21 октября 1945 года родился Никита Михалков, актер и кинорежиссер. Наш корреспондент беседовал с мэтром в 2013 году.
Не успел кинорежиссер и продюсер Никита Михалков оправиться от фестиваля ММКФ, как на пороге возникли новые дела. Никита Сергеевич сейчас полностью увлечен своей Летней Киноакадемией, где каждый год обучаются молодые профессионалы от киноиндустрии. Как отметил Никита Михалков корреспонденту "Правды.Ру", талант — это главное. Правда, есть одно "но".
— Никита Сергеевич, Летняя Киноакадемия открывается второй раз. Довольны ли вы своим детищем?
— Прошлый опыт меня удивил и очень обрадовал. Молодые люди, которые на один месяц съехались в Россию из разных стран, на прощание сказали замечательные слова благодарности. И ученики нашей академии — это не абитуриенты, не школьники, это молодые профессионалы, которые хотят совершенствоваться.
— Никита Сергеевич, а что вы хотите донести до своих учеников? В чем заключается основной секрет киномастерства?
— Секрет заключается в создании особой атмосферы на площадке, на которой присутствуют операторы, художники, режиссер, а центром всего этого является актер. При этом и оператор, и режиссер, и художник должны понять, что цели можно достичь только тогда, когда будет удобно актеру!
Гениальный актер Михаил Чехов говорил: "Атмосфера решает все. На площадке, на сцене, за камерой и в кадре фильма". Но правильная атмосфера — это не только темперамент взаимоотношений. Это правильное сочетание ритмов на сцене и в зале. Кино — это не только мотор и стоп, это все остальное, что помогает актеру максимально раскрываться. Это и умение виртуозно владеть своим техническим аппаратом, чего я в последнее время редко наблюдаю в молодых актерах. Если не начать заниматься этим вопрос, мы будем еще долгое время видеть на телеэкранах сериалы, в которых пустые как барабан актеры плачут, а по щекам текут гроздья глицериновых слез.
Есть еще и другая проблема. Русская актерская школа — это огромное количество актеров, которые, закончив театральные заведения, разъезжаются по своим городам. И очень часто они оказываются в совершенной изоляции, с не очень талантливым режиссером и полным отсутствием перспектив. И вот наша академия пытается заниматься всеми этими проблемами.
Читайте также: "Мне обидно за профессию модели"
— Дорого ли стоит обучение?
— Академия будет платной, но это дело десятое. Смысл заключается в том, что если человек одарен, и мы видим, что он перспективен, но не имеет никаких возможностей, мы изыскиваем варианты, вроде рассрочки, например.
— Никита Сергеевич, вот вы заговорили о глицериновых слезах… А может быть не в подходе дело, не в атмосфере, не в обучении, а в самих актерах. Может закончилась в России эра великих актеров?
Пора уже, наконец, прекратить разговоры: "Вот раньше были такие артисты! А сейчас уже среди молодых никого нет и не будет"… У нас все есть. В России огромный актерский резерв, просто нужно дать возможность людям из провинции немножечко подвинуть тех медийных лиц, которые излишне фигурируют на экране и в кино.
— Никита Сергеевич, и все -таки не могу не спросить вас об актрисах, не сходящих с наших экранов и навсегда снискавших народную любовь. Вы неоднократно работали с такими великими актрисами как Людмила Гурченко и Нонна Мордюкова.
— Люся Гурченко — абсолютный профессионал, Нонна — самородок. Гурченко могла сыграть практически все что угодно. Но она могла играть абсолютно гениально только то, что чувствовала. Как только надо было сделать упор на технику или приобретение образа, который ею не мог быть прочувствован, это было, к сожалению, мучительно для нее и для остальных. Когда она попадала в стихию, она играла потрясающе. Люся — звенящая, летящая, она могла совершенно спокойно бросить все, дом, семью, если есть роль, которая ее захватила. Она была неистовая, потому ее карьера такая рубленая, боевая, блестящая.
— С Ноной мы встретились на "Родне", я ее обожал. Она себя не щадила и про себя рассказывала такие истории, которые ее показывали в не очень хорошем свете, но когда она про себя рассказывала сама, это становилось песней. Это великая актриса, прожившая сложную судьбу.
Читайте также: Александр Кузнецов: Надо уметь себя продать
— В заключение хотелось бы задать вопрос, касающийся современных актеров. Сегодня, чтобы стать популярным, актеры идут на любые ухищрения, порой бесстыдно выставляя свою личную жизнь напоказ. И получается так, что порядочность, нравственность в актерской профессии — это не самые востребованные качества…
— Незнаю, я с вами не согласен. Вы же не можете стать безнравственным, потому что это сейчас в моде. Просто не смотрите по сторонам, кто, как и на чем зарабатывает. Если есть внутренний стержень, не надо отказываться от себя. Все равно рано или поздно ваши человеческие качества окажутся востребованы.