Россияне хорошо работают, но подпольно

Рост теневой экономики и расширение неофициальных возможностей трудоустройства — характерные особенности рынков труда в постсоциалистических странах Европы, включая Россию. Совсем недавно зампредседателя правительства РФ Ольга Голодец отметила, что 38 миллионов россиян работают в неформальном секторе, 48 миллионов человек трудоустроены легально.

Голодец считает это серьезной проблемой с точки зрения прав трудящихся и их социальной защиты. Хоть для некоторых людей неформальный сектор предоставил более широкие возможности для реализации предпринимательской инициативы, многие стали "самозанятыми" ввиду распада государственных организаций и неплатежеспособности системы социальной защиты. Поэтому ответ на вопрос, можно ли и нужно ли бороться с неформальной занятостью россиян, по своей сути, затрагивает сразу несколько проблем.

Неформальная занятость — проблема или норма?

Политологи считают, что современная формальная экономика нуждается лишь в четверти рабочей силы в мире. Остальные три четверти занимаются выживанием в неформальной экономике. Это происходит как в городских, так и в сельских районах. Центром неформальной экономики считается не крестьянское хозяйство, как полагают многие, а семейные и соседские отношения взаимопомощи. Исследователи отмечают, что нет ни единого экономического объяснения тому, как выжило население Земли, которое не владело землей и не имело значимых активов. Согласно классической экономической теории, оно должно было просто умереть от голода.

Нужно понимать, что образ жизни этих людей был прямо противоположным "индустриальному" человеку. У них не было ни работы, ни пенсий, ни стабильного дохода. Они занимались всем: сельским хозяйством, ремеслом, торговлей на рынке и т. п., их целью являлось выживание, а не максимизация прибыли.

Что касается бывших советских стран, в то время как чиновники пытаются приватизировать экономику, люди пребывают в ее неформальном секторе, который не является ни коммунистическим, ни капиталистическим. В России, по сути, произошел распад государства без создания функционирующей капиталистической модели. В этом вакууме доля неформальной экономики начинает брать верх. Не все хотят жить в формальном секторе — неформальный сектор, как полагают многие, может сделать человека хозяином своей судьбы. В условиях кризиса население России было вынуждено изменить свое поведение на рынке труда в сторону создания семейных предприятий, недокументированного найма, недооценки заработной платы. С экономической точки зрения неформальный сектор является местом перераспределения ресурсов, который, безусловно, оказывает влияние на благосостояние людей. Несомненно, неформальная занятость имела место и в Советском Союзе с его планируемой экономикой, но в то время это было не так распространено и менее заметно.

Читайте также: Безработица в России: снимаем розовые очки

Сейчас же теневая экономика оказывает значительное влияние на государственные финансы: предприятия и работники неформального сектора в значительной степени избегают налогов и сборов, что в свою очередь снижает способность правительства поставлять общественные блага в официальный сектор. Эти общественные блага подразумевают не только поддержание государственных структур, наведение общественного порядка и т. п., но и содержание не слишком эффективной социальной защиты. Считается, что люди, которые работают в неформальном секторе, социально не защищены, но даже формальный сектор в большинстве развитых стран не всегда в состоянии обеспечить комплексную защиту своих работников: медицинское страхование, пенсии, пособия.

Борьба с теневым рынком труда

В формальном секторе принято считать, что неформальные работники сталкиваются с худшими условиями труда, отсутствием гарантии занятости, не имеют трудового договора и, как следствие, не имеют прав на социальные пособия. Но в любом случае, работа в неформальном секторе предпочтительней безработицы, а иногда и лучше работы в легальном секторе.

Не удивительно, что оценки из различных источников относительно неформальной занятости существенно разнятся. Так, согласно официальным данным Росстата, в неформальном секторе занято порядка 17 процентов трудоспособного населения. По оценкам независимых экспертов, в некоторых российских регионах эта цифра близка к 50 процентам.

Несмотря на то, что работа в формальном секторе имеет ряд преимуществ, неформальные фирмы также занимаются трудоустройством людей, что позволяет последним повысить их благосостояние и получить некую социальную стабильность. Неформальный сектор РФ в состоянии предоставить своим работникам доходы, отличающиеся от средней заработной платы от 0 до 50 процентов в минус, так и в пять раз превышающую ее.

Что касается борьбы с теневой занятостью, то российское правительство с 2015 года намерено запретить наличные выплаты, начиная с суммы, превышающей 300 тысяч рублей. Эта мера призвана взрастить банковские резервы и дестабилизировать теневую экономику путем обеления "серых" доходов населения. Законопроект был подготовлен министерством финансов и принят правительством.

Процедура ограничения по использованию наличности будет проводиться в два этапа. В 2014 году будет введен запрет на наличные платежи на сумму более 600 тысяч рублей, в 2015 этот лимит будет урезан вдвое, до 300 тысяч рублей. Исключением будут фирмы с небольшим штатом работников до 20 человек.

Читайте также: Чего сегодня больше всего боятся россияне

По словам аналитика "Инвесткафе" Екатерины Кондрашовой, неофициальные схемы выплаты заработной платы будут усложнены, хотя всегда найдется способ обойти закон.

Основная причина, по которой правительство выступает против неформальной экономики, в том, что ее структуры неподконтрольны власти, при этом имеют возможность накапливать ресурсы и сбережения, которые в свою очередь власть пытается изъять через налоги и сборы. Министерство внутренних дел оценивает оборот неформального рынка в размере 60 процентов от бюджета Российской Федерации. По данным Росстата, сумма фондов, выплачиваемых сотрудникам в конвертах с уклонением от налогов, составляет порядка 15 процентов ВВП.

Коррупция, по мнению правительственных органов, также представляется частью неформальной экономики, поскольку именно в теневых структурах происходят договоренности, которые решаются путем подкупа или других форм уступок.

Отсюда видно, что формализация и легализация трудовых отношений в России — долгий и трудный процесс, который требует не только фискальных и репрессивных мер, но и оживления экономики в целом, путем создания рабочих мест и повышения социальной осведомленности населения.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

А что вы думаете о борьбе с экономической и государственной коррупцией в России? Работает ли Федеральный Закон №273 о коррупции в России, и если не работает, по почему? Если ли у вас план противодействия коррупции в России? Поделитесь этим планом или предлагаемыми вами методами в коментариях ниже.