Фильм, который страшнее реальности

Если сказать, что картина Юрия Быкова рассказывает "о жизни сотрудников полиции", то дальше, скорее всего, читать никто не будет, ведь кинолент на эту тематику сейчас хоть отбавляй. И самое главное, там все на один мотив. Но фильм "Майор" совсем из другой категории. Там сплошная сермяжная правда жизни, от которой даже становится не по себе.

Майору полиции Соболеву позвонили ранним утром и сказали, что жена рожает. Сев в свой "бумер", он зигзагами полетел в областной роддом. Самосвалы и тихоходные уазики для такой тачки не препятствие. Но тут, откуда ни возьмись, детские саночки на автобусной остановке. Мамка с сыном переходят дорогу, а к ним, чернее черта, несется джип. Тормозить или проскочить? Так владелец джипа и хозяйка санок встретились. И началось! Что именно начинается в подобной ситуации в стране, живущей "по понятиям", много объяснять не надо.

Про майора Евсюкова мы еще не успели забыть, не говоря уже про "подвиги" лейтенантов и чинов пониже. Но если в газетных статьях, телевизионных репортажах и просто в интернете они представлены во всей своей красе, то в кино, их, как правило, тщательно причесывают, проглаживают и напудривают. Жизнь киногероев иногда напоминает реальную только лишь из-за лени и отсутствия фантазии у ее создателей.

А вот Юрия Быкова в чем — в чем, а в лени, явно не обвинишь. Он и пишет сценарии, и режиссер-постановщик, и сам снимается как актер. Монтирует, что после Сергея Эйзенштейна умеют делать немногие. А еще музыку для своих фильмов сочиняет, что вообще редкость, вспоминается только Андрон Кончаловский, пианист по первому образованию. А потом Быков еще объясняет зрителям — про что кино.

Молодой режиссер не делает ничего принципиально нового, просто "сублимирует в произведении искусства свои собственные, а также общественные страхи и ужасы". Все что происходит в его фильме, случалось в реальности. По отдельности. Он лишь сложил каждое лыко в строку. Справился. А почему бы и нет? Человеку хочется говорить о болевых точках общества, нравится снимать кино на остро социальную тематику, о взаимоотношениях между людьми, обладающими административным ресурсом, и теми, кому не повезло.

Между прочим, помогли настоящие полицейские. Прототипы, которых он склонен изображать "как оно есть": наглыми, грубыми, но верными, а точнее, повязанными круговой корпоративной порукой героями и злодеями, храбрецами и трусами. А чего не помочь земляку- артисту! Юрий снял второй фильм в своем родном городе Новомичуринске Рязанской области, что заставляет вспомнить еще одного киноклассика, Ларса фон Триера, который из родной Дании — никуда.

Читайте также: Креативные кинотеатры Москвы — выбор редакции

"Полицейские находятся в "пограничном состоянии" между властью и людьми, — считает режиссер.- Там самые большие нервы, страсти, трагедии. Там наиболее резко проявляются особенности той системы координат, в которой мы существуем".

Малая родина для него — это квинтэссенция российской провинции, тоски и одиночества. И "дым отечества" Юрию помогает. Так же, как первый фильм, второй — собирает фестивальные призы, в том числе, приз критиков Каннского фестиваля и Гран-при фестиваля в Шанхае. Быть может, это неплохо — экспортировать нашу извечную безнадегу?

Хотя фильмы молодого режиссера довольно динамичны, по его мнению: "Мы, русские, — люди достаточно темпераментные. Почитайте Пушкина, Гоголя, Чехова. Краткость — сестра таланта. Если можно сказать коротко, не надо говорить длинно. Я не люблю "шифрования пустоты", ведь наша жизнь так наполнена, энергична, полнокровна даже в депрессии".

Продюсером этой картины стал маститый режиссер Алексей Учитель. Он предложил внести в изначально неплохой сценарий кое-какие коррективы. Чтобы главный герой не так спокойно шел по трупам. Решили чуточку очеловечить главных героев, которым в какие-то моменты действительно начинаешь сопереживать: во попали мужики, как кур в ощип!

Люди занимаются своим делом в определенных обстоятельствах — рулят и разруливают в небольшом городе. А обстоятельства жизни часто бывают таковы: нет человека — нет проблемы. Они профессионалы и, в отличие от всех прочих, могут просчитать последствия каких-то поступков не на шаг, а на два шага вперед. Ну, на три. Но не на десять! Иначе они бы знали, что все эти шаги — ведут к позору и гибели.

Читайте также: Мертвые копы идут в "Призрачный патруль"

Человек может прожить, не задумываясь о нравственности. Просто не попадая в такие ситуации и думать, что жизнь — более или менее приемлема. Но стоит только попасть, вспоминаются общечеловеческие ценности, которые еще иногда называют Богом. Те, кто их проигнорирует, в любом случае ошибается. Если попросту, то фильм о решении одного вопроса: самое ли главное на свете совесть или нет? Три трупа за один день и намечаются еще два — это чересчур или вполне приемлемо?

Прокатчик предложил режиссеру сделать еще поправку, чуть более оптимистический конец фильма, но у него не хватило для этого административного ресурса. Чаяниями режиссера и автора сценария в одном лице финал остался не "как в кино", а "как в жизни". Хэппи энд тоже дело хорошее, нужное и важное, но… в другом кино. Не у Быкова, который надеется, что просветление настигнет зрителя уже по окончанию фильма, и счастливый конец будет после того, как в темном зале кинотеатра зажжется свет.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"


Автор
Юрий Енцов