Важность этих соревнований в западных СМИ пытались приуменьшить с самого начала. В европейских сводках сообщения о Чемпионате мира по легкой атлетике в Москве задвигались на задний план — ближе к прогнозу погоды и курьезным новостям из британской или испанской глубинки. В самих репортажах — только скупой отчет о победах американских атлетов.
И потом списком в одну строку о российских призерах. Даже победу России в командном зачете ухитрились затолкать в конец спортивного выпуска и тоже телеграфным текстом и чуть ли не скороговоркой. Но…
Сборная России впервые за 12 лет выиграла Чемпионат мира по легкой атлетике. Несмотря на некоторые недостатки, наша страна доказала скептикам, что в состоянии проводить крупнейшие спортивные форумы. Кроме того, организаторам удалось сделать так, чтобы первенство осталось прежде всего спортивным мероприятием, а не ареной для политических спекуляций.
Происходившее на спортивных аренах порой завораживало дух. Однако некоторых на Западе интересовало только одно: использовать спортивный праздник для того, чтобы свести с Россией политические счеты. Ради этого, собственно, и задали Исинбаевой провокационный вопрос по поводу закона о запрете пропаганды гомосексуализма. Чтобы потом облить грязью и ее саму, и страну-организатора в целом.
Покраска ногтей в радужные цвета, посвящение медалей друзьям-геям и даже призывы лишить великую прыгунью статуса посла Доброй воли Международного олимпийского комитета (МОК) имели место. Но атмосферу праздника они не испортили. Так, хулителей Исинбаевой одернул великий в прошлом шотландский прыгун Джонатан Эдвардс: "Она — продукт того общества, в котором живет. Больше 90 процентов населения подписались бы под ее словами".
Австралиец Тристан Томас был еще откровеннее: "Я не хочу говорить ничего плохого о стране, которая устроила для нас такое замечательное мероприятие. В идеальном мире всем было бы удобно быть теми, кто они есть, и иметь те взгляды, которые у них есть". Наконец, сам президент МОК бельгиец Жак Рогге дал понять, что не позволит использовать предстоящую Олимпиаду в Сочи как площадку для политических протестов.
Читайте также: "Антигомофобная" кампания: глупее некуда?
Чемпионат мира по легкой атлетике — мероприятие первого порядка. В "королеве спорта" разыгрывается 47 комплектов наград — больше, чем в каком-то ином виде спорта. Во всех уголках планеты найдется немало тех, кто прекрасно бегает, прыгает и метает разного рода копья и диски. Есть там и спортивная ходьба, выглядящая для неподготовленного глаза весьма забавно. Словом, множество самостоятельных видов внутри одного.
Ни на одном другом мировом первенстве не собирается вместе такое количество олимпийских чемпионов из столь огромного числа стран — более 200. И потому в мировой спортивной иерархии легкоатлетический чемпионат стоит выше любого другого первенства планеты, существенно выше Универсиады, куда приезжают отнюдь не все сильнейшие. На том же уровне стоит Зимняя Олимпиада, а выше — разве что Летняя Олимпиада и Чемпионат мира по футболу.
Поэтому Россия и билась за право провести такое мероприятие — ведь это возможность лишний раз заявить о себе не только на спортивной, но и на политической, экономической, культурной карте мира. И оказалось, что уровень проведения турнира был более чем достойный. Спортсмены и тренеры не стояли часами в "пробках", у них были все условия для тренировок. Значит, можем, если захотим.
Ложкой дегтя можно считать разве что полупустые трибуны в первые дни соревнований. Даже когда прыгала Елена Исинбаева, чаша "Лужников" наполовину пустовала. Здесь явно сказался недостаток рекламы мероприятия. Возможно, некоторые чиновники решили, что турнир сильнейших легкоатлетов — нечто второстепенное по отношению к Универсиаде в Казани и своего рода "приложение" к Олимпиаде в Сочи. Что, мягко говоря, не соответствует действительности.
Небольшие наклейки можно было встретить разве что в вагонах метро. Крупных рекламных щитов, извещающих о чемпионате, наблюдалось мало. По крупнейшим телеканалам о подготовке мероприятия говорили немного. Так что в смысле рекламы нам есть, чему поучиться и в Европе, и в Америке, и в Японии, и в Австралии. Если тамошний город проводит чемпионат мира по любому олимпийскому виду спорта, то анонсы мероприятия будет преследовать вас повсюду.
Впрочем, под конец люди все-таки пришли. В последние три дня почти 80-тысячный стадион в Лужниках был заполнен практически до отказа. И болела российская публика более чем культурно: никого не освистывала, всех приветствовала. Естественно, за своих переживали сильнее и эмоциональнее, но это естественно. И болельщики с Украины, занявшие два огромных сектора, в последний день растянули плакат с благодарностью российским "коллегам", которые радовались за украинцев почти так же, как за своих.
Сборная России не подвела. В последние годы легкая атлетика превратилась едва ли не в главного поставщика олимпийского "золота", и свой высокий класс хозяева соревнований подтвердили. Впервые за 12 лет россияне сумели занять первое место в общекомандном зачете, выиграв семь золотых, четыре серебряных и шесть бронзовых наград. Правда, могло быть еще лучше — сложись обстоятельства по-иному, и число медалей высшего достоинства могло достигнуть десяти.
Чемпионами мира в Москве стали ходоки Александр Иванов и Елена Лашманова, подтвердившие высочайший класс мордовской школы ходьбы. Неподражаемая Елена Исинбаева в прыжках с шестом. Прыгунья в высоту Светлана Школина, сумевшая принять победную эстафету у олимпийской чемпионки Анны Чичеровой. Вновь дальше всех метнула молот Татьяна Лысенко. Александр Меньков очень далеко прыгнул в длину. Наконец, потрясающе пробежала женская четверка в эстафете 4×400 метров.
Можно, конечно, говорить о том, что в некотором смысле мы сделали шаг назад, ведь на Олимпиаде в Лондоне было восемь золотых наград, а на предыдущем Чемпионате мира — и вовсе девять. Однако же соперники тоже не стоят на месте. Конкуренция предельно возросла, медали постепенно "распыляются" по большему числу государств. И за победу в неофициальном командном зачете спорят уже не только Россия и США.
Судите сами. Да, Россия и США выигрывают в самых разных дисциплинах — и в беге, и в метаниях, и в прыжках. Однако "узкие" специалисты тоже не лыком шиты. Так, Ямайка благодаря потрясающим спринтерам Усэйну Болту и Шелли Энн Фрезер выиграла шесть золотых наград — столько же, сколько у американцев. Кения и Эфиопия традиционно сильны на средних и длинных дистанциях. Пять и четыре золотые медали, соответственно, уехали в эти две африканские страны.
Постепенно возвращает некогда утраченные позиция Германия, выигравшая четыре "золота". Великобритания завоевала три награды — а могла бы еще больше, если бы после домашней Олимпиады некоторые ее атлеты не взяли паузу. Впервые за долгие годы сразу два "золота" уехало в Чехию. А страны, выигравшие одну высшую награду, можно перечислять долго. Франция, Польша, Швеция, Ирландия, Колумбия, Уганда, Новая Зеландия…
Отдельно упомянем команду Украины. В прежние времена ее представители вносили огромный вклад в победы сборной СССР. В последние годы ее удел — одна-две золотые медали. В Москве тоже получилось две — Анна Мельниченко в женском семиборье и Богдан Бондаренко в прыжках в высоту. Но победа харьковчанина Бондаренко была одной из самых ярких. Он штурмовал мировой рекорд 18-летней давности и, если бы не травма, мог бы его взять.
Атлеты из Европы, Америки и Австралии занимались своими делами — готовились к стартам и стремились их выиграть. Большинству из них было совершенно не до политических разборок. Они были частью огромного праздника, многие из них гуляли по городу и знакомились с достопримечательностями Москвы. Скажем, поляков очень интересовали наши православные храмы. Африканцы бегали на Воробьевых горах. Кого-то видели в Третьяковке…
Так что праздник спорта в Москве удался на славу. И большинство зарубежных гостей города с удовольствием это признали.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"