Некоторые эксперты полагают, что с массовым внедрением робокаров может быть введен запрет на самостоятельное вождение автомобилей на запруженных городских дорогах. Фантастика? Вполне возможно, что вождение без рук вскоре станет нормой. Робокары постепенно входят в нашу жизнь. Создаются все более дешевые встраиваемые системы автоматического управления.
Важно и то, что водители различных стран мира готовы доверить руль автопилоту. C 2013 года в Калифорнии вступил в силу закон, в котором зафиксированы нормы безопасности для испытаний "беспилотных" автомобилей. При этом прописана и необходимость водителя в случае нештатной ситуации взять управление автомобилем на себя.
Закон принят в первую очередь для законодательного обеспечения испытаний авто с установленным роботизированным управление от Google. Ранее для тестов гугломобилей корпорации аналогичные правила были приняты в штатах Флорида и Невада.
Машины с автоматизированным управлением — не просто "фишка" отдельных корпораций, а наше не столь отдаленное будущее. Ряд самых высокотехнологичных автопроизводителей активно развивает эти системы, по цепочке формируя запросы и спрос на определенные электронные девайсы, программное обеспечение и т. д.
Производители видеоаппаратуры уже представили удовлетворяющие самым строгим требованиям безопасности технические решения в виде всевидящих камер. В них используются принципы фасетчатых глаз насекомых, которые, как известно, обладают широким кругозором, то есть в буквальном смысле способны видеть пространство вокруг себя, не поворачивая органы зрения.
Читайте также: Машина без водителя — триллер или реальность?
Подобного рода разработки недавно представили специалисты университета Иллинойса, создавшие единый глаз из 180 микрокамер, которые обеспечивают угол обзора в 160°. Швейцарцы из группы Curvace создали прототип искусственного многофасетного глаза Curved Artificial Compound Eye (CACE), вдохновившись зрительными органами мухи, которая улавливает любые движения вокруг, благодаря особенностям строения глаз, обеспечивающих широкий обзор.
Скорее всего такие визуальные системы будут использоваться в роботах-водителях следующего поколения. Пока свои робокары такие компании как Mercedes-Benz, Audi, Cadillac, BMW и Volvo оборудуют системами опознавания радарного типа — лазерами и ультразвуковыми датчиками.
На днях в Гамбурге Mercedes показал автомашину с системой "виртуального водителя". Она встроена в автомобиль S-класса ценой в 100 тысяч долларов. Как заявляет производитель, робот с достаточной степенью надежности может управлять машиной и в городе так и на скоростных шоссейных дорогах.
Компания Audi также намерена оборудовать полноценным автопилотом люксовый седан А8 следующего поколения. На испытаниях эти седаны с автопилотом проехали самостоятельно 37 тысяч километров. Компания Cadillac создает более простой комплекс Super Cruise — это круиз-контроль, функционал которого предполагает возможность включения автопилота на автостраде. Новинка пойдет в серию уже в 2015 году.
Но кроме новых автомобилей с изначально встроенными роботами, которые в силу высокой будут недоступны для основной массы автолюбителей, разрабатываются и автономные системы, которые можно устанавливать на любые авто. Зимой ученые и инженеры Оксфорда начали разрабатывать такой массовый автопилот. И если первый обошелся почти в 8 тысяч долларов, то в условиях массового производства цена такой системы упадет до общедоступных 150 долларов.
Юный румынский изобретатель Ион Будистану "на коленке" систему стоимостью всего 4 тысячи долларов с вполне традиционным набором из 3D-радара, веб-камер и искусственного интеллекта. Для полевых испытаний Будистану уже предоставлены необходимые средства.
Но как относятся к перспективе стать пассажирами сами водители? Недавно проведенный международный опрос показывает, что значительная часть автолюбителей спокойно относятся к идее внедрения на транспорте компьютерных систем управления. Компания Сisco опросила автолюбителей 10 стран, в том числе и России. В самой автомобилизированной стране мира, США, такие авто по душе 60 процентам респондентов.
Свыше половины опрошенных в России водителей (57 процентов) готовы доверить контроль за дорожной ситуацией и управление автомобилем автоматической системе. Только 43 процента ответили, что хотели бы управлять авто самостоятельно.
Больше всего сторонников роботизированного перемещения в "ленивой" Бразилии, где такая опция по душе 95 процентам опрошенных. Идея очень нравится водителям Индии (86 процентов) и Китая (70процентов).
Примечательно, что во Франции, Великобритании, Германии и Японии роботам-водителям оказались рады менее половины респондентов. Причем в передовой в технологическом плане Японии, таких оказалось всего 28 процентов.
Появление автономных систем управления, как ожидают эксперты, не только резко снизит риски ДТП. Что еще более важно — они позволят намного эффективнее использовать транспортную инфраструктуру. Особенно в крупных городах, где миллионы автолюбителей ежедневно коллективными усилиями создают пробки.
Подсчитано, что роботы благодаря согласованным действиям и движению на определенных скоростях позволят повысить плотность потока движения на 273 процента при той же ширине дорог.Кстати, по этой причине в не столь отдаленном будущем может возникнуть ситуация, которая выглядит необычно с позиций сегодняшнего дня. Если сейчас водителю запрещено снимать руки с руля во время вождения, то с массовым внедрением робокаров может быть введен запрет на самостоятельное вождение автомобилей на запруженных городских дорогах. Ведь человек-водитель нарушает "идеальный трафик", который будут выстраивать общающиеся между собой автомобили…
И вот что интересно. В Японии — стране с самым высоким в мире уровнем роботизации и автоматизации сторонников автопилотов насчитывается подозрительно мало — всего 28 процентов. Может быть, продвинутые в техническом плане японцы уже знают что-то, чего не знаем мы? Например, то, что едва ли не любая автоматическая система может быть взята под внешний и не всегда доброжелательный контроль…
А есть еще и традиционное национальное сочетание агрессивных дураков с плохими дорогами. И смогут ли одолеть эту непобедимую российскую пару зарубежные роботы — большой вопрос. Это означает, что даже с внедрением роботизированных машин, на многих тысячах километров российских дорог отечественные автолюбители будут по-прежнему "работать ручками".
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"