Новый законопроект, разработанный Минюстом совместно с профессиональными коллекторами, может в корне поменять всю "кредитную историю" населения России. Он предполагает защиту должников от произвола сборщиков долгов. Коллекторам будет запрещено угрожать должникам в любой форме, применять силу и носить униформу, схожую с формой силовых ведомств.
Кроме того, сотрудник коллекторского агентства будет обязан по первому требованию предъявить документы — как удостоверяющие его личность, так и те, которые подтверждают его права на изымание долга. Новый законопроект должен законодательно прописать правовые основы взыскания просроченной кредитной задолженности без участия госорганов. Хотя и сами коллекторские агентства, оформленные по закону и даже одетые в мундиры, чем-то все-таки будут напоминать госорганы.
С другой стороны, с принятием нового закона, ежели он будет принят парламентариями в той форме, которая предложена разработчиками, банки смогут продавать просроченную задолженность коллекторам и без согласия должника, а лишь предварительно уведомив его о факте перехода прав требования долга. Кстати, ни один эксперт, выступивший в прессе по означенной теме, не убежден, что новый законопроект вообще будет принят депутатами, не называются даже предположительные сроки его принятия и даже рассмотрения.
Читайте также: Новые капканы для ипотечных заемщиков
Не секрет, что в этой области по разным причинам и в различных структурах существуют сильнейшие лобби — одни конкретно "за" своеобразное "укорачивание рук" коллекторов, другие откровенно "против". Так что тут если не "вилами по воде писано", то, как минимум, "бабушка надвое сказала"…
Но все-таки проблема есть, и решать ее нужно, кто бы сомневался. Пресса все больше пестрит сообщениями о жестком подходе агентств к, так скажем, весьма своеобразной работе. Хотя поголовно все финансовые эксперты, которые рассуждают в прессе на эту тему, сходятся в одном мнении: в большинстве случаев виноваты в долгах те люди, которые любыми путями берут кредиты, не соотнося свои желания со своими же возможностями. Кроме того, очень немногие внимательно читают кредитный договор, прежде чем его подписать. Особенно то, что написано в договоре микроскопическими буковками. Очень часто именно в этом нечитаемом тексте могут быть заложены такие "неожиданности", что диву даешься…
Конечно, автор этой статьи не собирается ругать почем зря банкиров, банковских служащих или беспощадных коллекторов. Кредит — дело добровольное. Но — "халявных денег не бывает", говорят банкиры и проявляют все больше "непарламентского" рвения при возврате просроченных кредитов.
Наверное, все прекрасно понимают, что значит взять крупный банковский кредит. Хотя, впрочем, не факт. До некоторых долго доходит. Кредит — это ведь огромная ответственность. Не заплатил вовремя — можешь лишиться и вещи или квартиры, которую купил в кредит, и денег. А в наше время банки выколачивают деньги не только с должников, но и с поручителей.
Многие россияне с непонятной легкостью сами залезли в кредитную кабалу. Очень много и тех, кто, не задумываясь, выступал поручителем: подписывался в договорах сразу нескольких, скажем так, приятелей. Что делать, если вас заставляют расплачиваться по чужому кредиту? И вообще — что делать, чтобы избежать "знакомства" с коллекторами?
Ситуацию комментирует "Правде.Ру" кандидат юридических наук, член Международной ассоциации адвокатов Игорь Васильевич Шмидт:
"Увы, в кредитных проблемах играет огромную роль незнание закона и банковских процедур. По моему опыту, лишь каждый десятый из поручителей осознает, на что подписывается при оформлении кредита. И лишь каждый пятый гражданин, сам берущий кредит в банке, внимательно изучает договор.
Не последнюю роль играет и наш российский менталитет. Уверенность в друзьях для нас зачастую важнее, чем в собственном благополучии. Поэтому в момент, когда нас спрашивают: "Будешь моим поручителем?" — проще согласиться, чем отказывать и рисковать отношениями. А ведь поручители несут практически такую же ответственность, как и заемщик. Просто сначала проблемы начинаются у заемщика, а во вторую очередь — у поручителя. Но проблемы не менее серьезные, чем у знакомого, за которого поручились…
Вообще-то традиционно наши (подчеркиваю — российские!) банки, причем практически любые (знаю это по собственному адвокатскому опыту) готовы идти на компромиссные решения. Они чаще всего не ставят целью как бы разорить заемщика или поручителя. Заключайте мировые соглашения, определяйте порядок выплат. Это наиболее выигрышный вариант, как для банка, так и для должника или поручителя.
Добрый совет: когда собираетесь брать большой кредит, возьмите с собой в банк юриста, сведущего в этой теме. И это не корпоративная солидарность с коллегами по цеху — это необходимость. Если на грамотном юристе экономить, часто получается себе дороже! Проблем будет меньше — в первую очередь с судебными приставами и в конечном итоге с коллекторами.
И мало кто знает, что по закону приставы имеют право изъять у должника лишь до половины от любого дохода — зарплаты, пенсии, пособия, но на руках у каждого члена семьи должно оставаться не меньше одного прожиточного минимума.
Изымать судебные приставы имеют право не все имущество, а лишь определенное Гражданским кодексом. Хотя на практике есть проблема в том, что в нормативных актах четко не расписано, что такое "предметы обихода", которые приставы не имеют права продавать. Тут уж все зависит, так сказать, от "чувства меры" судьи…
Хуже, когда банк продает долг коллекторскому агентству. Они-то чаще всего не особенно церемонятся с заемщиками и поручителями и "гребут" все, что могут. Хотя и их законные полномочия все-таки ограничены законодательством. В моей практике было не меньше десятка дел по защите прав должников, которых коллекторы хотели буквально раздеть до нитки.
Так вот: ни приставы, ни коллекторы даже по нынешнему законодательству, весьма, кстати, несовершенному, не могут изъять единственное пригодное для семьи жилье, в том числе земельный участок, на котором расположен дом, где живет семья. Не изымается имущество, необходимое для профессиональных занятий должника, кроме предметов, стоимость которых превышает сто минимальных размеров оплаты труда. Не изымаются предметы обычной домашней обстановки и обихода, одежду, обувь и другие вещи индивидуального пользования, за исключением драгоценностей и предметов роскоши. Остаются у должника автомобиль, коляска и другое имущество, которое требуется должнику в связи с его инвалидностью. Не отбирают призы, государственные награды, почетные и памятные знаки.
Вообще, по опубликованным официальным данным, в пересчете на инвалюту, объем кредитования только физических лиц в России уже превысил 10 миллиардов долларов. И, по разным данным, до 10 процентов из них банки-кредиторы сами никогда не вернут — примерно таков объем невозвратов. Вот этими-то процентами и занимаются профессиональные коллекторские агентства…".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"