10 июля Совет Федерации одобрил отказ Государственной Думы от "нулевого промилле". Так что история под названием "выпил кефир — не садись за руль" близка к благополучному завершению. Законопроект направлен на подпись главе государства. Если отмену "нулевого промилле" одобрит и президент, закон вновь начнет учитывать погрешности алкотестеров.
Законопроект первого зампреда Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслава Лысакова был внесен на рассмотрение еще 15 октября 2012 года. В итоге закон с новой цифрой (эквивалентной прежним 0.32 промилле) был одобрен и в Думе, и в Совете Федерации.
Сам Вячеслав Иванович замечает, что в законе, готовящемся вступить в силу, нет ни слова о промилле. И ни слова о том, что водителю можно "немножко" выпить. "Введение возможной суммарной погрешности (0,16 мг на литр выдыхаемого воздуха), — объясняет депутат, — позволит отделить клинически трезвых водителей от тех, кто употребляет спиртные напитки при вождении автомобиля. Подчеркиваю, это не допустимый уровень алкоголя в крови, не максимально допустимая концентрация алкоголя, это именно возможная суммарная погрешность. Почти прежняя. В старых терминах — 0,32 промилле.
Пить за рулем по-прежнему нельзя. В поправке к законопроекту написано: употребление алкогольных, наркосодержащих, психотропных веществ запрещено. Пить нельзя ни грамма. Никакого послабления не будет. Ответственность только усилится. Но в результате введения учета суммарной погрешности мы сможем не наказывать невиновных.
Сейчас, к сожалению, есть пьяные и признанные пьяными. То есть люди, которые не пили. Если человек не пил, то и наказывать не за что".
Читайте также: Страсти по нулю, или Нужны ли нам промилле?
Известный адвокат Людмила Айвар поддерживает возвращение к нормам о ненулевом промилле, еще в 1968 году установленным Международной Венской конвенцией о дорожном движении: "Наверное, когда отменили промилле, это было неоправданно. Сейчас все вернулось на круги своя. Потому что прежде чем включить в закон максимальный размер промилле, возможный для управления транспортным средством, над этим работали и ученые, и юристы, и медики, и психологи. Пришли к выводу о том, что человек может управлять автотранспортным средством при определенной степени алкогольного опьянения. С моей точки зрения, эту степень и алкогольным опьянением назвать нельзя. Алкогольное опьянение — это состояние, когда человек перестает управлять своими действиями, словами и т. д. А то количество промилле, которое сейчас разрешили, свидетельствует о том, что человек либо выпил кефир не первой свежести (в котором гораздо больше промилле, чем в свежем кефире), либо выпил кружку кваса (в жару), либо съел черного хлеба (в котором, кстати, тоже есть алкоголь).
Опасно, когда человек садится за руль в таком состоянии, в котором он неадекватен в отношении своих поступков и не соизмеряет свои действия с возможной опасностью. Он не может предотвратить ситуацию при наступлении опасности, не может среагировать вовремя на перебегающего дорогу пешехода или на свои неуклюжие движения. И поэтому, очевидно, причиняет вред тем, что в неадекватном состоянии садится за руль.
Поэкспериментировали — отменили промилле. И пришли к тому, что это было бессмысленно. Количество ДТП, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, не уменьшилось, а, напротив, увеличилось. Поняли, что от того, выпил ли человек чуть-чуть или не выпил вообще, ничего не изменилось. И пришли к тому, с чего начинали — вернули промилле.
Может быть, рано или поздно вернем переход на летнее и зимнее время. Его отмена совершенно ничем не обусловлена и, оказывается, невыгодна. В отмене промилле тоже не было ничего положительного. Годами советские и западные ученые работали над этим. За рубежом разрешается определенное количество промилле, о чем говорит Венская Конвенция, в числе участников которой и Россия.
Только когда человек совершает правонарушение (административное или уголовно наказуемое), обязательно нужно определять, находится ли он в состоянии алкогольного опьянения. В части 6 статьи 264 УК РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" (т.е. совершение ДТП) есть квалифицирующий признак — состояние алкогольного опьянения, при котором деяние (при наличии погибших) карается до 9 лет лишения свободы (максимально — до 7 лет). В такой ситуации, конечно, нужно учитывать, был ли человек в состоянии алкогольного опьянения при совершении административного и уголовно наказуемого деяния".
Закон, который должен вступить в силу уже 1 сентября, включает в себя не только возвращение "ненулевого промилле". Трезвого водителя защищают от погрешности алкотестеров — а нетрезвому автомобилисту в случае встречи с ГИБДД придется заплатить 30 тысяч рублей и лишиться прав на срок от полутора до двух лет. Санкции ждут не только пьяных, но и их родственников и друзей: тот, кто передал свой автомобиль нетрезвому гражданину и разрешил "покататься" на нем, понесет наказание наравне с пьяным водителем. Штрафные санкции будут точно те же. Если нетрезвый водитель не взял с собой права, его ждет административный арест на срок от десяти до 15 суток (или штраф 30 тысяч рублей для тех, кто не может быть арестован). Вторая встреча пьяного автомобилиста с инспектором ГИБДД обойдется уже не в 30, а в 50 тысяч рублей. Права могут отобрать на срок до трех лет. Те же меры будут применять и к хозяину автомобиля, не сумевшему отказать нетрезвому человеку в просьбе покататься.
Вместе с изменением предельно допустимого промилле меняются и границы административных штрафов: нижняя планка поднимается от 100 до 500 рублей, верхняя — с 5 тысяч до 50 тысяч рублей. Срок давности для привлечения к административной ответственности увеличивается до года.
Читайте также: Л. Айвар: По нашим судам можно ходить вечно
Ряд санкций, вводимых "законом о ненулевом промилле", касается других нарушений ПДД. За превышение скорости на 40-60 километров в час водитель заплатит штраф от 1 тысячи до 1,5 тысячи рублей (за повторное нарушение — от 2 до 3 тысяч рублей). За превышение на 60-80 километров в час — от 4 до 6 тысяч рублей (за повторное нарушение автомобилист заплатит 10000 или лишится прав на год). Тот, кто превысил скорость на 80 километров в час, выплатит штраф в размере 5 тысяч рублей — или на 6 месяцев расстанется с правами (при повторном превышении санкции ужесточаются вдвое).
Проезд по обочине станет дороже в 3 раза (1,5 тысячи рублей вместо 500). Стоимость разговора по мобильному телефону за рулем (без hands free) возрастет в 5 раз (1,5 тысячи рублей вместо прежних 300). За проезд на красный свет водителя ждет штраф в размере до 1 тысячи рублей. За повторное игнорирование сигналов светофора в течение года автомобилист может заплатить уже 5 тысяч рублей и при этом лишиться прав на срок от четырех до шести месяцев.
Пешеходу, нарушившему правила дорожного движения, с 1 сентября тоже придется платить. Максимальный размер штрафа составит 500 рублей. Трезвых велосипедистов и водителей мопедов ждут санкции от 200 до 800 рублей, пьяных — от 1 до 1,5 тыс. рублей.
"Я поддерживаю все сегодняшние инициативы в дорожной политике: и повышение штрафов, и установку камер видеонаблюдения, которые будут фиксировать нарушителей правопорядка на дорогах, — говорит Людмила Айвар. — Это очень важно: вместо того, чтобы увеличивать стоимость бензина, лучше штрафовать тех, кто не выполняет правила игры. Кто считает, что он умнее всех, наглее всех, безответственнее всех и ему за это ничего не будет. Должна быть полностью компьютеризированная система, которая не знает ни про сватьев, ни про братьев, ни про родственников, ни про друзей. Нарушил — заплати. И штрафы должны быть такими, чтобы человеку в следующий раз неповадно было припарковаться на тротуаре, развернуться через две сплошные или превысить скорость движения".
Читайте самое интересное в рубрике "Происшествия"