Герои современной британской инди-музыки The xx, выступившие в "Крокус Сити Холле" в конце июля, судя по всему, сами пребывали в шоке от той популярности, которая на них свалилась. А москвичи, в свою очередь, приятно удивлены, что одна из самых востребованных западных групп так запросто включила российскую столицу в свой гастрольный список.
История создания The xx трогательна и мила: гитаристка Роми Мэдли Крофт и басист Оливер Сим начали дружить еще в школе, оба отличались беспредельной стеснительностью. Им пришлось долго уговаривать друг друга, прежде чем они решились вместе запеть. Интересно, что знакомы-то они были с трех лет, у них даже есть совместная фотография тех времен. Так или иначе, они запели, почувствовали себя увереннее рядом друг с другом и, пройдя через почти обязательную стадию исполнения кавер-версий, начали записывать собственные вещи, обмениваясь материалом через сеть и творя в основном перед сном, когда эмоциональное состояние достигало пика.
В 2005 году дуэт начал гастролировать, и к ним присоединилась гитаристка Бария Куреши, которая позже покинула коллектив. В 2007 году свое место в the xx занял третий постоянный участник и по совместительству саунд-продюсер группы Джейми Смит, который учился вместе с Роми и Оливером в школе Elliot в Лондоне.
Читайте также: Green Day заразили Москву оптимизмом
Дебютный одноименный альбом The xx вышел в августе 2009 года и обрушил на группу шквал похвал со стороны критиков, музыкальных изданий и маститых музыкантов. Почти сразу в их поклонники записались такие личности, как Кортни Лав и Майкл Стайп. Оливер сам рассказывал, насколько шокирован был, увидеть вокалиста R. E.M на одном из концертов группы, приуроченных к выходы дебютного альбома.
Второго и последнего на сегодняшний день альбома фанаты ждали, затаив дыхание. В итоге прошлогодний "Coexist", выдержанный в духе первого диска, никого не разочаровал. Ну, разве только чуточку. Московский концерт The xx был как раз приурочен к туру в честь выхода этой пластинки.
Несколько слов об их музыке, на которую обычно лепят ярлыки вроде индии-попа, пост-панка и дрим-попа. The xx умудрились найти свою нишу среди тех негромких групп, которые добиваются максимальной эмоциональности минимумом средств. Конечно, не последнюю роль в этом играют многочисленные излюбленные для этого стиля эффекты и приемы: сонные арпеджио, космическое тремоло, задержки звука и максимум реверберации везде, где только можно. Конечный результат получился, с одной стороны, весьма новаторским, а с другой, максимально доступным с точки зрения формы и содержания песен. А песни все о том же: о попытках вместить свою бедовую голову в этот мир (и мир в свою бедовую голову) и не затеряться где-то в лимбо, в котором массово застревают герои радиохедовкой "Creep". И все это фоном к всепоглощающему чувству глубокой сердечной привязанности к кому-то.
Лично мне The xx всегда казались настолько красивыми, что это непременно усыпляло: ни одна поездка в электричке под их альбом не закончилась для меня в состоянии бодрствования. С этой точки зрения характеристика дрим-поп (dream — сон, мечта) говорит само за себя. Однако, когда я узнал, что площадкой для московского концерта the xx станет "Крокус Сити Холл", мне стало любопытно: это единственный зал в Москве, где как минимум на таких заведомо негромких концертах можно ждать идеального звука. Например, акустика на прошлогоднем концерте Регины Спектор оказалась настолько идеальной, что было страшно подпевать: было слышно каждое прошептанное словечко каждого зрителя. Поэтому я справедливо решил, что в "Крокусе" The xx однозначно стоит послушать, и не прогадал.
В начале концерта несколько неожиданно (организаторам все-таки стоит об этом непременно сообщать) вышел разогрев в виде группы Race to space. Молодой коллектив, возглавляемый певицей Мириам Сехон и уже успевший себя зарекомендовать на разогреве у нескольких именитых музыкантов, играет интересный англоязычный трип-хоп с вокалом не хуже, чем у Бетт Гиббонс или Скай Эдвардс.
В последнее время очень редко удается встретить действительно интересный разогрев, так что Race to space приятно удивили. Впрочем, и тут не последнюю роль сыграл невероятно четкий, плотный и теплый звук, который, повторюсь, в Москве я слышал исключительно в "Крокусе" (ну, может, разок в "16 тоннах"). Группы отыграла полчаса, после чего сцена опустела еще примерно на 45 минут.
The xx вышли на сцену ровно в 21:30. Оливер и Роми словно вплыли в нашу жизнь со своими инструментами сквозь пелену кромешной тьмы и ярких всплесков света. Свет - вот то, что по-настоящему поразило на этом концерте! Это уже второй раз примерно за месячный период, когда я за все годы походов на концерты переключил все свое внимание на свет (первый — концерт The Killers в рамках феста Park Live). Зал погружался то в кромешную тьму, а потом его доводили до исступления яркие прожекторы. Время от времени лучи направлялись так, чтобы на всем пространстве от пола сцены до потолка зала мы видели логотип группы — большую букву x. Иногда свет мелькал в такт музыки, иногда — в такт тому шквалу чувств, который бурлил внутри зала.
Читайте также: Музыканту, обманувшему слушателя, анафема!
До концерта в "Крокусе" мне не доводилось видеть живых выступлений The xx. Поэтому полагал, что Роми и Оливер должны будут погрязнуть в своем стеснении, не двигаться и смотреть на ботинки. Но они двигались, смотрели друг на друга, реагировали на происходящее, эффектно покачивались, подходили к самому краю сцены, смотрели на зрителей и застенчиво танцевали. Иногда их заспанная музыка вдруг начинала бурлить и булькать, и в эти моменты Роми играла так, будто стоит на одной сцене с Кортни Лав. Оба фронтмена постоянно благодарили многочисленную публику, а мрачный интроверт Роми несколько раз все-таки улыбнулась. Еще они извинялись, что приехали только сейчас. А я тут же вспомнил, сколько нам пришлось ждать Green Day и сколько еще придется ждать Coldplay и Radiohead. А The xx хватило "наглости" не приезжать к нам аж 4 года после дебютного альбома!
Роми и Оливер, конечно, были идеальной сценической парой (порой все-таки не верится, что они лучшие друзья и не больше). Но главным человеком на сцене был, безусловно, Джейми Смит, который успел поиграть сразу на всем: и на электронных барабанах, и на семплерах, и на пианино, и на чем-то еще, порой просто мозгов не хватает понять, сколько существует разных приборов для создания электронной музыки. Именно его стараниями группа мастерски манипулировала с самым важным и красивым элементом их музыки — всплывающей в нужных местах и в нужном количестве тишиной.
The xx были на сцене немногим более часа и успели сыграть 17 песен, включая, конечно же, самое любимое: "Crystalised", "VCR", "Infinity" и "Intro", которое всегда играется музыкантами уже на бис. Конечно, с одной стороны, грешно требовать большего — все-таки у группы пока только два альбома. С другой стороны, могли бы сыграть, например, любимый всеми кавер на "Teardrops". Не сыграли.
Важно то, что концерт превратился в акт обмена самими искренними переживаниями между музыкантами и зрителями, а концертному залу "Крокус" удалось сделать так, чтобы этот обмен не сопровождался визгливыми фидбеками, шипящим вокалом, избытком низких частот и кашеобразной какофонией, как это чаще всего бывает на концертах у нас (да и не только у нас, положа руку на сердце).
Ребята пообещали приехать снова как можно скорее, Оливер сфотографировал действительно внушительный зал, и, судя по фотографии, обнаруженной мной в социальной сети, Роми подарили Чебурашку в футболке и шапочке The xx, а всей группе — почти обязательных матрешек.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"