Власти американской тюрьмы Гуантанамо запретили передачу заключенным романа о пенитенциарной системе Нобелевского лауреата Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ". По мнению тюремного персонала, наибольшей популярностью у заключенных пользуются другие книги — о юном волшебнике Гарри Поттере и эротический бестселлер "Пятьдесят оттенков серого".
Читайте также: "Эротическая серятина" возглавила список Forbes
Слово "Гуантанамо" приобрело зловещий оттенок не без помощи разоблачителей последних лет, таких как Джулиан Ассанж, Брэдли Мэннинг и Эдвард Сноуден. Мы все отлично понимаем, что Голливуд в ближайшее время не будет снимать разоблачительные фильмы про тюрьму Гуантанамо. Можно лишь дождаться правдивых репортажей документалистов или выступлений отдельных честных сенаторов.
Защитники гражданина Саудовской Аравии и британского резидента Шакера Аамера (Shaker Aamer), который 24 ноября 2001 года был задержан в Афганистане и более 11 лет находится в Гуантанамо без суда и следствия, признались, что передали заключенному копию книги "Архипелаг ГУЛАГ". Однако своим адвокатам мистер Аамер сказал, что он никогда не получал эту книгу, сообщает британский интернет-портал reprieve.org.uk.
Со стороны тюремных властей Гуантанамо это уже вторая попытка наложить запрет на художественные произведения мировой литературы. В июле этого года они запретили произведения современного американского автора бестселлеров Джона Гришэма (John Grisham), который с конца прошлого века известен, в том числе, и по многочисленным экранизациям его произведений ("Фирма" с Томом Крузом, "Дело о пеликанах" с Джулией Робертс и многие другие). Последний роман автора юридических триллеров "Рэкетир" недавно вышел в переводе и у нас.
В отличие от покойного русского классика нынешнего популярного американского писателя запретили за то, что тот в колонке, опубликованной на страницах New York Times в августе прошлого года, посмел осудить тюремный режим Гуантанамо. Бестселлеры Гришэма не могли попасть за решетку американской военной тюрьмы из-за своего "непозволительного содержания" (impermissible content). Несколько позже пресс-секретарь Пентагона, как сообщает интернет-портал slate.com, возложил ответственность за "недоразумение на некоторых сотрудников из числа младшего персонала, составивших списки разрешенных книг для чтения", и теперь очевидно есть возможность книги читать.
Читайте также: Узники Гуантанамо бастуют от безысходности
Сравнение американской тюрьмы Гуантанамо с ГУЛАГом в прошлом неоднократно делали, в частности, американский сенатор Дик Дурбин (Dick Durbin), а также целый ряд западных неправительственных организаций и средств массовой информации. Напомним, что сенатор Ричард Дурбин (Richard J. Durbin (D-Ill.) удостоился упреков со стороны Белого дома за то, что посмел сравнить методы допроса заключенных в Гуантанамо с пытками, применявшимися нацистами в концлагерях и большевиками в ГУЛАГе. Сенатор отметил, что подобные условия содержания заключенных недостойны такой демократии, каковой являются Соединенные Штаты Америки.
В июне 2005 года на заседании парламента Дик Дурбин вновь отмел все обвинения в диффамации. Он процитировал отчет ФБР (FBI), в котором содержится описание содержания заключенных в лагере для интернированных лиц в заливе Гуантанамо (Guantanamo Bay detention camp), которых приковывают цепью к полу в положении эмбриона и оставляют без еды или воды порой при экстремальных температурах окружающей среды.
Адвокаты 44-летнего Аамера из международной организации по защите прав человека Reprieve (в переводе с английского это слово означает — отсрочка приведения в исполнение, в том числе и смертного, приговора) во время своих визитов часто приносят ему книги. Одной из своих любимых из ранее прочитанных им книг Аамер называет роман-антиутопию британского писателя Джорджа Оруэлла "1984". При этом все прекрасно понимают, что руководство тюрьмы Гуантанамо имеет возможность запретить чтение любой книги.
Пока, несмотря на все просьбы, в том числе и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона, обращавшегося к правительству США, отпустить Аамера домой в Великобританию, где у него проживает жена и четверо детей (все они — британские граждане), тот все еще продолжает находиться в местах заключения. Это двойное нарушение прав человека. Во-первых, юридическое — так как с Аамера все обвинения сняты. Во-вторых, чисто по-человечески — муж и отец не может воссоединиться со своей семьей. А младшего ребенка он еще даже ни разу в жизни не видел.
Адвокат Аамера Шакера и директор международной правозащитной организации Reprieve Клайв Стаффорд Смит (Clive Stafford Smith) рассказывает: "Это еще одна демонстрация того, как Гуантанамо разрушает американские ценности, за которые США некогда ратовали. Когда правительство вашей страны начинает запрещать книги, когда-то запрещенные в Советском Союзе, это должно прозвучать сигналом тревоги. Обама может начать восстановление репутации Америки, освободив таких заключенных, как Шакер, которые уже были оправданы. Итак, в чем задержка?"
Возможно, запрет на книгу Солженицына вновь будет признан неким misunderstanding — "недоразумением". Хотя, честно говоря, этого не нужно делать, потому что "Архипелаг ГУЛАГ" — сокрушительная книга для всех империй и тоталитарных режимов. Правительство США прекрасно сознавало это, когда инициировало издание этого труда за границей и вручение (политической) премии этой библии советских диссидентов. Эта честная книга для всех людей доброй воли, а не для любой правящей верхушки, лишь рядящейся в тогу демократии. Если вы хотите спросить, какие книги еще следует запретить, спросите американский госдеп!
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"