час". Мужик он башковитый, но с руками дело плохо: ни поменять электророзетку, ни заменить в санузле прокладку мой знакомый не может. И таких становится год от года все больше и больше. Уже не только женщины в мегаполисах, но и мужчины нуждаются в умелых рабочих руках.

Именно подобные "пробелы" стали благодатной почвой для бизнеса "муж на час". И всем вроде бы хорошо: и нуждающимся, и бизнесменам. При этом в провинции дела обстоят намного хуже, нежели в двух столицах. В мегаполисах пока еще, худо-бедно, кто-то подрабатывает таким незатейливым бизнесом, а вот в "медвежьих углах" и не только в них скоро никто марать своих беленьких рук не захочет. Если честно, мне давно приходило в голову, а кто, простите, будет очищать урны, когда у всех вокруг высшее образование? До революции дворниками в Питере работали, как правило, татары, сейчас — выходцы из Средней Азии, но вполне возможно скоро и им надоест мести российские дворы да улицы.

Например, в Новосибирске кадровые агентства уже забили тревогу. "Даже студенты, толком не имеющие еще специальности, скорее пойдут в офис-менеджеры с зарплатой в 12 тысяч рублей, чем в официанты, доходы которых за счет чаевых могут доходить до 25 — 30 тысяч рублей", — сетует на страницах "Комсомолки" специалист по кадрам из сибирской столицы Алена Попова.

Эксперт считает, что для русских людей работать официантом — унизительно. В советское время таких называли "халдеями", до революции было распространено слово "человек" или "половой". Десятилетия борьбы с буржуйской культурой, с ресторанами не прошли даром для наших граждан. Во Франции гарсон (буквально: мальчик) в годах ни у кого не вызовет насмешки или порицания. Там это вполне респектабельная профессия, совсем иная картина у нас, полагают аналитики российского рынка труда. Операторы отечественного ресторанного бизнеса дефицит расторопных официантов относят к одной из главных проблем. Проработав месяц-другой, люди увольняются.

Читайте также: Чужаков погонят с самых "вкусных" мест?

Налицо не только разительный контраст с европейскими странами, но и с недавним советским прошлым. Полвека назад людей, часто меняющих место работы (а работали тогда все, чтобы не оказаться на скамье подсудимых за тунеядство), называли "летунами". С ними как могли боролись: пропесочивали на товарищеских судах, рисовали карикатуры в "Крокодиле", снимали в сюжетах для сатирического киножурнала "Фитиль" и т. д. Спросите людей пожилого и преклонного возраста и многие вам с гордостью расскажут, что многие десятилетия трудились на родном предприятии или в колхозе.

Все разительно поменялось на рубеже нового тысячелетия. Над одним немолодым соискателем работы посмеялись молодые люди, рассматривавшие его документы. "Это раньше, дед, всю жизнь горбатились на одном месте и считали это геройством, — с ухмылкой превосходства поучали мужчину представители офисного планктона, — а теперь слупил "бабки" и на новое место, а потом далее. Значит, умеешь вертеться и зарабатывать, а когда годами сидишь на одном месте — ты лузер!"

Читайте также: Унификация человека. Без веры и Родины

Новый российский менталитет сформировался под занавес Советского Союза и последующей эпохи перемен. Вполне возможно, что поменялся бы он и раньше, но внешних условий еще не было создано. Зато было множество внутренних. Нынешние предпенсионные и пенсионные поколения уже не манила романтика ударных комсомольских строек. Слова знаменитой туристской песни "А я еду за туманом" переиначили в "я еду за деньгами, за туманом едут только дураки". Студенческие строительные отряды манили не идеалами построения коммунизма, а длинным рублем.

Детишки этих людей в 1990-е годы не стеснялись выбегать на автотрассы с ведерками и за гроши мыть проезжающие машины, чтобы заработать себе на чупа-чупсы и прочую дребедень. Их родители, несмотря на все политинформации, откуда-то проведали, что свои миллионы юный Рокфеллер заработал чуть ли не на ржавом гвозде. В обществе, где десятилетиями выхолащивались православные традиции, пышным бурьяном зацвела псевдопротестантская этика с исковерканными идеалами зарабатывания честным путем больших капиталов.

Смешения в мозгу разных былых психологических установок и наблюдения над сегодняшней окружающей жизнью привели молодые поколения к выработке собственных жизненных клише. Кажется, не потому что чужим прислуживать стыдно (хотя полностью нельзя сбрасывать со счетов и эту внутреннюю установку), а потому чтобы быть настоящим официантом, надо уметь вкалывать.

Просиживать штаны в офисе, а не носиться как угорелый от столика к столику и ждать свою голубую птицу счастья в виде толстой пачки "зеленых" — вот мечта. Она лишь в деталях отличается от описанных в русской классике чиновников, склонившихся над конторками.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"