На российские экраны вышла кинолента режиссера Геннадия Островского "Пельмени". Эта картина является уникальной для современного отечественного кинематографа — актеры в ней действительно играют (а не делают вид, что играют), оператор — снимает, а звукорежиссеры — обеспечивают высококачественный звук. Однако главное заключается даже не в этом…
Честно говоря, определить, к какому жанру относится фильм Геннадия Островского "Пельмени", достаточно сложно. Критики, которые пишут про эту картину, используют термин "комедия абсурда" или "гротескная комедия". С одной стороны это, конечно же, так — комических элементов в картине хватает, а абсурдность происходящего на экране зритель начинает ощущать с самых первых кадров. Но в то же время нельзя сказать, что перед нами всего лишь комедия — на самом деле режиссер и его команда умудрились создать восхитительный коктейль из всех жанров и направлений, приправить его комическим соусом и подать зрителю в самом горячем виде.
Так, несмотря на общую комическую канву, в "Пельменях" есть еще и замечательно представленная детективная линия, которая ближе к концу фильма трансформируется в хоррор о маньяках. Также в картине имеются и элементы психологической драмы, которые, следует заметить, с неповторимым изяществом вплетены между комическими эпизодами. И вся эта "гремучая смесь" весьма искусно разбавлена эротическими сценами — причем весьма красивыми и на редкость убедительными. Одним словом, данная картина вполне оправдывает свое название, ведь настоящие пельмени делаются из многих компонентов, которые кулинар гармонично сочетает друг с другом.
Читайте также: Энтропия — вариации на тему современной жизни
В то же время сюжет "Пельменей" достаточно прост и незатейлив — жили-были в российском государстве муж и жена. Он был военным моряком, а она — учительницей. И было у них два сына, которые (вот тут сказка резко заканчивается и начинается абсурдная действительность) терпеть друг друга не могли еще с детства. И неудивительно — старший, по имени Вова, был самым что ни на есть правильным "пацаном", хулиганом и дамским угодником. А младший, Андрей, ни драк, ни особей противоположного пола не любил — ему больше мальчики нравились. И как тут, спрашивается, при таком несоответствии вкусов и жизненных ценностей, не быть конфликтам!
Время шло, дети росли, но вот ближе друг другу братья, увы, не становились. Вова, в котором вдруг обнаружился музыкальный талант, стал контрабасистом в симфоническом оркестре, женился и завел двоих детей. А Андрей стал банкиром и завел себе хоть одного, но тем не менее постоянного любовника (причем иностранного происхождения). В общем, жили все и не тужили, но вот случилась беда: умер их отец, завещав почему-то Андрею свой кортик, а Владимиру — модель корабля, на котором служил. И не успели братья как следует переругаться по этому поводу, как новая беда в их семействе приключилась — у мамы пропал всякий интерес к жизни, собралась она на тот свет вслед за своим горячо любимым мужем.
Вот тут-то братья впервые решили объединиться и сделать все, чтобы интерес к жизни у их мамы вернулся. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло — заметил Андрей, что его племянники очень любят мамины пельмени. Вот и стали братья все время просить маму сделать им пельменей, да побольше. Ну а той это настолько понравилось, что в скором времени счет стал уже не на сотни, а на тысячи идти. И интерес к жизни сразу вдруг появился — стала мама по салонам красоты ходить, где в один прекрасный момент с необычным мужчиной познакомилась.
Итак, цель вроде бы достигнута, однако вот беда — мамины пельмени уже девать стало некуда. Андрей, Владимир, их родственники и сослуживцы уже смотреть на это блюдо русской национальной кухни не могут (а любовника Андрея от них откровенно тошнит — но что с него взять, иностранец ведь), в банке младшего брата ими уже все сейфы забиты, а в доме у старшего — холодильник разваливается. И вроде нужно маме правду сказать, да вот не хотят братья этого делать — вдруг интерес к жизни опять пропадет? Поэтому стали они от пельменей избавляться — то в речку выкинут, то в лесу закопают, а маме говорят, будто бы продают их своим знакомым банкирам да в рестораны. Те, мол, довольны и еще просят.
И все бы нечего, да вот только новый мамин знакомый, будучи человеком деловым и экономически грамотным, на досуге подсчитал, какую братья от этого "бизнеса" выгоду имеют, и сразу же им напрямую заявил: хватит мать эксплуатировать и сверхприбыли на ее труде наживать, надо и делиться. Ну а те и рады бы поделиться, только вот нечем — никакого бизнеса на самом деле-то нет. Как же теперь нашим героям из новой неприятной ситуации выкарабкаться? К тому же и на других фронтах у них дела совсем плохо идут — от старшего жена, вконец замученная нашествием пельменей, к охраннику филармонии ушла да и детей с собой прихватила. А Андрей и его любовник до смерти неведомого маньяка боятся — начал какой-то злыдень по гей-клубам ходить, посетителей убивать, пальцы у них отрезать да их любовникам в письмах присылать. Одним словом, накалилась ситуация просто до предела, как вода в кастрюле, где пельмени варятся…
Следует заметить, что подобно тому как герои фильма поступают с пельменями, Геннадий Островский поступает со зрителями: каждую секунду все присутствующие в зале сначала "растекаются" от хохота, а через миг сжимаются от ужаса — и так все полтора часа. И в этом ему помогает замечательная команда актеров, которые играют настолько талантливо, что если бы в зале присутствовал сам Константин Сергеевич Станиславский, то от него бы ни разу никто не услышал его знаменитое: "Не верю!". Надобно сказать, что подобное в нашем кинематографе последних лет большая редкость, обычно большинство исполнителей главных и прочих ролей в современных картинах весьма неубедительны и фальшивы.
Несомненным достоинством фильма следует также считать замечательную операторскую работу, чудесный звук и восхитительный саундтрек. Наблюдая все это даже не верится, что в основном фильм был сделан на голом энтузиазме всех участников творческого процесса, без больших денежных вложений и участия "звезд" первой величины. Эта картина лишний раз подтверждает одно старое правило: сделать хорошее кино возможно только тогда, когда все хотят его cделать. Главное — это желание и полная самоотдача, а многомиллионный бюджет и звезда в главной роли вовсе не есть залог успеха.
Однако о чем же Геннадий Островский хотел рассказать зрителям, снимая этот замечательный фильм? Неужели просто повеселить почтенную публику? На самом деле, конечно же, нет. Снимая "Пельмени", режиссер пошел по пути Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина, который для того, чтобы рассказать читателю о пороках, силой мысли построил город Глупов, являющийся кривым зеркалом для тогдашней действительности. А Геннадий Островский город строить не стал — он подвел к кривому зеркалу образ… современного россиянина со всеми его фобиями, заблуждениями, "традиционными" ценностями и "нетрадиционными" страстями. И этот обобщенный портрет, доведенный до абсурда с неподражаемым мастерством, которому мог бы позавидовать другой гений гротеска Эмир Кустурица, предстал перед ошарашенными зрителями для того, чтобы они сначала посмеялись, а потом задумались — как же мы все до жизни такой дошли.
Как известно, кривое зеркало — самый строгий критик и беспощадный судья, оно не признает никаких авторитетов и с ним невозможно договориться. Любой отраженный им объект сразу же приобретает свой истинный облик — будь то "вечная ценность" или "сиюминутное увлечение". Все это будет подвергнуто осмеянию, за которым обязательно последует переосмысление, которого не в силах избежать ни одна догма или традиция. Однако стоит ли подвергать все что ни попадя такому осмеянию, спросите вы (пусть даже и с благими намерениями)? Геннадий Островский уверен, что время от времени это просто необходимо — иначе общество просто задохнется от собственной серьезности.
Выступая перед зрителями на премьерном показе "Пельменей", который состоялся в киноклубе "Фитиль", автор картины отметил, что отечественному кинематографу катастрофически не хватает фильмов, подобных "Пельменям". И это не идет ему на пользу. "У нас все как-то слишком серьезно — стоит лишь усомниться в чем-нибудь или предложить что-то переосмыслить, как сразу же все вокруг с мрачными лицами набрасываются на тебя. Твердя о миллионах погибших предков. Такой подход гибелен — утратив иронию, мы утрачиваем способность трезво оценивать все, что происходит вокруг. И тут следует брать пример с Англии — эта страна непобедима, поскольку там всегда на троне будет сидеть Чарльз Диккенс, при нем премьер-министром будет Оскар Уайльд, а министром обороны — Монти Пайтон.
Читайте также: Ударом кувалды по лицу снизить градус зла
Ироничная оценка всего, в том числе и самих себя, никогда не даст англичанам погибнуть", — отметил Геннадий Островский. После чего свет в зале погас и зрители получили блестящую возможность убедиться в правоте этих слов. Впрочем, таковая возможность представиться россиянам еще не раз, ведь с 29 августа "Пельмени" выходят на экраны российских кинотеатров. Как говорится, кушать подано, ешьте на здоровье, но только не жадничать! А то ведь сами видите, что бывает, когда чувство меры отказывает…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"