Западная пресса критикует американский фильм "Пипец-2" режиссера Джеффа Уодлоу (снятый по мотивам одноименного комикса М. Миллара и Дж. Ромита-мл.) за крайности: чрезмерную реальность жестокости, отсутствие вкуса… А я сидел и наслаждался тем, как хорошие ребята пытаются снизить градус зла, и не хотел уходить из кинотеатра после окончания фильма.
После просмотра "Пипец-2" хочется провести параллели с недавним "Рэд-2". Обе картины сняты по комиксам, первые части франшиз были тепло встречены публикой, в обоих случаях за продолжение брался новый режиссер. Тем не менее, есть фундаментальное отличие: в "Рэд-2" взрослые люди играли в детские игры, в "Пипце-2" "детям" (любителям) приходится играть во взрослые, причем по жестокости эти игры сравнимы с "Забавными" зловещего австрийского старичка-лесовичка Михаэля Ханеке.
"Пипец-2" остановится в промежутке между "Американским пирогом" и серьезными фильмами о насилии. Как справедливо заметил Генри Барнс из The Guardian, он получился слишком драматичным, но только британский рецензент считает, что этому нет прощения, а я — что получилось очень эффектно.
Насилие в этом фильме — это отнюдь не Тарантино, не "Мачете" и не "Круто сваренные". Мне он напомнил один старый фильм с Джеки Чаном, еще годов 70-х — "Бесстрашная гиена". Фоном послужили шутки и веселая атмосфера, а в конце там выкашивают почти всех главных героев, которых Джеки Чан потом увозит на тележке.
Читайте также: "Рэд-2": о шпионах с большим юмором
Режиссером и сценаристом "Пипца-2" стал Джефф Уодлоу — очень уж улыбчивый брюнет, в послужном списке которого пока нет ничего, что бы было достойно упоминания. У режиссера первого фильма Мэттью Вона на момент его съемок с послужным списком было побогаче — криминальный триллер "Слоеный торт" и экранизация романа Нила Геймана "Звездная пыль". Но в целом, новый фильм демонстрирует ровно то, что и предыдущий.
Хотя есть одно значительное "но" — ощущение, что Уодлоу очень спешил со сценарием. Очень уж многие сцены выглядят либо как случайная кривизна, либо как намеренный, мастерский контраст, но мне кажется, что на последнее он пока не способен. Я говорю о сортирных шутках в духе "Американского пирога", доведенных до апогея в сцене, когда исполнительница главной роли Хлоя Грейс Морец применяет против одноклассниц-обидчиц некий прибор, вызывающий одновременную дефекацию и рвоту.
Кроме того, возвращаясь к контрасту между драматической и комедийной составляющей фильма и словам Генри Барнса: он безжалостно разительный... Мне кажется, режиссер не замечал этой очень сильной разницы, местами почти издевательской. Уверен, именно из-за этого американские зрители не оценили, а российским еще предстоит не оценить "Пипец-2": создается впечатление, что с вами обращаются несколько дурно. Тут вы, возможно, уже начнете подозревать меня в некоем отступничестве, поэтому позволю себе снова напомнить, что мне фильм понравился, меня фильм захватил и впечатлений гораздо больше, чем от первой части.
Безусловно, главное украшение "Пипца" — Убивашка (в оригинале Hit-girl), она же Минди, сыгранная восходящей звездой Хлое Мориц, которая с каждым годом становится красивей, убедительней, популярней.
Сама Мориц в интервью Guardian назвала "Пипец-2" антикомиксом — в том смысле, что ни у кого из действующих лиц нет сверхъестественных сил. И пусть девушка употребила не совсем точную формулировку (были и другие комиксы о сильных, но все-таки не сверхлюдях — "Каратель" или "Город грехов"), мы же поняли, что она имеет в виду: придется иметь дело с реализмом, который выскакивает неожиданно и производит эффект удара кувалдой по лицу.
На этом фоне больше всего, конечно, достается самому Пипцу (фильм назван по имени персонажа, в оригинале Kick Ass), в обычной жизни Дэйву, вновь сыгранному Аароном Тейлором-Джонсоном. Когда он пытается сражаться с врагами, его бьют. Он не справляется, хоть у него и получается нанести несколько хороших ударов. Этот разрыв шаблона явно работает в пользу фильма, углубляя важную линию реальности героев.
По сюжету старшеклассник Дэйв, раздираемый противоречиями и стремлениями найти свое место в жизни, хочет снова вернуться к своему гидрокостюму и бороться с преступностью, однако поддержки у Минди, которая всеми силами пытается жить так называемой "нормальной жизнью", он не находит. Тогда в социальной сети он ищет единомышленников — таких же, как он, простых ребят в костюмах, некоторые из которых даже ни разу в жизни не дрались.
Команда получилась потрясающе разношерстная: гей-ботаник (Человек-тля), молодая преподавательница бальных танцев (Ночная стерва), семейная пара, у которых без вести пропал сын (и они решили назвать свой "супергеройский" дуэт "В память о Томми"), толстый друг Пипца — единственный из всей шайки, не имеющий в прошлом печальной истории, связанной с насилием, доктор Гравитон, который притворяется профессором физики, хотя на самом деле работает обычным копирайтером (его сыграл актер Дональд Фэйсон, известный как Терк из сериала "Клиника", и, в общем то, в "Пипце-2" мы видим все того же Терка). Командует всей этой вакханалией под названием "Справедливость форева" суровый и забавный полковник Америка (в оригинале Stars and Stripes, то есть полковник Звездно-полосатый), который когда-то был преступником. Последнего сыграл непредсказуемый Джим Керри.
Читайте также: Антипиратский закон и халява
Керри, который, кстати, отказался принимать участие в рекламной кампании фильма из-за чрезмерного количества насилия в нем, известен как актер, который умеет преображаться из искрометного комика в трогательного героя драмы. В контексте того разброса настроений, которым нас балует "Пипец-2", от него можно ждать чего угодно, но одно у него уже точно не отнять — в камуфляже и с повязкой он выглядит очень внушительно.
Всех этих персонажей отнюдь не пытаются показать нам кем-то особенным: они обычные люди, и когда настала пора первой антипреступной вылазки с Полковником, видно, как им всем страшно. И это действительно серьезный режиссерский козырь и большая удача фильмов — из-за боязни за жизнь каждого из этих ребят уровень гнетущего напряжения при просмотре лишь усиливается.
Перейдем к команде злодеев. Тут все гораздо серьезней и страшней. Богатенький буратино Крис Д'Амико, чей отец-преступник был убит в первой части, а мать случайно убита им же во второй (простите мне этот маленький спойлер), являет собой типичный пример эмоционально неуравновешенного ребенка, который не может думать ни о чем кроме мести. Актер Кристофер Минц-Плассе, сыгравший эту роль, подает героя как нелепого одержимого недотепу. И мы вдруг осознаем, что из-за таких, как он, и случаются крупные войны, международные конфликты, гибнут сотни людей.
Злодеи рядом с ним — головорезы с поразительной родословной, но мы поговорим лишь об одном из них, вернее, об одной. Это Маза Раша (Мать Россия), сыгранная 42-летней израильской русскоговорящей культуристкой Ольгой Куркулиной, которая родилась в Ташкенте, ни разу не снималась в кино и ни слова не понимает по-английски. Тем не менее в ее твердом решении обойти многочисленных претенденток на эту роль ей не оказалось равных. Ее Маза Раша — самый стереотипный и клюквенный персонаж якобы российского происхождения в американском кино со времен Ивана Драго в "Рокки-4" и Ивана Данко в "Красной Жаре" — и это то, что мне пришлось по душе, а вам, скорее всего, не понравится. Сцена, где ее героиня, которая якобы сбежала из тюрьмы, съев свою сокамерницу, убивает вновь и вновь прибывающих полицейских самыми разными способами, под русскую музыкальную тему, исполненную в панк-версии, может вызвать одновременно как восторг, так и острый приступ тошноты от переедания. Более неминуемого и непобедимого злодея в кино я не видел со времен Антона Чигура, сыгранного Хавьером Бардемом в фильме "Старикам тут не место".
Забавно, что гримеры сделали все, чтобы от красоты этой в настоящей жизни мягкой и спокойной женщины не осталось и следа. Сама Ольга, впрочем, тоже постаралась — такую жестокость нельзя нарисовать, ее можно только профессионально сыграть.
Читайте также: "Гадкий я" находит свою половинку
Конечно, противостояние профессиональных убийц и псевдосупергероев-любителей не может обойтись малой кровью. Многие сцены действительно шокируют — насколько мне известно, у фильма стоит рейтинг "18+", и это совершенно правильно.
Но главная причина, по которой "Пипец 2" мне по-настоящему понравился, — это то, что этот фильм о простых людях, готовых рискнуть ради стоящего. Это действительно воодушевляет, ведь в реальной жизни такого гораздо меньше — в "Пипце 2" и гей-ботаник врага по лицу огреет, и не умеющий драться Терк из "Клиники" смело ввяжется в бой, и толстый друг Пипца в последний момент защитит товарища…
И мне нравится простая, но от этого не менее важная идея фильма: чтобы быть супергероем, тебе не нужен костюм. Глядишь, после "Пипца-2" хотя бы на несколько сотен человек больше будут иметь мотивацию жить ради других и начнут пробовать делать этот мир лучше.
Я бы очень рекомендовал сходить на "Пипец-2" любителям таких фильмов, как "Смертный приговор", "Соломенные псы", "Последний дом слева" — картин, где злу приходится противостоять людям, вроде бы к этому не подготовленным. Все остальные, боюсь, могут разделить мнение видных западных критиков и не принять допущенного режиссером чрезмерного дисбаланса. Я же его принял, простил и оценил.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"