Президент РАН Владимир Фортов на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС рассказал журналистам о том, как удалось направить предложенную правительством реформу РАН в нужное ученым русло. Сейчас, по словам Владимира Евгеньевича, вопрос о ликвидации академии уже не стоит. Однако впереди много работы над дальнейшими поправками к тексту законопроекта.
Следует заметить, что вид у Владимира Евгеньевича был несколько утомленный. Еще бы, ему столько пришлось пережить за последние две недели — он вместе с коллегами участвовал в многочисленных встречах с представителями государственной власти, во время которых были выработаны поправки к законопроекту, которые, по словам самого президента Академии наук: "позволили избежать ликвидации РАН".
А ведь пост президента Владимир Евгеньевич занял только весной этого года и времени на то, чтобы вообще разобраться во всем, что твориться в подведомственной ему академии у него было явно недостаточно. Приходилось просматривать огромное количество документов, исследовать некоторые вопросы просто за считанные часы — а это не так-то легко даже тем, кто проработал в академии, как Фортов, уже более двадцати лет.
Саму ситуацию Фортов оценил как весьма непростую. На вопрос корреспондента "Правды. Ру" о том, почему, с его токи зрения, такая важная реформа принималась в такой спешке, он ответил, что это была: "…типичная "игра в наперсток". Воспользовались летним периодом, жарой, отпусками для того, что бы под шумок протащить этот сырой и совершенно чудовищный закон. Но вот не вышло, да и уже не выйдет. Президент РФ дал нам гарантии того, что мнение ученых будет учтено, и все наши предложения будут рассмотрены. А председатель Государственной думы Сергей Нарышкин обещал, что при необходимости осенью закон могут вернуть во второе чтение". На вопрос же о том, кто, по мнению Владимира Евгеньевича, стоит за всем этим, президент РАН отшутился: "вот вы журналисты — вы и проведите расследование, выясните все. Мне же самому интересно будет это узнать".
Кроме того, пока Фортов и его коллеги боролись за спасение родной Академии, им постоянно приходилось слышать о себе нелицеприятные отзывы. Например, некоторые радикально настроенные сотрудники институтов РАН постоянно повторяли, что президент Академии идет на соглашение с властями не для того, чтобы отстаивать интересы ученых, а для сохранения своего статуса и зарплаты. Мол, он хочет лишь "выторговать" у правительства неприкосновенность академиков, а на НИИ и их сотрудников ему наплевать. Эти обвинения были, безусловно несправедливы, и диктовались, скорее эмоциями, чем разумом — однако все равно обидно слышать такое от тех, чьи интересы Фортов как раз и отстаивал на протяжении всей последней недели.
Читайте также: "Как один министр три академии разваливает
Не дремала и другая сторона — Минобрнауки, давний оппонент Российской академии наук. Так, 5 июля нынешнего года министр Дмитрий Ливанов в интервью газете "Известия заявил о том, что: "…стоило мне высказать свое мнение относительно нынешнего состояния и перспектив РАН в одном из интервью, как Жорес Алферов и Владимир Фортов покинули общественный совет при Минобрнауки. Тогда это была лишь моя оценка, а не обсуждение законопроекта. И сразу последовал демарш со стороны РАН.
Сейчас Фортов повторяет слова, которые я говорил в свое время, что РАН нуждается в реформах и она несовременна. Я считаю, что его нынешнее поведение — просто лицемерие и никаких реформ, если бы Фортов остался президентом "старой" РАН, не было бы. Это хорошая мина при плохой игре."
Кстати, на пресс-конференции Владимир Фортов назвал подобное высказывание совершенно некорректным и не соответствующем действительности. Он отметил, что: "… министр (Ливанов — прим. Ред.) тогда весной вообще ничего не сказал по делу. Он лишь заявил, что с его точки зрения РАН неэффективна. Ну, а с моей точки зрения эта структура эффективна, и я это неоднократно доказывал. И почему я должен становиться на его точку зрения, которая к тому же ни на чем не основывается? А больше-то ничего и не было, никаких предложений по реформе, никаких обсуждений и разработок, только предъявление своей позиции. Ну и о чем тут было говорить?
Ливанов также не прав, когда говорит о том, что мы не предлагали реформу. У меня еще в предвыборной программе полностью был изложен проект реформы РАН, да и у других кандидатов тоже. И все это было опубликовано. Если он не удосужился с этим всем ознакомиться, то мы-то тут причем? Мы никогда не скрывали и не будем скрывать все наши предложения о реформировании РАН".
Также Владимир Евгеньевич рассказал и о том, чего ему и другим академикам удалось добиться за прошедшую неделю, когда в экстренном порядке были разработаны поправки к законопроекту о реформе Академии наук, внесенном правительством РФ в Государственную думу 28 июня. Он заверил всех, что сейчас ситуация кардинально изменилась и о ликвидации РАН речи больше уже не идет. Новая академия сохранит и контроль над имуществом, и управленческие функции. Так, директора институтов будут назначаться с учетом мнения президиума РАН и коллективов НИИ.
"После внесения поправок система избрания любого директора будет следующей — сначала от института выдвигаются три кандидата на этот пост. Далее они рассматриваются на общем собрании отделения РАН, там возможен отсев некоторых из них, и после кандидатуры тех, кто прошел этот "фильтр", подаются на рассмотрения кадровой комиссии Совета по науки при президенте РФ. Ну, а они уже выбирают, кого назначить, учитывая и мнение сотрудников института, и академиков ну и характеристики кандидата.
Подобная схема говорит о том, что без учета мнения сотрудников РАН ни один директор избран не будет. Этого, кстати, не было в первой редакции закона — там предполагалось, что директора будет назначать какое-то непонятное агентство, сформированное правительством. Но в итоге от этого отказались" — поведал журналистам Владимир Евгеньевич.
Читайте также: РАН не "клуб ученых, от которых ничего не зависит"
Президент РАН (кстати, уже самый настоящий, ибо в то время, пока шла пресс-конференция, президент РФ Владимир Путин подписал указ об утверждении Фортова в этой должности) рассказал так же и о том, что будет с имуществом Академии. "Давайте с самого начала — никакой собственности у РАН нет и не было, все это домыслы. Все, что есть у РАН на самом деле принадлежит государству, мы лишь осуществляем оперативное руководство этим имуществом, ни больше, ни меньше. Но наши оппоненты, зная это, выдвинули совсем уж какой-то непонятный тезис — мол, нужно освободить ученых от несвойственных им хозяйственных функций, пусть чистой наукой занимаются.
Это говорит лишь о том, что они сами, видимо, вообще с наукой дела никогда не имели… Иначе бы знали одну простую вещь — ученый просто обязан уметь управлять своим имуществом. Вот, к примеру, если мне нужно в моем институте (Объединенном институте высоких температур (ОИВТ) РАН — прим. Ред) новую экспериментальную установку построить — так кому же, как ни мне, директору этого НИИ, этим руководить? Я-то понимаю, как ее нужно строить! А они хотели, чтобы в этой ситуации я шел бы к назначенному правительством бюрократу и носил бы ему тонны бумаг — и это при том, что этот "эффективный менеджер", скорее всего, и понятия никакого не будет иметь о том, зачем эта установка нужна и как ее нужно строить.
Этот вопрос был весьма болезненным, однако и тут нам удалось прийти к компромиссу. Агентство по имуществу будет, но в его составе будут и члены РАН, и правительственные чиновники. Ну, а я согласился возглавить его, поскольку подобное сделает работу этого агентства полезной для Академии, это хоть какая-то гарантия того, что мы не получим себе на шею новых бюрократов, которые превратят жизнь ученых в ад. Что касается разговоров о том, будто бы имущество академии используется не по назначению, то это все тоже домыслы. Ну скажите, как такое было возможно бы скрыть, если нас по нескольку раз в год проверяют? На данный момент только 6 процентов всего имущества РАН сдается в аренду, и деньги от этого используются для погашения долгов по ЖКХ.
Часто говорят о каком-то особняке на улице Косыгина с элитными квартирами, якобы незаконно выстроенном на территории, принадлежащей РАН. Да, такой дом действительно есть, его несколько раз проверяли, в том числе и сотрудники Счетной палаты и никаких нарушений законов не нашли. И не найдут, я вас в этом уверяю, потому что все законно — мы имели право там строить подобное здание.
Ну, а вообще за всеми этими разговорами об имуществе и статусе академии как-то многие забывают о главном — о том, что РАН это не только имущество и управленческий аппарат, но и тысячи научных сотрудников. Разрабатывая поправки, мы добивались того, чтобы их интересы были бы защищены. И многое еще предстоит сделать. Например, по новому закону об образовании аспирантура в институтах РАН фактически ликвидирована. Мы считаем это неправильным и будем бороться за ее возвращение.
Или еще — мы сейчас разрабатываем такие поправки, при которых РАН официально сможет заключать договора с коммерческими и государственными структурами на выполнение заказов от них. Многие компании, например РЖД или "Аэрофлот" давно уже этого хотят, но пока для этого нет законодательной базы. Но мы ее разработаем и при этом постараемся сделать так, чтобы деньги, предназначенные для оплаты работы ученых от этих организаций шли бы прямо в НИИ. Это будет справедливо" — рассказал всем присутствующим академик Фортов.
На вопрос же о том, почему бы не сделать РАН просто "клубом ученых", как например, это имеет место быть в США, Владимир Евгеньевич ответил, что: "каждая страна организует науку так, как ей это удобно и с учетом местных традиций. В том же США например, нет министерства по науке, понимаете — министра нет, а вот наука есть! У нас, как вы знаете, другая ситуация.
Но это говорит лишь о том, что нельзя просто слепо копировать опыт других стран — нужно сохранять то, что гарантированно работает, и устранять то, что работать мешает. Ну, а Академия на протяжении всей истории неоднократно доказывала свою эффективность как организации. Так зачем же уходить от этого? В итоге и было принято решение о том, что РАН сохраниться как бюджетная и государственная, а не непонятная общественная структура, как это было в первом варианте законопроекта".
Читайте также: Владимир Фортов: РАН будет сохранена
В заключении пресс-конференции Владимир Евгеньевич Фортов, а также президент РАМН Иван Иванович Дедов поблагодарили журналистов за ту помощь, которую они оказывали ученым во время жарких и острых дискуссий о законопроекте. Ну, а представители СМИ поздравили Владимира Фортова с утверждением на посту президента РАН и пожелали ему успехов в дальнейшей борьбе за введение реформы в нужное русла и, конечно же, крепкого здоровья. Ведь оно будет весьма необходимо президенту Академии наук в самое ближайшее время…