ЕГЭ — окончательно погубит современное образование и ЕГЭ — единственный цивилизованный способ определения уровня знаний школьников, два диаметрально противоположных мнения. Единый госэкзамен действительно расколол общество, потому что ни один житель России не может остаться к этой проблеме равнодушным. Ибо все мы либо учимся, либо учим — детей, внуков, своих учеников.
В популярном издании молодой учитель географии восхваляет ЕГЭ, замечая при этом, что в его классе ЕГЭ по географии сдавали два (!) ученика. А чем занимались остальные целый год? Какой им смысл учить географию, когда в школе все посвящено натаскиванию по ЕГЭ по обязательным дисциплинам? Школьник прекрасно знает, что выгнать его из школы за манкирование географией при отличных оценках по физике, математике, русскому практически не возможно. Поставят "тройку", и делов!
Зачем студенту мехмата география? А если потребуется география по работе, то выпускник мехмата выудит нужное из толстого учебника географии, который зубрят целый год в 11 классе, за полдня. С точки зрения здравого смысла есть два варианта: или убрать географию из школы, или ЕГЭ! Но только потом не сокрушаться, что двадцатилетний перспективный продавец не отличает Арктику от Антарктики.
Читайте также: Жертвы и уроки горячего сезона ЕГЭ
Раньше в школах учили математику и физику, а сейчас — только варианты ЕГЭ. Мамаши даже наставляют частных репетиторов: "Решайте задачки только из вариантов ЕГЭ". А целый век до этого умоляли: — "Научите моего сына математике и физике".
А зачем школьникам нужна математика? Не будем повторять советские сказки о том, что сейчас каждый токарь не обходится без высшей математики. Математика реально нужна, чтобы успешно освоить сложный курс высшей математики в вузе, а также спецпредметы, содержащие элементы математики.
Что ожидает бывшего школьника в техническом вузе через 4 месяца после сдачи ЕГЭ? Построение сложнейших графиков, хитрые пределы и производные функций. Учат ли этому в школе? Да! По крайней мере, учили последние 150 лет. (Одно из моих многочисленных хобби — коллекционирование довоенных и дореволюционных учебников.) А в ЕГЭ всего этого нет. Чтобы нормально учиться в вузе, школьник должен отлично знать алгебраические преобразования, логарифмы, построения графиков, пределы и производные, а в первую очередь — тригонометрию! Чтобы доказать оное школьнику, я просил произвольно открыть толстый курс матанализа, и на одной или двух страницах из трех имелись тригонометрические выражения. А тригонометрию-то в вузе не учат!
Посмотрим, что же нам предлагает в вариантах федеральный институт педагогических измерений? В части 2 в шести самых трудных задачах типа "С" от трех до четырех задач, то есть больше половины, не имеют никакого отношения к тому, что будет проходиться в вузе, аспирантуре и т. д. А ведь именно на задачи типа "С" школьники тратят от 70 до 90 процентов своего времени.
Читайте также: К аферам с ЕГЭ подключили медиков
О задачах по физике я уж и говорить не буду. Отмечу лишь то, что сегодня главная проблема школьника, досконально знающего все физические законы и методику решения задач, — понять то, что имел ввиду косноязычный составитель задач. Попробуйте сравнить русский язык и логику задач ЕГЭ с задачами по физике в задачниках, изданных при Сталине и Николае II. Чем ближе к нашему времени, тем более бестолковой становится формулировка условий задач.
Любой письменный тест хорош лишь для того, чтобы сразу отсеять дебилов. А вот, чтобы распознать умницу, нужно беседовать с ним "тет-а-тет". Это касается и математики, и литературы, и истории.
Неужели не ясно, что при наличии ЕГЭ и Наполеон, и Пушкин остались бы за бортом нашей высшей школы. Пушкин хуже всех в лицее знал математику, а Наполеон плохо говорил по-французски, даже став императором. Тесты бы загробили обоих. Но за три минуты общения опытный преподаватель понял бы, что перед ним гений. Пушкин в 8 лет написал комедию, да еще на французском языке. Правда, сестра смеялась, что это — подражание Мольеру. Но каково! А Наполеон к 16 годам наизусть выучил кодекс Юстиниана, произведения Руссо и написал несколько трактатов по внешней баллистике орудий.
Ну, а ЕГЭ по истории — это просто преступление! Никто не будет отрицать, что у нас сейчас нет общепринятой истории так, как это было в XIX веке в царской России или в советское время. Сейчас около 20 процентов населения считают Сталина величайшим преступником ХХ века, а процентов 60 готовы набить им "фэйс" за подобные высказывания.
Как можно при такой ситуации задавать вопрос: "Был ли СССР тоталитарным государством?" Тем более, что нет официального разъяснения, что такое тоталитарное государство, и относится ли это понятие, например,кнынешнимСоединенным Штатам.
Да что ХХ век! Грамотный историк не рискнет дать однозначного ответа, казалось бы, на самые простые вопросы древней истории. Кто выиграл, например, Бородинское сражение? Кто убил Бориса и Глеба? (Русские летописи говорят: Святополк, а "Сага об Эдмунде": Ярислейф).
Проблем хватает даже с датами. Например, когда началась Гражданская война в России? Историки называют более дюжины дат, начиная с отречения Николая II и до мятежа белочехов, разница между которыми около полутора лет.
А когда началась Вторая мировая война? В учебнике написано: 1 сентября 1939 г. А согласно всем без исключения справочникам — 1-2 сентября 1939 г. в войне участвовали только два государства: Германия и Польша, и боевые действия происходили лишь на 5 процентах территории Европы. А вот вечером 3 сентября в войну вступили Англия и Франция вместе со своими огромными колониями и доминионами (около трети территории всего земного шара). Уже 3-4 сентября боевые действия шли во всей акватории мирового океана: в Атлантике, Индийском и Тихом океанах. Так, когда же началась Вторая мировая война — 1 сентября или 3-го?
Читайте также: Бюджетные места: лириков меняем на физиков
Риторический вопрос: за что должен ставить оценку 5 учитель истории? За соответствие собственным взглядам? Ни для кого не секрет, что среди учителей встречаются и догматики-коммунисты, и ультра-либералы. На мой взгляд, нужно ставить оценку за знание исторических событий, умение сопоставлять и анализировать их вне зависимости от политических взглядов ни учащегося, ни учителя. Понятно, что ни ЕГЭ и никаким письменным тестом выявить уровень знаний по истории невозможно.
Правильно назвать время Бородинской битвы, расположение редутов и флэшей может любой тупой зубрила. А школьник, который грамотно объясняет, чем отличается трактовка Манфреда от трактовки Тарле, Жилина от Коленкура и т. д., заведомо проиграет зубриле, забыв название какой-нибудь флэши.
Главным аргументом сторонников ЕГЭ является то, что талантливый мальчик из Якутска, у которого нет денег ехать в Москву, получив высокий балл на ЕГЭ, может поступить в МГУ на равных основаниях с московскими школьниками. На самом деле ему все равно придется ехать в Москву. Но главное в том, что с самого начала было ясно, что ЕГЭ создает кардинально неравные условия между школьниками столиц и окраин. Да, в Москве и Петербурге возможен жесткий контроль на экзаменах. А как это сделать в таежном селе или в горном ауле Дагестана? И что, московским школьникам, чтобы сдать на 100 баллов ЕГЭ, надо на полгода переселиться к бабушке в тайгу или аул? Об этом пишут все СМИ и… ничего не делается.
Между тем, сейчас век интернета, и бедный мальчик из таежного села или аула так или иначе получит к нему доступ. Почему он не может послать свои труды по математике или истории в тот же МГУ, связаться с кафедрой. По интернету участвовать в различных олимпиадах. Есть десятки способов, как найти таланты в глубинке. И это дело федеральных и местных властей, а также общественности. В любом случае, на поиск талантов уйдет денег на несколько порядков меньше, чем на ЕГЭ.
Читайте также: У России должна быть предсказуемая история
Покончить с ЕГЭ без особых проблем могут руководители, преподаватели и студенты престижных вузов. Для этого просто не надо пускать в них неучей Митрофанушек, то есть тех, кто не имеет понятия о предмете, но приехал в Москву со 100 баллами по ЕГЭ.
Как этого достигнуть? Элементарно просто. Руководство престижных вузов должно требовать внутреннего экзамена. Не дадут внутренний экзамен, требовать собеседования. Не разрешат собеседования, тогда, никого не спрашивая, это внутреннее дело вуза, устроить жесткие контрольные и коллоквиумы уже в сентябре-октябре. И не сдавших сразу отчислять.
А параллельно на олимпиадах, собеседованиях, пусть даже проведенных на общественных началах, выявлять талантливых ребят с невысокими баллами по ЕГЭ и формировать из них резерв, который смог бы заменить Митрофанушек, выгнанных в сентябре-октябре.
Велика при этом и роль студентов, которые могут устроить обструкцию Митрофанушкам. В интернете могут появиться перлы от неучей как по предмету, так и их "хароший" русский язык. Студенты, когда захотят, могут выжить из вуза кого угодно.
Когда неучей начнут гнать в шею из престижных вузов, то гонка за баллами ЕГЭ станет затихать сама собой. ЕГЭ усилиями тех, кто на этом делает деньги, просуществует еще несколько лет и тихо почиет. А историки в XXII веке будут рассматривать его как один из анекдотов отечественной истории наряду с указами Павла I.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"