Национальный вопрос — одна из самых серьезных проблем современной России. Хоть РФ — страна и мультикультурная не в одном поколении, градус недовольства по ряду вопросов нарастает. Однако общество недовольно ни какими-то отдельными диаспорами и народностями — дело в другом. Люди недовольны хамским, преступным поведением отдельных граждан.
Недавно мне довелось искать съемное жилье, и в каждом из просматриваемых объявлений (а изучить пришлось десятки предложений) одно и то же условие повторялось жирным рефреном: только для славян. Вот так, на самом что ни на есть низовом уровне, национальный вопрос говорит устами благообразных московских бабушек.
Впрочем, не сочтите, будто я собираюсь закатить истерику толерантности, слепую и бессмысленную. Имеет смысл просто разобраться в истоках столь массовой неприязни, возникшей между так называемыми "славянами" и "не славянами". Только раскопав корни конфликта, можно его загасить — от беспорядочного размахивания секатором "куст вражды" обычно лишь пышнее разрастается.
Есть две основные национальные категории, на которые обычно падают все шишки: это народы Средней Азии (которые после развала СССР стали в России иностранными гражданами) и представители народов Северного Кавказа, которые, кстати, являются полноценными гражданами Российской Федерации. Почему я напоминаю об этом, казалось бы, очевиднейшем моменте? А все потому, что многие люди почему-то путаются и думают, например, что Дагестан — это отдельное государство. При этом сразу отмечу, что касаться вопроса трудовых мигрантов из Таджикистана, Киргизии и Узбекистана я не буду: эта проблема заслуживает отдельного обсуждения.
В России предостаточно националистических движений и организаций. К сожалению, их лозунги чаще всего не отличаются конструктивностью и не несут в себе хоть сколько-то реалистичных предложений для решения накопившихся проблем: это просто стихийный, необдуманный выхлоп эмоций. Они способны собрать некоторое количество радикальной молодежи, но не могут предложить адекватных путей выхода из сложившейся ситуации. Выселить, выгнать, побить — вот и все, что они способны предложить. В многонациональной стране, наследнице огромной империи такие разговоры просто несостоятельны, если не преступны.
При этом надо отметить, что, несмотря на обширное распространение, ксенофобия русских не очень глубока и носит достаточно мирный характер. Во-первых, резко отрицательную реакцию вызывают случаи насилия по отношению к, казалось бы, столь нелюбимым иноплеменникам. Скинхеду, забившему в подворотне щуплого таджика, нечего ждать одобрения со стороны общества — в его сторону полетят лишь заслуженные плевки. Русские абсолютно не кровожадны. А возмущение обычно бывает вызвано не просто самим фактом проживания рядом выходцев с Кавказа, а какими-то конкретными их поступками, не укладывающимися в рамки нормального поведения. Да это и естественно — разве смогла бы нация ксенофобов собрать вокруг себя огромную многонациональную империю?
То есть, враждебность в данном случае обусловлена отнюдь не примитивной ксенофобией (по принципу "а мне цвет кожи его не нравится"), а какими-то социально-общественными факторами. Какими же?
Существует две модели, в рамках которых возможно успешное существование наций: первая — это нация, замкнутая в себе, базовой ценностью которой выступает национальная принадлежность. Такие народы способны вполне благополучно существовать и развиваться, но только внутри собственной довольно замкнутой системы координат. Они могут войти в состав многонационального государства, однако сами не способны стать центром и создателем империи.
Читайте также: События в Пугачеве: преступление и наказание
Второй же вариант — это нация, способная создать империю, как, например, русская нация. Необходимым условием для этого является высокий уровень толерантности к иноплеменникам. Нет избирательного отношения к каким-то этническим группам, все существуют по одним и тем же правилам и законам. Принцип справедливости реализуется не только для "своих", а распространяется на всех единообразно. Условно говоря, представитель такой нации в любом конфликте поддержит того, на чьей стороне правда, по его мнению, не придавая особого значения национальной принадлежности участников стычки. А вот тот же среднестатистический дагестанец, к примеру, поддержит дагестанца, не вникая, прав он в конкретном случае, или виноват.
Вот в этом различии и кроется противостояние русского и кавказского менталитетов. Диаспора против империи. Диаспора, с одной стороны, помогает человеку устроиться, защищает его, при случае, даже от уголовной ответственности, что мы имели возможность неоднократно наблюдать. Однако такое покрывательство, основанное не на законе и справедливости, а на принципе "свой-чужой", оно как раз и вызывает наибольшее раздражение. Диаспора, таким образом, принимает на себя ненависть, вызванную конкретным правонарушителем, и эта враждебность начинает распространяться уже на всех ее представителей. Плюс к тому — семейно-родовая организация общества ограничивает способность своих членов к социализации за пределами традиционного общества. Неадекватное поведение некоторых молодых дагестанцев, к примеру, отмечают все, не только русские, но и сами дагестанцы.
Помимо диаспоры, есть и иные факторы, обусловившие напряженность взаимоотношений. Не стоит забывать о том, что возможность приехать в Москву на учебу имеют, очевидно, далеко не все жители Северного Кавказа. Для этого нужны ресурсы, и немалые. Вряд ли сын скромного чабана сможет позволить себе учебу в МГИМО, сюда приезжают дети богатых родителей: чиновников, сотрудников силовых структур, начальников крупных объектов. Выходцы из самых коррумпированных слоев общества, их дети уже изначально носят в себе зародыши имморализма. То же самое можно наблюдать и в России, однако в нашем квелом климате все процессы протекают немного спокойнее, и социальные в том числе. А вот кавказский темперамент, накладываясь на беззаконие, рождает весьма неприятный типаж поведения. Если в прежние эпохи кавказец мог гордиться своими боевыми подвигами, то нынешний молодой студент гордится разве что деньгами своего отца. Кичливость, разнузданность, за которую укоряют кавказскую молодежь, эти качества усугубляются нездоровой социально-экономической обстановкой в тех регионах.
Вообще говоря, Кавказ особенно болезненно переживает общий кризис, в котором находится наше общество: те общие проблемы, которые подтачивают Россию, там находят особенно яркое свое выражение — самый высокий уровень коррупции, самый вопиющий произвол со стороны силовых структур, самое плохое образование. После крушения скреплявшей и вдохновлявшей социалистической идеологии, которой была сцементирована огромная империя, национальные республики стали чувствовать себя потерянными, от чего и начались в них разного рода нездоровые брожения.
Нетрудно заметить, что относительная нормализация ситуации в том регионе совпала с тем, что Россия сама хотя бы немного пришла в чувство, по сравнению с девяностыми. Когда в организме снижается уровень жизненных сил, падает иммунитет, тогда в нем обычно начинается какое-то локальное воспаление. В Российской Федерации таким очагом воспаления является Северный Кавказ. Это как в нездоровой внутрисемейной атмосфере вырастает взбалмошный и невоспитанный ребенок, если подбирать другие сравнения.
Поэтому есть один способ решить все межнациональные проблемы — начать, что называется, с себя. Показать национальным республикам, что на Россию можно положиться, что она сильна и здорова. Ведь, что ни говори, та же безнаказанность проистекает из трусости или подкупности русских полицейских и судей.
Читайте также: Опустошение - главная проблема русской нации
Для того, чтобы снять напряжение в межнациональных отношениях, прежде всего, необходимо извлечь молодых людей из-под влияния и покровительства диаспор, либо же трансформировать это влияние из негативного в позитивное, чтобы они осуществляли морально-нравственный контроль над своей молодежью, а не способствовали своим слепым покровительством поведенческой распущенности.
Доминирующее влияние диаспор сможет поколебать сильное, социально ориентированное государство, которое перехватит у тейпов и кланов заботу о конкретном человеке, поможет ему реализовать себя не по накатанным рельсам семейной традиции, а даст простор для развития, поддержав в начале пути.
Необходима также общая стратегия развития всей страны, какой-то интересный и привлекательный проект, способный увлечь за собой молодых и энергичных, предложив им достойную альтернативу традиционалистской парадигме. Если перед взором что молодого чеченца, что юного русского открыть совершенно новые горизонты, простор для приложения сил, то, скорее всего, молодой чеченец оставит свои адаты, русский — свою водку, потому что новое всегда манит юных и энергичных.
Краткий период независимости Чечни (в то время — Ичкерии) наглядно продемонстрировал, что Кавказ нуждается в России и имеет шансы на благополучное существование лишь в рамках единого государственного образования: слишком уж сложны и запутаны внутренние политические взаимоотношения в том регионе. Поэтому он нуждается во внешнем арбитре, способном привести все разнонаправленные течения к какому-то общему знаменателю, конструктивному типу. Проблема в том, что арбитр этот должен быть очень и очень сильным, и, конечно, мудрым, чтобы преодолеть мятущиеся и разнонаправленные течения и направить их в один поток. Так что корень всех кавказских проблем находится здесь, в России.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"