В гостях у "Правды.Ру" народный артист СССР, художественный руководитель Малого театра Юрий Соломин. Юрий Мефодьевич рассказывает о реконструкции одного из старейших театров России, коррупционном скандале и склоках вокруг Малого театра, а также о творческих планах труппы. Несмотря на то, что основная сцена закрывается, театр будет работать.
— Юрий Мефодьевич, Малый театр вслед за Большим театром закрывается на реконструкцию. И слухи об этом ходили уже давно. Но почему вы так долго решали этот вопрос?
— Начну с того, что нашему театру в этом году исполняется 258 лет. Простите за нескромность, но ни один театр страны не может этим похвастаться, он получил свое место при императрице Елизавете Петровне.
Старейшему театру Москвы государство выделило хорошие деньги на реконструкцию, но в связи с этим возникло много сложностей. В принципе ремонт Большого театра и Малого начинался одновременно, но в силу того, что с той документацией я не согласился и отклонил ее, ремонт театра так и не начался. Причина состояла в том, что пришлось бы закрыть театр и отменить сезон, а любая остановка театра никогда не идет на пользу.
Мы убедили министерство пересмотреть решение, переделали проектную документацию, вновь прошли государственную экспертизу и сегодня на полном основании проводим реконструкцию.
— А с чем было связано ваше решение отсрочить ремонтные работы?
— Мы бы никогда не начали ремонт, если бы не отвоевали здание на Колобовских переулках, потому что все наши технические службы должны были переехать туда, а выселение некоторых структур из Колобовских переулков оказалось длительным. У нас большие пошивочные цеха, свой цех головных уборов и париков, у нас даже своя поликлиника. И вот когда мы решили вопрос с переездом технических структур, мы спокойно приступили к ремонту.
— Юрий Мефодьевич, простите за нескромный вопрос, но в интернете прошла информация, что Счетная палата нашла признаки коррупции в вашем театре в связи с реконструкцией. Это правда?
— У нас три года не было проверки Счетной палаты, наш театр перепутали с Санкт-Петербургским Малым театром. В интернете было написано при строительстве второй сцены, но мы не строим вторую сцену, а занимаемся укреплением фундамента. Если бы что-то нашли, я бы уже сидел в другом месте (смеется).
— А что же все-таки изменится в театре после реконструкции?
— Во-первых, произойдет укрепление фундамента здания по новой технологии. Во-вторых, изменим внутреннее устройство театра: мы зажаты со всех сторон дорогами и ЦУМом, и так как расширить площадь здания не представляется никакой возможности, мы сделаем подземный тоннель, который будет соединять между собой все пространство театра.
У нас огромные проблемы с декорациями: их много, они уникальны, большое количество костюмов, соответствующих разным эпохам, поэтому нам давно требовались дополнительные площади. В результате с согласия министерства культуры мы получили разрешение на строительство многофункционального комплекса в Нагатине. Это тоже наша земля, мы там построим комплекс. И туда переедут все наши декорации, костюмы, реквизит, там будет дополнительная сцена.
— Основная сцена закрывается до 2016 года. Что произойдет с труппой? Как она будет работать в новом сезоне?
— Для того чтобы труппа не простаивала, театр получил задание, согласованное с министерством культуры, ездить на гастроли. Реконструкция не может повлиять на творческую деятельность труппы, поэтому сейчас мы должны поехать на гастроли в Казань, в Санкт-Петербург. Ездить "на кассу" нам не привыкать. Все гастроли делаем сами. Звоним в театры, договариваемся, регионы идут нам на встречу, потому что приедет не только известный и прославленный театр, но и цена билетов на спектакли этого театра не может не порадовать. Мы никогда не продаем дорогих билетов.
Читайте также: Евгений Стеблов: О премии, книгах и о любви
Когда мы начинали свою гастрольную деятельность, нам не верили, что приедет Малый государственный театр России. Иронизировали, мол, вы приедете с двумя стульями и тремя артистами. Мои организаторы отвечали, что собираются привести театр в полном составе и во всем объеме декораций, так как спектакль идет в Москве на большой сцене.
Очень показательным было выступление в одном из городов. Перед спектаклем было продано мало билетов, но когда в город пришли большие фуры с декорациями, приехали артисты, в кассу в тот же день выстроилась огромная очередь за билетами. Все билеты на спектакли были проданы.
— Большое счастье, что зрители не разочаровались, увидев ваши спектакли в основном составе, в полном объеме декораций и костюмов. Обычно многие жалуются, что попадают на жуткую халтуру.
— Мы понимаем обиду провинциалов на то, что в провинции — сплошной чес и низкопробная антреприза. Когда мы приехали в Сургут, больше всего жителей удивило наличие "живого Соломина". Добавьте сюда огромную труппу, шикарные декорации и костюмы.
Видно людей уже много раз обманывали. Но удивился и я в свою очередь. Не ожидал, что в северном городе Сургут артистам могут подарить столько живых цветов. Если бы высокопрофессиональные российские театры имели государственную поддержку и ездили чаще на гастроли в провинции, представляете, какой бы мы могли воспитывать хороший, качественный вкус у наших граждан.
Я могу сказать, что когда зритель приходит к нам на спектакли, через десять минут он уже сидит как завороженный, живет жизнью спектакля, а после спектакля выходит совершенно другим.
Читайте также: Никита Михалков: Все за деньги, но это мелочи
— Юрий Мефодьевич, вы руководите театром, преподаете в театральном училище, устраиваете театральные фестивали, а можно ли увидеть ваши новые сценические работы, новые роли в кино, все-таки зритель помнит вас как замечательного актера?
— В сентябре выпускаем премьерный спектакль "Филумена Мортурано", в котором я играю главную роль. Режиссер постановки — итальянец Стефано де Лука. Зритель, наверное, помнит эту историю по фильму с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни.
И скоро будет премьера картины под названием "Садовое кольцо". Роль у меня небольшая, но я не мог отказаться поработать в паре с Алисой Фрейндлих, мы сыграли там пожилую супружескую пару. С Алисой Бруновной работать одно удовольствие, в последний раз мы работали с ней в начале семидесятых. Она потрясающий партнер, ради нее я нашел время, отложил все дела.
Но теперь занимаюсь только делами театра, мы должны работать, не останавливаясь ни на один день. Нельзя позволить, чтобы Малый Государственный театр в связи с реконструкцией прекратил свое существование. Многие хотят, чтобы мы сломались, но мы выживем.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"