Вечную проблему пробок в Москве сейчас пытаются решить посредством платных парковок в пределах Бульварного кольца. Проект стартовал 1 июня, однако пока не все идет гладко. Законопослушным водителям иногда просто некуда вносить эти самые платежи: СМС-сервис бывает почему-то недоступным, а паркоматы отсутствуют. Вот и приходится идти на ухищрения.
Надо сказать, что в первые же дни действия этого правила число автомобилей на "платных" улицах снизилось на четверть. Кто-то принял решение не въезжать в центр на собственном авто. Часть водителей стала парковаться во дворах и переулках. В результате тихие дворики центра оказались забиты машинами.
Стоимость парковки: 50 рублей за час. И за несколько дней с момента открытия платной территории с водителей уже успели собрать 2,4 миллиона рублей. Что ж, если не с пробками, то с дефицитом городского бюджета новая инициатива точно справится. Штраф превышает стоимость парковки в десятки раз: водителю, пожелавшему припарковаться бесплатно, выписывают квитанцию на 2500 рублей. Чтобы избежать санкций, автомобилисты стали завешивать номера…
Почти все оборудование для платных парковок (паркоматы, информационные табло и др.) уже собрано. Его установку на московских улицах планируется завершить в начале лета. В зоне стоянки будут работать специальные дежурные, к которым за консультацией по вопросам парковки сможет обратиться любой желающий. Что касается вечной парковочной проблемы — нехватки свободных мест, с ней платная территория пока не столкнулась. Водители предпочитают решать проблему самостоятельно и размещают средства передвижения во дворах. Туда паркоматы пока еще не добрались.
Руководитель проекта "Российский дом Будущего" рейтингового агентства "Эксперт РА" Сергей Журавлев отмечает: "Все это можно было предотвратить, но, как всегда, решили пойти своим путем. Если бы были не платные парковки, а платный въезд, проблема решалась бы проще. Но у нас, как обычно, все дублируется. Есть налог на транспорт? В дополнение — акциз на бензин. Человек фактически платит дважды. То же самое может получиться с платной парковкой и платным въездом.
Хотя платный въезд — мера отработанная. Как турникеты в метро. Почему на ВВЦ мало кто гоняет на машинах? Въезд на территорию платный. А если за въезд надо платить, то и машину там оставлять будет некомфортно. Платный въезд легче администрировать, чем платную парковку. И это бы решало проблему парковки жильцов этой территории. Например, за счет регистрационных карт с отметками о регистрации по месту жительства или собственности на жилое помещение. Это бы решало все проблемы: люди бы и въезжали спокойно, и парковались бесплатно. А остальные просто платили бы за транзит.
Можно было бы обойтись магнитной рамкой и пластиковой карточкой, прикрепленной к лобовому стеклу. И установить камеры, которые фиксировали нарушения. Проехал — не заплатил. Попался на экран — заплатил штраф (такой, что парковаться явно выгоднее).
Читайте также: Автовладельцев загонят на парковки штрафами
Оставили бы три-четыре въезда в центр Москвы с кассами и турникетами, чтобы люди могли оплатить на месте. А по карточкам могли бы оплачивать дистанционно. Это было бы решение современное. А то, что сейчас — атавистическое решение: паркоматы и множество полицейских контролеров…"
Дистанционно оплачивать парковку можно и сейчас — с помощью СМС или скретч-карт. Есть возможность привязать карту к номеру своего мобильного — даже если он корпоративный. Право, эта функция пока еще дает сбои. К примеру, сейчас порой оплатить парковку в центре Москвы бывает просто невозможным: СМС-сервис почему-то оказывается недоступным, а паркоматов поблизости нет.
Отметим, что жителям близлежащих домов разрешили парковаться бесплатно — с 20-00 до 8-00. Круглосуточный абонемент на парковку рядом с домом сегодня стоит 3000 рублей в год.
Напомним, что первый эксперимент с платными парковками — на улицах Петровка и Каретный Ряд — стартовал еще 1 ноября 2012 года. В феврале в городском Департаменте транспорта отмечали: скорость передвижения по этим улицам выросла на 6-8 процентов, а нарушений на дорогах стало меньше. С ноября городской бюджет пополнился на 20 миллионов рублей — и это только за счет тех, кто парковался по всем правилам. Штрафы "потянули" еще на 14 миллионов.
Первый заместитель руководителя экспертного центра Probok. net Андрей Мухортиков нашел в новом проекте как недоработки, так и положительные стороны:
"Сегодня проект платной парковки уже работает в пределах Бульварного кольца. Конечно, пока есть шероховатости, что-то не доработано до конца. Но в целом мы поддерживаем инициативу платной парковки. Разумеется, не для всей Москвы, а только для ее центра, в пределах Бульварного кольца, возможно — Садового кольца. Это соответствует зарубежной практике: в большинстве европейских стран в центре парковка платная. К тому же, центр Москвы хорошо обеспечен метро, здесь сосредоточено до 40 процентов рабочих мест, поэтому разумно стимулировать людей в центре пользоваться не личным транспортом, а транспортом общественным.
Хотелось бы сказать и о недоработках проекта. Не очень хорошо функционировала оплата парковок через корпоративные мобильные телефоны. Были проблемы с контролем оплаты. Кроме того, Правилами дорожного движения платная парковка не регламентируется. Там есть две ситуации — "стоянка разрешена" или "стоянка запрещена". Поэтому администрирование оплаты — задача не ГАИ, а Департамента транспорта Москвы.
Хотел бы обратить внимание: там, где сейчас платная парковка, перерисовали разметку, четко обозначив парковочные места и заузив полосы для движения с 3,5-3,75 м до 3-3,25 м. Этот принцип хорошо бы перенести на все остальные дороги Москвы. Во-первых, люди будут точно знать, где можно парковаться, а где нельзя. Во-вторых, сейчас 3 полосы движения при ширине 12 метров размечают так: 3,75+3,75+4,5 метра. Если в правой полосе разрешена парковка, при ширине автомобилей около 2 метров от правой полосы остается 2,5 метра, по разметке в ней ехать не получится. В результате у водителей есть выбор: ехать по двум полосам 3,75 согласно разметке и или в 3 полосы с нарушением разметки. Правильнее было бы разметить эти 12 метров так: 3 полосы по 3,25 м и справа карман для парковки 2,5 м.
Читайте также: Робокар устранит пробки на дорогах
Кстати, на Алтуфьевском шоссе, Тверской улице, Новом Арбате ширина полосы 3-3,25 м уже сейчас. Это доказывает, что ширина полосы 3 м более чем достаточна для городских улиц, ширина 3,25 — для большинства городских магистралей. Ширина полосы 3,5-3,75 нужна на МКАД и самых крупных магистралей. Более узкая полоса дисциплинирует водителя, заставляет его ограничивать скорость. А это способно защитить, например, пешеходов, переходящих дорогу".
Что ж, парковаться нужно правильно. И обновленная разметка действительно поможет всем участникам движения — но, к сожалению, только на "платной территории". Как сказал в одном интервью координатор "Общества Синих Ведерок" Петр Шкуматов, принятые меры не решение проблемы, а способ заработать на ней. Вряд ли возможно в одно и то же время припарковать по всем правилам все автомобили, въезжающие в центр. Водители приспосабливаются к новым условиям как могут…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"