"Юзеры - избиратели. Зачем  их трогать?"

 

"Западная концепция защиты авторских прав — бить по тем, кто пользуется. Ведь для адвокатов это серьезный бизнес", — считает председатель комитета ГД по информационной политике, информационным технологиям и связи Алексей Митрофанов. По какому пути в этом вопросе пойдет РФ? Об этом он рассказывает главе медиахолдинга "Правда.Ру" Вадиму Горшенину.

— Сегодня мы будем говорить вообще о новой информационной среде и новых информационных отношениях. То, чего не было достаточно долго и что сейчас Государственная Дума и Комитет по информационной политике во главе с Алексеем Валентиновичем пытается как-то упорядочить, что-то сделать. Было очень много скандальных тем и разоблачений у блогеров: мол, чем эти ненавистные депутаты собираются заниматься. Сегодня мы попробуем узнать, что они хотят сделать с нашей родной, отечественной блогосферой. Алексей Валентинович, какие основные направления деятельности комитета, которые касаются именно блогосферы, информационной среды в виртуальном пространстве. Какие у вас есть наметки? Что вы хотели бы сделать.

— Когда комитет был создан в конце сентября прошлого года, то действительно появилось много всяких утечек о том, что готовятся самые дьявольские планы по закрытию интернета, по контролю над интернетом, ссылались на кого-то. Иногда подкидывали дровишек некоторые наши депутаты своими инициативами.

Например, такая инициатива — регистрироваться по паспорту в социальных сетях. Я, как первоисточник, хочу сказать, что действительно готовятся некоторые нововведения в законодательстве, но они не носят абсолютно никакого драконовского характера, это сто процентов. Более того, пока идет дискуссия внутренняя, которая еще не пришла к каким-то окончательным решениям.

То есть ни один человек сейчас в стране не может сказать, что вот уже что-то созрело окончательно, в окончательном виде. Идет дискуссия, в том числе внутренняя дискуссия между специалистами. Почему? Потому что если такую дискуссию вылить до принятия каких-то приблизительных хотя бы решений, то это будет ситуация октября прошлого года, когда весь интернет пестрел какими-то утечками "что-то уже там готовится".

Я могу сказать в общем виде. Никакого китайского варианта не будет, никакого белорусского варианта не будет. Мы большая страна. Цель одна — бороться с преступлениями в интернете, так же как мы боремся с преступлениями в оф-лайне, в обычной жизни. Так и здесь, в интернете, есть желание и, я думаю, все это поддержат, бороться с совершаемыми преступлениями.

Никакой политической цензуры, контроля какого-то особого никто не собирается вводить. Тем более, что это все бесполезно и неэффективно, мы это прекрасно понимаем. Думаем насчет того, как же защищать авторские права в интернете. Это большая проблема.

Читайте также: Антипиратский закон и халява

Изучается, в том числе международный опыт, знаете, как это развивается в западных странах, в частности в странах Евросоюза, в Германии, где уже давно приходят "письма счастья", так называемые "обманунге", где человеку конкретно говорят "скачал тогда-то, вот справка, фильм, плати тысячу евро и до свидания". Если человек не платит, дальше идут в суд и, в общем, 90 процентов решений суда в пользу адвокатов, которые присылают эти "письма счастья". В Германии только 800 миллионов евро в год объем этих штрафов.

— Какая хорошая добавка к бюджету, наверное.

— Да, особенно в бюджет адвокатов. Даже моя попытка рассказать об этом немецком опыте в кругу специалистов и так далее натолкнулась просто на истеричное восприятие.

— А в чем дело, с чем это связано?

— Специалистов я имею в виду, которые говорят, у нас это невозможно. Причем все эти Дейта-центры имеются, все эти контроли над торрентами существуют, разговор, как они там установят — разговор для непрофессионалов. Все это устанавливается.

То есть очень сравнимо с нарушением ПДД. То есть вот ПДД это в чистом виде, вам присылают картинку: вот вы во столько-то нарушили, так и там. Надо сказать, в Германии, например, многие люди уже боятся скачивать и понятно, что сложными технологическими играми, например, через облако, между нами говоря, можно продолжать это делать. Потому что там просто раскрывают IP-адреса, понятно, да. Но обычный человек все-таки не такой спец.

— А если что-нибудь неприличное, то еще и на стене где-нибудь напишут "вот этот человек скачивает неприличное".

— Да-да. Во-первых, формально могут присылать и за музыку, за незаконное скачивание треков. Там меньше штраф и так далее. Но, как правило, все это происходит с фильмами. Конечно, процесс такой идет, и вопрос о том, как у нас защищать эти авторские права. Я рассказал это просто для примера, чтобы опять же это не было завтра под лозунгом, что вот у нас собираются сделать то же самое. Идет просто интеллектуальный штурм такой и пока, еще раз говорю, решения не приняты, даже в узком кругу специалистов.

— А как? Смотрите, у нас есть такая большая, она, в принципе, и в мире, наверное, в первую пятерку входит, социальная сеть "ВКонтакте". Она существует в первую очередь за счет того, что там много очень…

— Нарушаются авторские права.

— Фильмов, музыки и так далее. Так вот, сколько я не разговаривал с разными людьми, мне говорили, как только "ВКонтакте" закроют все эти вещи и будут только легально распространять, то, что разрешил правообладатель, социальная сеть рухнет. А "ВКонтакте" это одна из инфраструктурных и столпов вообще Рунета.

— Смотрите, немецкий подход, они же бьют по юзерам, они бьют по конечным пользованиям. Вот здесь есть принципиальный подход: идти по юзерам, атаковать тех, кто скачивает или атаковать тех, кто является информационным посредником. Это выбор на самом деле серьезный, в том числе и политический. Некоторые люди говорят "ну, юзеры же наши избиратели, зачем же, как же их трогать". Но вот в Евросоюзе пошли по этому пути.

— Вы же знаете, у нас, например, есть списки экстремистской литературы и если найдут человека, который ее распространяет, с ним будут разбираться, а не с тем, кто подойдет и купит.

— В данном случае, все-таки западная концепция бить по тем, кто пользуется. В том числе — это бизнес. Не будем забывать, что для адвокатов это серьезный бизнес. Сами, кстати, правообладатели не имеют права эти "обманунги" присылать. Их инициируют адвокаты, только адвокатские бюро.

— Это как же так?

— Допустим, адвокатские бюро действуют в ваших интересах и все. Считается, что правообладатели, там десятки тысяч за каждым, проверять каждого невозможно, а адвокаты — это те люди, которые проверят, увидят и все поймут. Поэтому, прямо скажу, вопрос не решен, идет интеллектуальный штурм.

— Алексей Валентинович, по авторским правам в принципе ситуация понятна. Существует огромный клубок неразрешенных проблем, которые касаются именно авторов, которые должны получать деньги за то, что кто-то пользуется их произведениями, это понятно, очевидно. Хотя, насколько я знаю, существует куча пиратских партий, которые протестуют и говорят "а, мы вас не будем слушать и тогда, вас самих не будет, как авторов". Что впрочем, можно подвергнуть сомнению.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"