Школа никогда не была вдалеке от житейских проблем. В последнее время к ним прибавилась новая забота. Что делать с детьми иностранцев и приезжих, которые плохо знают русский язык? Их принимают в обычные школы, а они тянут весь класс назад? Может, создавать для них специальные классы? Подобные далеко не праздные вопросы ставят родители, чьи дети оказались за школьной партой рядом с детьми выходцев как из бывших советских республик, так и из дальнего зарубежья. Накануне нового учебного года "Правда.Ру" выслушала ответы специалистов.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Алексеевич Федоров полагает, что раз дети иностранцев оказались в школе, значит, они приехали к нам легально, следовательно, их нужно обязательно учить.
"Если есть проблемы с подготовкой, образованием и языком, нужно организовать дополнительные государственные программы, чтобы этих детей подтянуть. В целом необходимо выполнять решение президента Путина и вводить в школах воспитание, которое будет распространяться на всех, в том числе и на детей приезжих. Министерства образования и региональной политики должны разработать дополнительные программы подготовки и переподготовки, которые помогают подтянуть отстающих учеников. Люди, призывающие не пускать детей приезжих в российские школы, живут по каким-то туземным понятиям", — констатирует депутат.
Читайте также: Бесплатное образование — только по стандарту
Мнение педагогов за редким исключением едино, но никто из наших собеседников с этой проблемой по работе не сталкивался.
"Сегодня пространство влияния русского образования стало неизмеримо больше и уже не ограничивается странами СНГ", — подчеркивает директор школы "Наследник" Любовь Николаевна Духанина, которая предлагает "извлечь максимум из этой ситуации и расширять кругозор всех учеников в таких классах", рассказывая им о других культурах и традициях. Сразу же оговоримся, в этой школе крайне мало детей-иностранцев, но они есть и в их число входят не только детишки из кавказских семей, но и из Вьетнама.
"Единственная проблема, которую я здесь вижу, — говорит Любовь Николаевна, — это разный уровень владения языком. Такая проблема возникает, когда дети приезжают в Москву из таких регионов, где отсутствует базовое изучение дисциплин на русском языке. Конечно, таким детям, оказавшимся, скажем, в восьмом классе, сложно изучать предметы по нашим образовательным программам на русском языке. Существует механизм, который уже используется в ряде школ. Там для детей иностранцев есть специальные курсы ускоренной программы изучения русского языка и тогда процесс обучения становится легким для самих школьников".
Заведующий кафедрой высшей математики №1 МИЭТ, доктор педагогических наук, доцент, профессор, преподаватель математики Физико-математического лицея №1557, учитель высшей категории Александр Александрович Прокофьев категорически не согласен с коллегой и разделяет тревогу тех родителей, которые заинтересованы в том, чтобы дать ребенку качественное образование.
"Я считаю, что качество образования при большом количестве детей-иностранцев резко падает. Причин здесь несколько. Некоторые по возрасту попадают в наши школы, в которых им не место. Возможно, кое-кого, прежде чем брать в школу, надо предварительно тестировать — некоторые даже толком читать не умеют. У других абсолютно отсутствует желание учиться. Эту проблему нужно решать как-то по-другому, а не внедрять в обычные школьные коллективы. Проблема эта нарастает. Лично у себя я сильно с этой проблемой не столкнулся, есть лишь отдельные элементы, но я полностью поддерживаю тех родителей, которые не хотят, чтобы их дети учились вместе с детьми приезжих".
У педагога Прокофьева нет готового ответа о том, как необходимо действовать в данной ситуации, но практику совместного обучения он никоим образом не разделяет: "Я не поддерживаю интернационализм. Я считаю, культуры нашу и приезжих смешивать в принципе нельзя. Если даже поговаривают о раздельном образовании мальчиков и девочек, то тут говорят о смешении культур разных народов! Мне кажется, что подходить к этой острой проблеме надо не сверху, чтобы вы принимали то, что вам сказали и — будьте добры! А попытаться решить проблему как-то иначе".
Столица — столицей, а вот точка зрения учителя из российской провинции.
Председатель первичной организации профсоюзов школы № 38 города Рязани, учитель начальных классов Ольга Александровна Воробьева: "Проблема с обучающимися у нас детьми иностранных граждан действительно существует. Она связана с тем, что они не разговаривают по-русски или говорят очень плохо. Вторая состоит в том, что у нас различаются программы обучения и нашу программу эти учащиеся не успевают осваивать. В нашей школе это решается таким образом: детей иностранцев мы определяем в классы компенсирующего обучения, в которых отведены определенные часы на компенсацию недостатков развития русской речи. Учащиеся этих классов к девятому классу должны показать результаты по стандарту, на минимум, на "троечку". К такому результату приводит, как правило, индивидуальная работа и дополнительные часы, заложенные в учебный план. Проблема с детьми чересчур подвижными или с девиантным поведением решается точно также, как и с нашими детьми, т. е. через комиссии, советы профилактики и т. д. Но в нашей школе остро национальная проблема пока не стоит".
Читайте также: Школьная форма разоряет родителей
Итог у наше беседы получается следующий: все собеседники признали наличие проблемы, хотя пока лично по-настоящему еще с ней не сталкивались. И готового ответа ни у кого из них нет, но все прекрасно понимают — что-то предпринимать надо. Ни законодательно, ни чисто по-человечески мы не можем пойти на сегрегацию по национальному признаку — это не решение, а бегство от проблемы. Но, увы, элитного образования от своих детей в таком случае не ждите! Обычная школа и не должна его давать. Для этого предназначены частные школы и домашние учителя, но в таком случае есть опасность вырастить толкового специалиста, но оторванного от реальной действительности. Полностью избежать проблем не удастся и в этом случае.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"